С утра жж-дайджест подкинул интересное интервью с Тильдой Лови, французской художницей и скульптором, ведущей детской студии «За любовь к искусству» («Pour l’Amour de l’Art»). Полностью интервью можно почитать
на сайте Летидор, а я решила поделиться понравившимися отрывками из интервью:
Главное для меня - это показать человеку, каким путем идти с двух измерений к трем. Когда я говорю два измерения, имеется в виду вся работа на бумаге, это и фотографии, и коллажи. А три - это когда мы уже занимаемся лепкой фигур из глины и не только. В этом году мы будем добавлять очень интересные материалы и использовать совсем новые оригинальные техники. Современный человек живет в мире экранов, вокруг все плоское, в двух измерениях. Поначалу дети даже не понимают, что такое объем, а в ходе занятия они не только видят, но пропускают через себя новые ощущения - трехмерного пространства. Так они знакомятся с миром, в котором живут, учатся воспринимать его объемно.
..........
Я думаю, уже с семи лет (или раньше, опять же все зависит от ребенка!) можно ему рассказать о произведении искусства, но не нужно объяснять, почему это красиво. Например, сказать, как зовут автора картины, что он очень известный, жил в такое-то время. Можно объяснить задумку автора. Допустим, вы стоите с сыном перед картиной Джоконды, которая известна своей улыбкой и тем, что смотрит на тебя как икона со всех сторон. Это можно ребенку объяснить, задавая вопросы: куда она смотрит? Он скажет: на меня она смотрит. А вы: иди в другую сторону, куда теперь направлен взгляд? Он опять ответит, что на него. И сделает вывод, что куда бы он ни стал, Джоконда будет смотреть на него. Потом можно поговорить о ее улыбке, какая она. А потом сын сам для себя решит, нравится ли ему картина или нет. И это будет именно его мнение, а не как считается правильным. Ребенок учится мыслить, оценивать, это очень хорошо.
Разумеется, самым маленьким нужно давать минимум информации, и как я уже говорила, выбирать выставки по возрасту. В зале наивного искусства и малыш получит удовольствие, а говорить особо не требуется - и так все понятно. И, конечно, не надо навязывать ребенку оценку: вот это шедевр, а это худшее произведение искусства. Ваша задача - поделиться с ним информацией, эмоциями. И, по возможности, передать чувство эстетизма. То, как ребенок будет воспринимать искусство, очень сильно зависит от родителей. Но не все мамы и папы имеют время заниматься культурным развитием своих детей.
..........
Я не занимаюсь историей искусства, это не моя цель. Но есть периоды в искусстве, которые мне наиболее близки и к которым я обращаюсь, чтобы объяснить что-то детям. Например, египетское искусство ребенку понять довольно просто. Потому что искусство египтян как дневник. Рисунками и миниатюрами они описывали, как жили, что делали. По миниатюрам можно отследить жизнь человека с рождения и до конца, с утра до ночи. Ребенку это интересно, потому что поначалу он делает очень маленькие скульптуры. А потом, чтобы помочь ему лепить большие фигуры из глины, я покажу ему фотографии пирамид, расскажу о них. То есть я пользуюсь искусством в истории, а не историей искусства. А временным этапам в искусстве ребенок будет в школе учиться, когда у него это будет в программе.
Маленьким детям вместо рассказа об истории развития искусства лучше показать древние скульптуры. Они такие грубые, простые и тем самым очень интересные - как будто их ребенок сделал.
..........
Пока ребенок имеет лишь свое внутреннее видение, где он живет, что его окружает. Но не в силах представить себе горы и океан, которые никогда не видел. Нужно расширять его внутреннюю географию. Смотреть те же русские мультики. У вас есть такие чудесные мультфильмы, в них много природы и отношение к детям показывается прямое и позитивное, что очень хорошо. Полезно знакомиться и с таким творчеством. И, в конце концов, не так уж важно, в какой последовательности вести их по увлекательному миру искусства, главное, чтобы путешествие доставляло удовольствие.
..........
Одна из важнейших функций искусства - гармонизировать человека. Занятия творчеством помогают ребенку лучше принимать этот мир, который страшно агрессивный. Уже рождение - это агрессивно. Самовыражение в искусстве поможет ему лучше понять и принять мир и себя в нем. Когда ребенок создает что-то новое, тот же рисунок, это позволяет ему лучше прочувствовать свою связь с миром. Он не просто выброшен в жизнь с ее тревогами и проблемами, он сам - творец этого мира, и многое зависит от него самого. Таким образом, творчество дарит ребенку радость осознания себя как маленького творца, ему становится комфортнее взаимодействовать с окружающим миром.
..........
Некоторые дети любят смотреть на мрачные картины, раскрашивать фигурки из глины черным, а для рисования выбирают такие цвета, как черный, серый, коричневый. Это стремление ко всему темному и тусклому, наверное, говорит о каких-то проблемах? Нужно ли забирать у детей мрачные краски, а взамен просить рисовать яркими жизнерадостными цветами?
- Это для нас краски мрачные, а для него, может быть, и нет. А вообще от культуры зависит. Например, белый в китайской культуре - это смерть. Красный может восприниматься как кровь, страдание, а для китайцев, напротив, символизирует жизнь. Ребенку могут просто нравиться темные цвета. Конечно, если он только ими и рисует, нужно показать ему другие варианты. Сесть вместе с ним и нарисовать солнышко, облака, траву сочными красками и попросить его изобразить что-нибудь подобное. Но все это важно делать мягко, без давления.
На своих занятиях я специально предлагаю детям «шведский стол» из красок, пастели, графита и других профессиональных материалов для создания произведений искусства. Это изобилие пробуждает в них аппетит, им все хочется попробовать! Даже самый грустный ребенок не устоит перед таким красочным искушением. И уже через несколько секунд он отбрасывает свой графитный карандаш и тянется к золотистой краске. А иногда ребенка, рисующего черного монстра или просто дождливую погоду, грозу, лучше не трогать. Бывает, что он просто очень устал, а темными линиями, резкими движениями выбрасывает скопившуюся энергию утомления, свое раздражение. В этом нет ничего страшного, не стоит бить тревогу. У меня такие дети, немного отдохнув, уже рисуют красочные картины.
Любящие родители могут сами почувствовать, что именно сейчас нужно их ребенку. Может быть, и не рисовать вовсе, а хорошо отдохнуть, или побегать во дворе. Важно учиться прислушиваться к нему. Все должно быть в свое время и, главное, при желании.