Человеку, три дня подряд просидевшему в обнимку с тюбиком клея "Момент", жизненно необходимо не просто проветрить, а проветриться
Так что я отправилась через весь город посмотреть на Кировский завод
После "Красного треугольника" осталось скорее горькое чувство: там много красивой промышленной архитектуры, однако большая часть находится в плачевном состоянии. Здесь все не так. Кировский завод действует, и пусть "обычных" цехов здесь побольше, все же каждое здание выглядит достойно и радует своим внешним видом
Снимать на территории можно довольно ограниченно, так что других фотографий оттуда не покажу, к сожалению
Жить в Петербурге и никогда не слышать про Кировский завод, наверное, просто невозможно. Поэтому некоторое представление о предприятии у меня было. Но я никак не могла предположить, что значение завода для города столь масштабно
Здесь выпускали все! В разное время, но практически любые виды продукции из стали выходили из стен завода и работали как в мирное, так и в военное время
Началось все с пушечных ядер
В самом начале девятнадцатого века несколько шотландцев, среди которых был Чарльз Гаскойн, основали чугуноделательный завод. Сначала в Кронштадте, а затем Гаскойн решил переместить предприятие туда, где располагалась его дача, на южной окраине Петербурга. Собственно, до сих пор оно там и стоит %)
После чугунных ядер начали выпускать также ружья, а также металлические элементы для архитектурных ансамблей, но все - исключительно по военным заказам
Ближе к середине века завод перешел на изготовление рельсов. То один, то другой арендатор пытался их делать, однако же неизменно прогорал. Пару лет цеха и вовсе простояли закрытыми. А потом появился Николай Иванович Путилов. Он тоже начал делать рельсы, однако по какой-то собственной технологии, и эта продукция наконец-то стала хорошо расходиться
Несколько позже на теперь уже Путиловском заводе приступили к производству вагонов и паровозов, а затем - кораблей и артиллерийских орудий
В том числе выпускали и первые трамваи - конки
Конка очень долгое время была "мужским" видом транспорта. Женщины тогда носили пышные юбки, и забраться сначала на подножку, а потом и на второй ярус могли ценой огромных усилий и собственного стыда - юбку нужно было поднять, причем довольно высоко. В общем, пришлось дождаться, пока мода сменится %) Но это так, отступление
К сожалению, Николай Иванович закончил свою жизнь печально. Все средства он вкладывал в свое производство, и богатств не нажил. Когда он решил прорыть канал, который бы позволил кораблям заходить в Петербург, владельцы портов организовали кампанию против Путилова. Дела его пошли плохо, слабое сердце не выдержало, и Николай Иванович умер
Потом еще управлял заводом его, кажется, внучатый племянник, тоже Путилов. Этот уже был больше экономическим гением, нежели инженерным, сделал предприятие акционерным обществом. И, можно сказать, с тех пор и до самых девяностых производство было исключительно успешным или, по крайней мере, востребованным
Путиловцы получали неплохую зарплату. Однако это не мешало им быть в авангарде политических событий каждого периода времени. События 1905-07 годов начались именно с их забастовки. На заводе митинговал Владимир Ильич, а рабочие, в свою очередь, ходили к Зимнему
Можно долго рассказывать про разные полезные штуки, которые изготовлялись на Кировском заводе. Были среди них и чудо-пушки, и корабли, которые назывались новиками, и вагоны (в том числе один бронированный). Буры, землечерпалки, тракторы, краны, комбайны, трамваи (уже на электрическом ходу)... Все, что необходимо было производству, делали здесь в некотором количестве. Правда, редко что становилось на поток - скорее разрабатывалось, "обкатывалось" и уходило на другие предприятия
А потом началась война, и завод "определился" с основной продукцией. Ею стали танки КВ (затем ИС), а после эвакуации - винтовки и боеприпасы
Большую часть сотрудников и оборудования увезли в Челябинск, где тракторный завод стал новым "домом" Кировского завода. Его даже назвали Танкоградом. В Петербурге осталось не так много мощностей, однако предприятие не закрывалось: линия фронта была очень близко, а здесь довольно быстро можно было отремонтировать поврежденные противником машины
В послевоенное время завод вернулся на свое привычное место и снова начал работать в полном объеме. Выпускали тракторы, затем вездеходы для исследований Антарктики, центрифуги и турбины
Предприятие существовало как город в городе - со своей поликлиникой на территории, газетой, радио, с собственными событиями. Радио сейчас вроде как перестало работать, а к поликлинике сотрудники прикреплены частной, по полисам ДМС
Это первые модели тракторов "Кировец", шестидесятых годов. Созданы они были на основе фордовских двигателей. Конструкции не самые удобные: весь день отчаянно трясет, вокруг шум, а к вечеру ты полностью заляпан грязью. Но тракторы совершенствовались, и в какой-то момент стали гордостью нашей промышленности. Худо им пришлось лишь в девяностые, но к данному моменту репутация "Кировца" восстанавливается, и его вполне охотно берут не только в странах СНГ, но и в Германии, Венгрии и даже в Канаде
Сейчас Кировский завод - это несколько разных предприятий с общим директором во главе, но и с отдельными на каждом из них. Это помогает поддерживать производство, содержать здания в хорошем состоянии и, собственно, зарабатывать деньги. Основными направлениями остались тракторы и сельхозтехника, а также турбины. Недавно на заводе выпустили партию вагонов для нашего метро, их можно встретить на зеленой ветке
По музею мы ходили не меньше полутора часов. И еще почти столько же - по территории самого завода. С проходной я уже практически выползала. Но, черт возьми, это так интересно!