И снова о "
Байках и легендах" :)
Я думаю, сообщество будет не против, если я буду периодически кидать сюда истории, которые нам рассказывают и присылают.
Большое спасибо всем тем, кто откликнулся на предыдущий пост и прислал истории и цитаты преподавателей!
Для тех, кто хочет пополнить коллекцию фольклора журфака - см. пост по ссылке :)
Всем хорошего настроения!
Рассказал выпускник Андрей Павлов, за что огромное ему спасибо:
...Владимирская область. Военный лагерь студентов журфака МГУ. Майор разговаривает со старшиной курса студентом Павловым.
- Товарищ старшина, завтра у всех нас тяжелый день. Предстоит марш-бросок. В-о-о-н до того леса, - показывает майор пальцем. - А до леса, товарищ старшина, километра четыре, но если бегом, то значительно ближе.
...Дождливый осенний день. Группа студентов журфака в телогрейках, сапогах бродит по улицам населенного пункта в Можайском районе в поисках магазина. Студентам удалось вырваться с картофельного поля, чтобы сделать необходимые покупки. У ребят на телогрейках невесть откуда взявшиеся грязного цвета эмблемы с надписью "МГУ". Навстречу - девушки. Слово за слово. Откуда-куда.
- Ой, Маша, - говорит одна, - что ты спрашиваешь, откуда они. Это наши ребята. Видишь на рукаве написано - МГУ. Это - Можайское городское училище.
И истории нашего замечательного Ивана Алексеевича Панкеева:
КАК КЛАССИКА
Эту историю я рассказывал не раз, но очень уж она колоритна.
На первой лекции представляюсь:
- Имя и отчество запомнить легко - меня зовут, как Бунина.
Тишина. Сначала подумал, что все знают, потом усомнился и решил по иному, проще:
- Как Бунина, то есть Иван Алексеевич.
...Прошло два месяца. Начало сессии. Быстро иду по коридору - опаздываю в издательство. В коридоре больше никого. За мной кто-то бежит. Слышу:
- Извините пожалуйста, Антон Павлович!
Подбегает девушка и начинает что-то говорить о досрочной сдаче.
- Но почему - Антон Павлович? - прихожу в себя.
- Но вы же сами сказали, что вас зовут, как этого...
- Кого?
- Ну, как классика!
- Тогда и зовите так - Александр Сергеевич.
- Как Пушкина? - уточняет она.
- Нет, как Грибоедова.
- А он что, тоже Иван Алексеевич? - вдруг вырывается из ее подсознания.
ХОРОШИЙ СЛУХ
Известно, что хороший слух на экзамене - незаменимое подспорье. Но только тогда, когда что-то знаешь. Иначе... Молодой человек знает романы Горького, но не может вспомнить ни одного рассказа. Сзади девушка что-то подсказывает. Он быстро записывает, лицо его светлеет. Подходит, садится, отвечает:
- "Старуха Изз-еэргиль" и "Челкаш"!
Меня настораживает то, как он произносит "Изергиль". Смотрю в лежащий перед ним листок. Там написано "Старуха из Эргиля".
- Прошу, отвечайте.
- Жила старуха в Эргиле...
- А что скажете о Челкаше?
- Ну, это был начальник...
Смотрю - на листке написал, как услышал: "Челкаш был боссом". Девушка, вероятно, подсказала - "босым".
БАЛЕТ
Зная, что я люблю балет, студент решил оправдать пропуск семинарского занятия так:
- Редкий случай - подарили билет на балет, не мог пропустить...
- И что же смотрели?
- "Хованщину"!
- В следующий раз сходите на "Князя Игоря" - там тоже неплохо танцуют...
РИСЛИНГ
- О каком времени повествуется в "Дон Кихоте"?
- Это было давно, очень давно, когда точно - не помню...
- А помните, как звали лошадь Дон Кихота?
- Кажется, Рислинг...
- Но почему - "Рислинг"? - удивляюсь я, помня, что так называется сорт лёгкого вина.
- Понимаете, это была такая кляча, без всякой крепости в ногах...
- Ясно. А была бы с "крепостью", то назвали бы коньяком?
ЛИЗА ДОСТОЕВСКАЯ
- Итак, "Бедная Лиза". Кто автор?
- Карамазов!
Отметив про себя, что "Карамзин" и "Карамазов" действительно в чем-то похожие фамилии, всё же уточняю:
- И кто же из братьев?
- Каких братьев? Он один был.
- Странно, у меня о Карамазовых другие сведения. А о чем произведение?
Девушка начинает смущаться, потом вздыхает и говорит, мудро обходя ситуацию с фамилией писателя:
- Он, автор то есть, описывает, как умеют любить крестьянки.
- Допустим, селянки... И что же - не так, как горожанки?
- Нет! Дело в том, что селянки, они после ЭТОГО, ну вы понимаете...они обычно топятся...
(Сквозь смех слышен бас из аудитории: "Поэтому никого уже в деревне и не осталось".
Но история имела совсем уж необычное продолжение. Оговорка студентки столь прочно засела в памяти, что спустя неделю, оглашая список произведений, я громко произнёс:
- Начнём с "Бедной Лизы" Карамазова...
Д.К. МИРОН
- К следующей лекции прошу сравнить несколько разных изданий "Декамерона".
- Как-как?
- "Де-ка-ме-рон".
Студентка выводит в конспекте - "Д.К. Мирон".
- Что вы написали?
- Что вы продиктовали, то я и написала.
Первокурсник решил дополнить ответ о Ломоносове-журналисте чтением стихов. Но строка из "Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны" "Надежды юношей питают, Отраду старым подают" прозвучала странно: "Науки юношей пытают...". А может, сказал бы Фрейд, ничего странного - во время сессии?
Устная подсказка на экзамене - дело опасное. Забыла студентка блоковскую строку из стихотворения "На поле Куликовом" ("И вечный бой! Покой нам только снится"), кто-то подсказал через два стола, в результате получилось: "И вечный бой покойным только снится...".
Впрочем, этому эффекту много лет. В мои студенческие годы (более 30 лет назад) сокурсник, к ужасу преподавателя, несколько раз Дульсинею Тобосскую отчетливо называл Тобольской.
Если своими глазами не видел напечатанное - не верь уху. На диктанте звучит: "Поэта дом опальный, о Пущин мой, ты первый посетил...". В тетрадке появляется: "Поэта дом опальный опущен мой...". Остается только догадываться, почему это стало возможным.
Пушкину вообще не очень везет во время диктантов. Недавно школьный преподаватель рассказала мне: "Диктую из "Анчара": "И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки", а, проверяя, глазам не верю - написано "И умер бедный Рабунок непобедимого владыки". Может, Горбунок ему вспомнился?
Желая украсить ответ выражением "замок из слоновьей кости", молодой человек громко произносит: "Писатель предпочитал жить в своем замке из слоновьих костей". Разница вроде бы не очень большая, а представить страшно.