Польша. Первая поездка. Первые впечатления

Jul 24, 2016 19:42


Причиной моей поездки стало рождение сразу двух внучек, - благословенных Киры и Татьяны.
Т.к. подготовка к этому событию начиналась задолго до рождения, то к моменту рождения я уже ждал визу и через 2 недели после родов был в гостях у семьи моей дочери в польском городке Радом. Но обо всём по порядку...


1. Дорога туда.
Началась дорога с желания доехать до Радома за наименьшую возможную сумму. После изучения предложений автоперевозчиков я понял, что самым недорогим вариантом будет добраться на поезде до Львова (130-200 грн) и пересечь границу на автомобиле или автобусе (около 400 грн). Я купил купейный билет до Львова за 200 грн и с помощью сервиса BlaBlaCar начал поиск автомобиля, следующего до Радома. Нашелся интересный мне вариант с ценой 230 грн за место. Меня устраивало место и время выезда. Я через сайт написал водителю, но здесь меня постигло разочарование: водитель на связь не выходил, а после и вовсе отменил поездку. К сожалению, это был единственный вариант на тот день, который выезжал утром.
Прибыв во Львов, я остановился у своих друзей, которые ночью меня встретили и на машине доставили к ним домой. Уже утром я увидел еще один вариант на BlaBlaCar в нужном мне направлении. Я срочно связался с водителем, договорились о цене (начиналась она с 90 злотых, а сговорились на 60) и месте встречи. В огововренное время мы встретились в условленном месте и я продолжил свой путь. Водитель оказался моим ровесником из Винницы, следовавшим в Польшу к дочери. С ним мы стали спутниками и собеседниками на ближайшие 12 часов.
Через час мы стали в очередь на пропускном пункте в Раве-Русской, где стояли 7 часов, наблюдая, как в очередь по нескольку раз вклиниваются местные жители. Я думаю, они провозили запрещенные к провозу товары, поэтому им необходимо было успеть как можно большее количество раз проехать до тех пор, пока не поменяются смены на украинской и польской сторонах. Пограничник, который ходил вдоль очереди и переписывал номера автомобилей для соблюдения очередности, при пропуске "не замечал" тех местных, выводя из очереди неместных.
В общем, выглядело это всё так:






После 7 часов стояния в очереди, 2 проверок сотрудниками украинской пограничной службы и экспресс-проверки польской пограничной службы нам поставили в загранпаспорта штампы о пересечении границы и мы двинулись в путь по дорогам Польши.

Что бросается при выезде из Украины на дороги Польши, так это ухоженные дороги с ровным асфальтным покрытием без ям и выбоин и наличие понятной дорожной разметки и дорожных знаков. Водитель еще на границе потребовал пристегнуть ремень безопасности, объяснив, что в Польше штрафы платить мы не планируем, а дорожная полиция шутить не станет. Если по украинским дорогам мы ехали со скоростью около 90-100 км/час, то по польским дорогам так быстро двигаться запрещали ПДД. Вне населенных пунктов двигались со скоростью до 90, в населенных пунктах скорость снижали до 50-55 км/час, т.к. видеокамеры фиксируют превышение автоматически.
В Радом я попал часам к 10 вечера, успев в дороге сомкнуть глаза и пару часов вздремнуть. Там мне организовала теплый прием дочь.

2. Радом.


Радом - это польский город с населением 270 тыс. человек. Полвека назад в нем процветала металлургическая промышленность, выпускалось оружие. В 1976 году, во время очередного повышения цен на продукты питания, инициированного коммунистической партией СССР и воплощаемого в жизнь польской компартией, здесь произошло восстание рабочих. Эту дату помнят и чтят - 25 июня 1976 года. Вот этой техникой производился разгон протестующих рабочих:




Центральная улица города - ул. Стефана Жеромскего.
На ней расположено 3 костёла, много кафе и небольших магазинов.






Также в Радоме я нашел 2 парка: Stary Ogród и парк им. Тадеуша Косцюшки. Кроме них на окраине есть залив Borki.

Город в типичном польском стиле (украинский Львов очень похож на него).
Из магазинов присутствуют маркеты Aushan, Tesco, Lidl, Kaufland, Bedronka. Круглосуточно торгует сеть маленьких магазинов Zabka.

В будние дни магазины открываются, как правило, с 7-8 часов утра. В субботу некоторые магазины не работают, а некоторые работают в режиме сокращенного рабочего дня.

По статистике, в Польше на 1000 человек приходится 482 автомобиля. Ездят поляки, в основном, на авто немецких брендов эконом-класса и бюджетных машинах 5-10-летней давности. Премиум-класс в автомобилях там встречается редко. Совсем остутствуют на дорогах китайские представители автопрома и прожорливые внедорожники, которых полно на убитых дорогах Украины. В связи с тем, что топливо в Польше дороже, чем в Украине, я заметил, что в автомобилях поляков преобладают дизельные двигатели. Если установлен бензиновый агрегат, его стараются снабдить газобалонной установкой.

Доходы населения выше, чем в Украине. Минимальная зарплата составляет 1850 злотых при аналогичных ценах на продукты питания. Средняя зарплата находится на уровне 3-4 тысячи злотых. Газ и элетроэнергия в Польше дороже, чем в Украине. В магазинах Польши мало рыбы. Как морской, так и речной. Так, которая продается, в 2-3 раза дороже украинской. Наверное, сказывается то, что Ураина имеет выход к Черному и Азовскому морям, а Польша - лишь к Балтийскому. Сладостей продается много, но дорого. В Украине сладости дешевле в 1,5-2 раза. Халва продается греческая и турецкая. Зефира нет вообще.

Развит малый бизнес. Достаточно большое количество небольших магазинов, мастерских, салонов крастоты ателье и бюро.






Медицинских учреждений в Радоме немного. Среди них преобладают частные клинические и стоматологические кабинеты. Из государственных я видел только Мазовецкий воеводский госпиталь (аналог нашей областной больницы).


Так как я приехал на помощь дочери, то занимался я,в основном, помощью по хозяйству и присмотром за внуками. По этой же причине я не выезжал из Радома. Пробыв в этом городе месяц, я собрался в обратный путь.

3. Дорога домой.
Она началась с покупки билета до Львова. У меня уже был билет на поезд и мне необходимо было добраться до Львова. Просмотрев предложения на BlaBlaCar, я понял, что добираться автобусом мне будет проще и безопаснее. Преимущество автобуса, в данном случае, состоит еще и в том, что пройти границу частным автомобилем, при наличии очередей, будет дольше, чем автобусом, т.к. автобусы имеют более высокий приоритет прохождения очереди. Мой выбор пал на Busfor. Билет был куплен на сайте. Выезд запланирован на пятницу, 16 июля, 17-00. В билете указано, что автобус Setra, следующий по маршруту Варшава-Радом-Львов, отправляется из Радома в 17-00. Задержка на 5 минут. Здесь все понятно, - тянучки случаются и на польских дорогах. Вместо Setra приехал MAN. Причина неизвестна. В автобусе есть Wi-Fi. Через полчаса после начала движения задаю водителю вопрос: "Скажите, Wi-Fi работает?". Ответ: "Так никто не просил, мы и не включали!". Чувствую себя на украине, - у нас любят оправдывать свои промахи, обвиняя окружающих. Попросил включить. Включили. Только оказалось, что пароль к Wi-Fi написан на табличке только в средней части салона. ОК, пошел и прочёл. Думаете, заработал интернет? Нет. Подключение есть, а интернета нет. Немного владея навыками подключения к панели управления маршрутизаторов, захожу в панель управления. Читаю, что используется мобильный интернет польского оператора Plus. С помощью USSD-запросов узнаю, что на счету данного номера совершенно нет денег:


Дальнейшие разбирательства в данном направлении я счёл бессмысленными и смотрел, как водитель транслирует по половине фильма, потому что до конца ему досматривать неинтересно.
По дороге до пограничного пункта мы делали 2 остановки на заправках.
Первая остановка была внеплановой, - водитель забрал упакованный батут (наверное, дополнительный заработок). Ничего не имею против попутной доставки грузов, если автобус движется по графику. НО... мои земляки-украинцы, которые выходили из автобуса, за 5 минут оставили на газоне возле заправки окурки и банки из-под пива. Я начинаю понимать, почему в Польше не всегда дружелюбно относятся к украинским гражданам.
Вторая (плановая) остановка прошла более успешно, т.к. рядом был маркет, урна и сотрудник заправки, который наводил порядок.
Границу мы прошли за час: сначала сдали паспорта польскому пограничнику, через 20 минут получили паспорта и повторили процедуру на украинской границе. Польские пограничники не "трусили" автобус, - был проведен беглый осмотр багажного отделения. Украинские пограничники заинтересовались личностью одного пассажира, но, уладив с ним вопрос, через 5 минут мы продолжили движение по украинским дорогам.
Что запомнилось на украинской границе, так это круглосуточный туалет по 3 грн и пограничник, решающий вопросы провоза чего-то с человеком, который пытается с ним договориться.
Через 1,5 часа мы достигли железнодорожного вокзала Львова. Общий путь из Радома занял 8,5 часов.
Во Львове меня снова встречали мои друзья.
Проведя с ними почти сутки, я успел отдохнуть сам и помочь отдохнуть им.
Дорога в Киев заняла ночной переезд длиной в 8 часов в поезде с работающим кондиционером и адекватными проводником и пассажирами.

4. Общие выводы от поездки.
- женщины гораздо выносливее мужчин и более стрессоустойчивы. Я видел как они сидят с маленькими детьми, успевая готовить кушать, стирать, наводить порядок в жилище. В течении суток пробовал подменять дочь в этих вопросах. На восстановление сил у меня ушло еще 2 суток;
- поляки - гостеприимные, воспитанные и трудолюбивые, в своём большинстве, люди. Видел, как они в 4 ночи на пустынной дороге без машин и полиции переходят дороги по пешеходному переходу, - мы так еще не научились. Менталитет не тот. Это касается не только переходов, но и многих других сфер жизни;
- не место красит человека, а человек место. Где бы я ни ездил, всегда находятся как те, кто умеет сделать и поддержать порядок, так и те, кто хочет установить свои порядки (а чаще - беспорядки);
- коррупция и бюрократия есть везде. В Украине её больше, чем в Польше;
- государству, в котором я живу, есть чему поучиться у соседа и в плане ведения хозяйства, и в плане заботы правительства о населении. Хотя и у поляков еще не всё идеально.

туризм, Польша, 2016

Previous post Next post
Up