Факультет журналистики: восстание из «мертвых»

Feb 24, 2015 19:32


       Ученый совет ЧелГУ в конце декабря принял решение вернуть факультет. Более двух лет направление «журналистика» существовало в виде части Института гуманитарного образования. Но теперь ИГО предстоит ликвидировать, а с мая 2015 года будущие журналисты официально вернут себе традиционное звание. Но действительно ли это важный шаг? Или перемены заметны только в официальных документах? Об этом мы и решили узнать у студентов и преподавателей теперь уже - снова факультета.





- Какого-то существенного различия я не заметила. Единственное, когда нам только сказали, что будет ИГО, все навели кипиш: "А что у нас будет написано в дипломе, мы же поступали на журфак, а закончим какое-то там направление!" Потом нас уверили, что все будет хорошо, и как-то успокоились. А сейчас, когда снова вернули журфак, на мне это никак не отразилось. Я просто поняла, что лучше всего учиться и развивать свои способности, а закончишь ты журфак или направление «журналистика», нет никакой разницы, - поделилась с нами студентка 3 курса Елена Юдина.



- Если честно, то я вообще не заметила разницы. Предметы вроде не менялись, никаких особенных нововведений не было. Но приятно, конечно, что теперь я, как все нормальные люди, заканчиваю факультет, а не какое-то непонятное "Направление", - говорит студентка 3 курса Алиса Сынбулатова.



- Я очень рада этому, потому что, как я считаю, это повысило авторитет журфака. Меня не очень расстроило то, что я поступала на направление, но стало гораздо лучше, что теперь мы полноценный факультет, - делится с нами впечатлениями от перемен студентка 1 курса Люба Сачаева.



- Никаких неудобств все эти перемены мне не доставили. Я была рада узнать, что буду заканчивать именно факультет, а не направление,- говорит студентка 1 курса Мария Иерусалимова.



«Если честно, то на мне это никак не отразилось, но при поступлении было немного странно поступать на направление, а не на факультет, но после того как журфаку вернули его почетное звание факультета, то стало спокойнее учится», - поделилась с нами Ксения Арсентьева, студентка 1 курса.

А что же думают сами преподаватели?

У Ирины Фатеевой, зав. кафедрой Журналистики и медиаобразования вполне оптимистичные прогнозы:


       - Каким будет факультет, сейчас еще трудно сказать. Но если обратиться к нашей истории и вспомнить, как он был создан в первый раз (осенью 2002 года), то студенты тогда явно выиграли: они стали тогда получать больше «призовых» стипендий, наград, появились средства на финансирование наших учебных СМИ: «Журfix» мы стали тогда печатать типографским способом (до этого печатали на принтере), в 2003 году нашли деньги на прокладку по этажу проводов, благодаря чему появилось и вскоре «заговорило» радио «Диктум», чуть позже оснастили во втором корпусе ТВ-лабораторию и появилась своя телевизионная программа. Как будет в этот раз, я не берусь сказать. Поживем - увидим. Ждать осталось два с половиной месяца.

Доцент кафедры Теории массовых коммуникаций Анна Сумская считает, что это важный шаг для объединения всех сил: и профессорско-преподавательского состава, и студентов, и работодателей − в продвижении качественного журналистского образования на Урале:

- Дело в том, что стереотипы и традиции - инструменты (понятия) достаточно сильные для нашей ментальности, которые держат сознание в определенных рамках и формируют определенное отношение. Отвечая на вопрос о месте работы или учебы, мы сталкивались с проблемами понимания аудитории. И дело не только и не столько в наработке отсутствующего имиджа новой образовательной структуры, да и вообще отсутствующих задач по созданию положительной репутационной истории института. А в том, что созданное ИГО и не предполагало разработки новых перспективных направлений развития, совершенствования подготовки, роста возможностей профессуры… Главная цель, насколько видится, была одна - оптимизация кадровых ресурсов и, соответственно, уничтожение самоидентичности факультета. В то же время одно только название «факультет журналистики ЧелГУ» наполнено такими всеобъемлющими смыслами, теплотой, заботой, профессионализмом… По крайней мере, для меня. Поэтому я с большим оптимизмом отношусь к идее возвращения факультетской общности. Причем, это не шаг назад. Мы пережили не самые простые годы, которые нас многому научили. У нас появилась возможность увидеть друг друга в обновленной реальности, не факультетской. И теперь, мы с новыми силами, вдохновленно и уверенно, будем двигаться вперед.


       - Можно долго рассуждать о достоинствах и недостатках журфака, ИГО, потом снова журфака, но самая главная проблема заключается в том, что для периода трех лет - три раза менять название структурного подразделения - это как-то не солидно. Это вносит полную неразбериху как во внутреннюю работу структурных подразделений, так и сказывается не в лучшую сторону на имидже специальности и университета. Да и мне вообще больше нравится чувство стабильности, нежели перемены, - считает старший преподаватель кафедры журналистики и медиаобразования Анна Морозова.

По мнению Людмилы Зубановой, доцента кафедры Теории массовых коммуникаций, в данном случае речь идет не просто о формальном изменении названия:


       - По сути, назвать, обозначить - это задать некий смысл, имя, формировать своего рода идентичность и принадлежность к профессии. Журналист особая профессия, в которой большое значение имеет персональная ответственность, авторство, то, что называют - своим лицом. В этом смысле, для журналиста очень важно именно называться журналистом, позиционировать себя через это название, а не маскироваться под обобщенной «вывеской» Института гуманитарного образования. При этом, я не считаю, что «жизнь под ИГОм» стоит рассматривать как принципиальный просчет. Это был именно эксперимент, результаты которого продемонстрировали, что переход к прежнему названию - оправдан и уместен, и именно персонализация журналистского образования обеспечивает необходимый эффект.

Более пессимистичные прогнозы у Полины Горпиняк, доцента кафедры Теории массовых коммуникаций:


       - Да, конечно, возвращение брендового имени сыграет свою положительную роль в ходе приемной кампании. Но приемная кампания начинается заблаговременно, а не в последние месяцы перед ее официальным стартом. Мы по привычке пытаемся «выехать» за счет сложившейся когда-то репутации, ничего нового не создавая и никого не поддерживая. Да, мы - факультет, но мы уже давно не коллектив единомышленников, работающих на общее дело. И это системная проблема не только нашего факультета, но и вуза в целом. У нас нет корпоративной культуры, у нас нет поддержки со стороны руководства, нам просто позволяют самим барахтаться в своей луже, или выплывем, или захлебнемся. При этом я точно знаю, что пока что-то могу делать для блага факультета, я буду стараться это делать вопреки всем складывающимся условиям. В этом выражается моя любовь и признательность журфаку.

Как пошутили некоторые студенты с 4 курса: «Неужели мы окончим то, куда поступали?» Видимо, да. И каким будет наш старый факультет по новому приказу - зависит и от всех нас. А пока остается надеяться на лучшее и ждать хороших перемен.

Анастасия Птушко

ЧелГУ, Узнаем, Челябинск, Опросы, Журфак, Журналистика

Previous post Next post
Up