Сегодня я продолжу прошлую тему. Для начала отмечу то, что в сегодняшних рассуждениях я буду активно использовать интересный научный труд, а именно - свою собственную дипломную работу (успешно защищенную более двух лет назад), озаглавленную как «Связь музыкальных предпочтений и тенденции актуализации».
В прошлый раз я закончил на том, что в каком-то определенном жанре музыки человек чувствует отражение своей сути, своих глубинных убеждений. Из этого тезиса, а также из моих предыдущих соображений следует вывод - чтобы определенная музыка действительно отражала некие глубинные тенденции конкретного человека, она должна быть им понята и принята на двух уровнях: на эмоциональном и на интеллектуальном. С эмоциональным уровнем обычно все понятно. Считается, что если песня «втыкает», зацепила, «нравится» - значит, в ней есть эмоциональный заряд. Это правильно, но как тогда приблизиться к интеллектуальному восприятию музыки? Разве интеллектуальное восприятие исключает интерес? Или, если музыка мне нравится, я слушаю ее только эмоционально, а не интеллектуально?
Эти вопросы сами по себе просты, но ответы на них не столь уж коротки и требуют детального погружения в тему. В моей дипломной работе я ответил на эти вопросы, но (в силу формальных требований к научной работе) порой слишком подробно, слишком сложно формулируя мысли. Сейчас я хочу сделать то же самое, но проще и понятнее.
Итак, вперед. Интеллектуальное слушание - это, прежде всего, понимание музыки. В чистом виде оно диаметрально противоположно эмоциональному восприятию. Потому что эмоциональное восприятие - это реакция на музыку. Это всего лишь отклик на раздражитель. Идеал эмоционального восприятия - это «погружение» в музыку. Это состояние захваченности музыкой. Иногда в таком состоянии хочется слушать один и тот же трек буквально десятки раз. Чувствуется «слияние» с музыкой, ее близость своему состоянию.
Однако если слушать музыку только эмоционально, мы не сможем понять это свое состояние. Мы просто чем-то захвачены, вовлечены в движение, но чем именно? Внимание на этом не останавливается, внимание захвачено самим процессом, а не целью этого процесса. Мы просто в чем-то поучаствовали. В какой-то поездке за грань обыденности, которую мы можем повторить по собственному желанию. Но куда именно мы ехали и зачем, не всегда остается понятным. «Мне просто нравится эта музыка» - вот характерные слова человека, слушающего музыку только эмоционально.
Кстати говоря, я сейчас говорю про музыку совершенно любых жанров и направлений.
Интеллектуальное прослушивание - это анализ произведения. Это соотнесение одного произведения с другим, сравнение произведений. Это «отношение к материалу как к несущему смысл, идею, способную пробудить в человеке гамму чувств, происхождение которых он способен воспринимать и анализировать» (цитата из моего диплома). Это изучение текста произведений. Понимание средств выразительности музыки. Изучение структуры произведения. Изучение исторического контекста, в том числе изучение личности автора, исполнителя.
Это способность абстрагироваться от эмоциональной реакции на произведение, и, следовательно, способность прослушивать и анализировать субъективно неприятные произведения. То есть это и открытость новому, в том числе.
Когда я только начинал слушать тяжелую музыку, я слушал ее, конечно, эмоционально. Но со временем у меня как-то подспудно начал созревать вопрос: почему эта музыка мне нравится? Почему она меня так затягивает? Да и не только меня, ведь металлисты - это в принципе зачастую очень увлеченные люди.
Я - сначала неосознанно, а потом все более и более сознательно - начал выделять в любимых песнях элементы, которые мне больше всего нравились. Конечно, помогло музыкальное образование, но в первую очередь меня вел искренний интерес к музыке.
Разберем пример. Пусть это будет упомянутая мной в прошлый раз песня Blind Guardian - A Dark Passage. (
http://music.yandex.ru/#!/track/453253/album/46949)
Песня минорная. Уже с самого начала мелодия нагнетает мрачноватое настроение. Размер трехдольный. Большинство трехдольных тяжелых песен кажутся мне более размеренными, чем двухдольные. Дальше в песне размер будет меняться - некоторые части написаны в двухдольном размере, что создает интересный контраст, придает песне особую динамичность. Структура песни также заслуживает отдельного рассмотрения - Blind Guardian здесь пошли дальше традиционного куплетно-припевного строения: в песне присутствуют два проигрыша, первый из которых инструментальный (с 2:33), второй - вокально-инструментальный (с 3:33). У песни интереснейшее окончание (постепенное разуплотнение фактуры, примененное весьма к месту). Невероятно насыщенная кульминация: плотное барабанное вступление и затем яростный крик главного героя песни, затем еще один плотный барабанный проигрыш, и затем угасание напряжения. Все это идет на достаточно однородном фоне гитар и клавишных, что создает очень нетривиальное сочетание агрессии вокальной партии с темброво спокойным звучанием остальных инструментов. Авторы вообще умудряются очень талантливо сочетать спокойные и агрессивные части произведения. Если изучить текст песни (он описывает борьбу Моргота с альянсом людей и эльфов из «Сильмариллиона» Толкиена), то становятся понятны и спокойные, печальные слова «No song, no tale which contains all the grief» (3:54), и яростный крик Моргота «I smashed down the light and dared Valinor!», полный ненависти к людям и эльфам. Тревожно звучат последние слова песни, под которые армия побежденных (если я правильно понимаю) постепенно уходит из вида, инструменты заканчивают играть один за другим, в самом конце остаются только вокальная партия и партия ударных.
Вот эта красивая, с чувством и немалым мастерством исполненная история и затянула меня в мир изображения звуком того, на что хватит фантазии и умения. Раньше мне нравились тембры инструментов и вокала, ритмические рисунки барабанов и гитар, смена громкости и размеров в разных смысловых частях песни. Сейчас мне, кроме этого, нравится сама история - история, изображенная всеми этими перечисленными средствами. История тяжелого поражения и сдержанных, но горьких сожалений о нем. Эпизод временного торжества злого начала.
Конечно, сейчас я отношусь к этой песне иначе, чем почти десять лет назад: с легкой ностальгией, но уже без той привязанности. Сейчас мне приятно послушать эту историю, потому что она красивая и красиво изображена. Раньше я слушал ее просто потому, что она была мне близка.
Осознанное слушание помогает разобраться в себе. Нередко можно понять и окружающих по той музыке, которую они слушают. Это сделать легче, чем допытываться, что у человека творится во внутреннем мире ).
В общем, я надеюсь, что какие-то основы музыкознания я сегодня изложил. Продолжение, разумеется, следует :).