Контракты, способные разрушить будущее художника. Ценообразование. Полезные ресурсы

Oct 31, 2016 23:15

Оригинал взят у eugeniahauss в Контракты, способные разрушить будущее художника. Ценообразование. Полезные ресурсы
Эту статью я решила написать, потому что вижу серьезную потребность в ней. Предполагается, что когда к художнику обращается заказчик с предложением выполнить какую-то работу (скажем, нарисовать иллюстрацию или принт) и упоминает подписание контракта, то это уже априори замечательно - есть зафиксированный процесс и есть защита прав. Значит, не обманут, да и иллюзия собственной востребованности приятно почесывает эго. Но не все контракты хороши и безопасны, просто об этом немного кто задумывается.

Правда в том, что заказчики часто преследуют лишь свои интересы, которые имеют мало общего с интересами художника. Не зная деталей и подписывая контракт не вчитываясь, можно получить много проблем и сильно подпортить свое профессиональное будущее.

Важно! Написанное не относится к работе по найму.

Я буду то и дело обращаться к английской терминологии. Не секрет, что большинство художников, иллюстраторов и дизайнеров хочет получать заказы "оттуда", так что подобный экскурс более чем уместен.

Первый и самый важный вопрос: кому будут принадлежать права на изображение, созданное Вами.

Я рекомендую с большой осторожностью относиться к контрактам, согласно которым все коммерческие права навсегда переходят к заказчику. Даже если оригинал все же остается у Вас. Давайте для начала рассмотрим, что обычно входит в понятие коммерческих прав.

Это возможность:
  • публикации в цифровом или аналоговом виде,
  • использования в качестве рекламы,
  • выпуска продуктов с Вашим изображением и их продажа,
  • модификации и редактирования изображения (например, замена цветов)
  • создания производного от Вашего изображения,
  • лицензирования и сублицензирования (т.е. заказчик сможет передать права на коммерческое использование этого изображения кому-то еще)
  • перепродажи изображения
В грамотно составленном контракте, как правило, обязательно прописываются условия, для каких целей выполняется работа (например, выпустить коллекцию футболок таким-то тиражом), страна, где функционирует фирма заказчика или - где продукты с Вашим изображением будут продаваться, срок, в течение которого действует контракт. Также нередко оговариваются условия повторного использования этого изображения - скажем, сможет ли фирма заказчика выпустить повторный тираж продукции и каковы условия продления договора.

Тревожная тенденция, которую я вижу среди творческих людей, это отсутствие внимания к деловой части вопроса. Они не совсем понимают, что такого в том, если заказчик настаивает на том, что бы все коммерческие права отошли к нему, и не хочет обсуждать конкретные детали использования результата работы. Я не беру некоторые сферы иллюстрации, например, книжную: там отказ от прав художником - стандартная практика. То же самое обстоит с логотипами. Но во многих других отраслях визуального искусства, отказываться от прав на свою работу совершенно не обязательно, а может быть опасно и вредно. Почему?

1. После передачи всех коммерческих прав с Вашей работой могут делать что угодно. Возьметесь ли Вы предположить, где она окажется через пять лет? Возможно, Вы встретите ее перекрашенной в какие-то уродливые цвета, искаженной и переделанной до такой степени, что всё внутри сожмется от ужаса,  что над Вашим детищем так надругались. Причем, раз уж у заказчика было право перепродавать изображение, оно может оказаться у кого-то, чьи ценности никак не резонируют с Вашими собственными. Например, милые черепки, которые Вы любите рисовать просто ради самого процесса, just for fun, окажутся иллюстрацией пропаганды сатанизма. На мой взгляд, так себе перспектива. И вариантов таких потенциальных "продуктов", способных вогнать в смущение и стыд, великое множество. И не надейтесь, что с Вами-то точно такого не случится, ведь этот заказчик кажется адекватным и порядочным. Например, ему предложат выгодную сделку, или человек, отвечавший за дизайн, уйдет, и на его место придет кто-то другой, с кем Вы ни о чем лично не договаривались.

2. Отдавая коммерческие права навсегда, Вы теряете возможность зарабатывать деньги с Ваших изображений снова и снова. Если брать тот же бизнес дизайнерских футболок, зачастую коллекция выпускается один раз, и после этого, если Вы продали все права, результат Вашего труда попросту тонет, оставаясь лишь смутным воспоминанием. А если контракт был заключен только на какой-то конкретный срок, можно использовать изображение снова. Вдумайтесь: одна картинка может приносить Вам деньги всю жизнь, а Вы, по мере приобретения бОльшей известности, сможете назначать за ее использование все бОльшие суммы! Кроме того, прибыль с Ваших трудов смогут получать еще и Ваши потомки. Так ли уж "несущественна" передача всех прав в таком свете? Молодые художники редко серьезно об этом задумываются, ведь кажется, что вся жизнь и лучшие работы еще впереди, глаза всегда будут сносно видеть, спина - болеть редко, а сил всегда будет достаточно для работы сутками напролет. Мечты, мечты...

3. Сейчас я хочу привести конкретный пример. Вот что пишет Maria Brophy, которая очень хорошо разбирается в том, как зарабатывать деньги любимым делом (я позже дам ссылку на другие ее статьи):

"When my husband Drew was 25 years old he received the best piece of advice ever; advice that set the course for his future success as an artist.
At the time, he was painting surfboards and designing t-shirts for surf companies.  He knew very little about the business of art.
The advice came from art agent Gordon McClelland, who used to represent Rick Griffin, an artist famously known for his poster art for bands such as the Grateful Dead and his Zap Comix art.

Gordon warned “Don’t ever sign your copyrights away!”

He explained to Drew that the art he was creating now could later be passed onto his children if he kept the copyrights.  Gordon also explained how licensing worked, and how Drew could earn money again and again off of one image.

Drew listened, and implemented Gordon’s suggestions.  From that day forward, on his hand-written invoices to his clients (this was before computers were commonplace), Drew included a line that read “Artist retains all copyrights” and “Rights granted to client for 2 years for use on _____(fill in the blank).”

Since then, we have earned money again and again off of Drew’s most popular images.  One of his images, titled PURE JOY, was painted over 15 years ago, and since then has earned us well over $250,000 in licensing and art print sales.

We retain the rights to everything Drew creates, even commissioned work for his clients.  (The one exception is logo design - a client needs to own their logos.)"

Вдумайтесь, они заработали более 250 тысяч долларов с одной (!) популярной работы.

*      *      *На какие слова обращать внимание, если Вам прислали контракт на английском? В первую очередь, стоит насторожиться, если в пункте о правах мелькают слова:
  • assign the copyright (ведь дословно copyright - это "право делать копии"),
  • full and complete reproduction rights,
  • right to sublicense,
  • purchase the full and complete ownership of the designs in order to use them for all possible commercial purposes. Эту фразу я, кстати, видела совсем недавно в реально существующем контракте.
Слово assign я бы рекомендовала заменить на grant. Так Вы не отдаете права насовсем, а только предоставляете на какой-то срок, который нужно обсудить с заказчиком.

Бывает так, что заказчики ни в какую не хотят менять контракт, вот подавай им все права, а на иное они не согласны. Не стоит спешить обвинять их в нечистоплотных намерениях. Многие потенциальные клиенты сами не знают юридических тонкостей: услышали где-то, что художник обязан передать им коммерческие права, и хотят обезопасить себя от возможных неприятностей. С заказчиками можно и нужно разговаривать - ничто не мешает Вам написать потенциальному заказчику, почему Вы хотите оставить copyright себе, но готовы на таких-то условиях передать ему выборочные права на определенный срок. Отдельным пунктом в договоре можно прописать, что в течение этого времени Вы обязуетесь не передавать аналогичные права на использование данного изображения в том же регионе, где продает товары Ваш заказчик, и не работать с прямыми его конкурентами (какими - тоже прописать).

Другой любопытный момент заключается в том, что многие художники и иллюстраторы не в курсе, что все эти коммерческие права тоже стоят денег - плюс к оплате затраченного Вами времени и труда, чтобы нарисовать работу. Исходя из этой простой и практичной мысли, заказчику придется дважды подумать, так уж ли ему нужны "все коммерческие права навсегда", или же он готов довольствоваться изготовлением такого-то товара тиражом Х на У лет и продажей его в Z регионе), ведь первый вариант, по логике, будет стоить ему гораааздо дороже. Другое дело, если сам художник не понимает своих прав и возможностей, и готов за 200 долларов отдать труд месяца своей работы со всеми правами, навсегда. И это попустительство вредит не только отдельно взятому художнику, но и всей отрасли в целом - за что уважать представителей сообщества, если они безынициативны, умственно ленивы и ни в грош не ставят свой труд? Да, звучит резко, но что тут возразить? Любовь рисовать - не грех, но если нет желания соответствовать уровню профессионала, то лучше уж рисовать вечерами дома. После основной работы. И не лезть в бизнес и заработок денег.

Если Вы не знаете, как рассчитать эти самые наценки за коммерческие права, рекомендую статью замечательной Яны Франк.

Это даст хотя бы примерное представление и работающую схему. Надо сказать, таких систем немало, и многие изобретают что-то конкретно под себя. Например, одна моя знакомая как-то рассказывала, что ее стандартная наценка на изготовление кружек с ее рисунком - $500, футболок - $1000, и так далее.
*      *      *Творческие специалисты часто не понимают, сколько власти в их руках. Нет обязанности принимать каждого, кто к Вам приходит, как клиента, и изображать невинную жертву очередного "адского клиента". Особенно, если он не уважает Ваш авторитет, ставит под сомнения профессиональные качества, нагло влезает в рабочий процесс и вдобавок не видит смысла адекватно оплачивать Ваш труд. Многим на старте карьеры кажется, будто начинать с минимума - нормально, и спустя время они смогут значительно поднять цены, по практика показывает, что цены поднять сложно, переучить старых клиентов тоже, а новые любители халявы идут толпой. А главное, мышление все больше вязнет в концепции конкуренции, демпинга и собственной недо-ценности.

Я думаю, что начинать надо не с малого, а с адекватного - понимая свой текущий уровень навыков, а также внимательно смотреть, покрывают ли деньги, которые Вы зарабатываете, Ваши расходы (включая жилье, еду, интернет, налоги, программное обеспечение, облачные хранилища, хостинг, возможность обучения и посещения тематических мероприятий для образования и вдохновения. Ну и конечно, хорошие материалы для создания своих работ!). Если Вы зарабатываете меньше, чем нужно, или впритык, это значит, что Вы оценили свои услуги слишком низко. Так же, если Вы вынуждены работать круглые сутки, но денег хватает только на еду, то в Вашей схеме что-то не так.

Если Вы настолько не уверены в своем уровне как профессионала, что не хватает смелости работать не за три копейки, то стоит спросить кого-то, кто разбирается в этой теме - готовы ли Вы, по его-ее мнению, к выполнению заказов. Либо здесь проблема с самооценкой и уверенностью, либо действительно стоит сначала поработать над навыками и подготовиться (бесплатно). Думаю, в начале карьеры стоит очень много внимания уделять именно качеству работ, формированию сильного портфолио, а также - пониманию всех этих вещей, о которых я пишу в этой статье. Это позволит не смущаться впоследствии, когда на горизонте замаячит хороший потенциальный клиент.

Важно понимать, что уставший вечно спешащий человек, голова которого забита только вопросами оплаты счетов в этом месяце, не может показывать максимум своего творческого и профессионального потенциала. Если Вы общаетесь с клиентом, а сами думаете, что опять придется работать за меньшее, чем Вы достойны - будьте уверены, Ваш клиент это почувствует. Думаете, он расплывется в благодарности, что ему дали скидку или позволили заплатить в два раза меньше? Скорее, он почувствует смутное презрение, даже агрессию - никто не хочет получить результат, сделанный левой ногой, это ведь унижает. А дешевые вещи со скидкой, предполагается, делаются именно так.

Пожалуйста, помните, что именно результат Вашего труда украшает (и продает, принося прибыль!) продукт Вашего клиента, а не наоборот. Пусть сотрудничество будет взаимовыгодным, но с обязательным соблюдением важных для Вас условий. А если же от "клиента" одна головная боль и ноль уважения - так ли уж нужно с ним подписывать любые контракты и работать?

*      *      *А теперь я хотела бы вернуться к контрактам и поговорить о тех пунктах, на которые также стоит обратить внимание. Вы можете подумать о том, чтобы включить что-то в свой контракт - или быть начеку, если встретите подобное в том, что прислал Вам клиент :)

1. Имеет смысл прописать в своем контракте, что заказчик выплачивает Вам аванс перед началом работы (после подписания контракта), и аванс этот не возвращается (Вам нужно гарантированно окупить затраты времени, если что-то пойдет не так на середине работы). Размер аванса выбираете Вы, обычно это 25-50%. Для крупных проектов платежи могут быть разделены на три части: треть - после подписания соглашения, треть - после утверждения скетча, треть - по завершении работы.

2. Ни при каких условиях окончательный результат работы в высоком разрешении не высылается до получения последней части платежа. Сначала - деньги, только потом - исходник. Это и есть ответ на вопрос, как добиться оплаты от заказчика :) Иначе есть вероятность, что придется долго и упорно выпрашивать заработанное непосильным трудом. Буквально на днях я смотрела вебинар, и узнала, что даже у американских коллег бывают проблемы с получением последней части платежа через суд, т.к. даже несмотря на наличие контракта, эти процессы занимают много времени и не дают всех гарантий.

3. Обращайте внимание на все пункты, где Вы что-то хотя бы малость не поняли (неважно, на каком языке контракт). Если такие пункты встретились, уточните у заказчика, что же конкретно они означают. Желательно показать такой договор юристу, но помните, что далеко не любой юрист в достаточной степени разбирается в авторском праве и нюансах работы художников и иллюстраторов. Бывали случаи, что профессиональные юристы спокойно "пропускали" кабальные контракты, из-за которых художник терял права на все свои изображения.

4. Вы, как автор изображения, имеете право получить тестовые образцы продукции перед тем, как ее пустят в массовое производство и продажу. Вы можете настоять на том, чтобы только с Вашего одобрение это самое производство началось - всегда есть вероятность, что что-то пойдет не так, например, цвета будут заметно искажены. Так же Вы можете прописать в договоре пункт о том, что заказчик должен прислать Вам готовый образец продукции в количестве стольких-то экземпляров.

5. Вы можете указать в договоре, каким образом хотите, чтобы была расположена Ваша подпись и любые упоминания о Вас как об авторе (например, на упаковке).

6. Обращайте пристальное внимание на любые упоминания об эксклюзивности (exclusivity). Одно дело, если Вы о чем-то таком договаривались с клиентом, и этот момент не повредит Вашему бизнесу, но эти условия должны быть очень четко прописаны. Иначе есть шанс отдать в эксклюзив слишком много (даже себя как автора и свои будущие творения).

Вот замечательная статья на эту тему: Should you Sign an Exclusive Agreement - What to Consider

7. Бывает, клиент пытается перестраховаться, и, в случае чего, "повесить всех собак" на исполнителя проекта. Если Вы видите что-то вроде: "The Artist agrees to indemnify and hold harmless The Client from any and all claims, demands, losses, causes of action, damage, lawsuits, judgments, including attorneys’ fees and costs..." то я, пожалуй, рекомендовала бы задуматься, чем потенциально может грозить подписание такого контракта.

8. Если в контракте прописано, что после его подписания расторгнуть соглашение можно в течение стольких-то дней, но этот пункт не действует в случае, если клиент уже отправил исполнителю задание, это тоже повод насторожиться. Представьте интересную ситуацию, если Вы уже подписали контракт (клиент настоял для продолжения переговоров), и только после этого узнали идеи Вашего клиента более подробно, и идеи эти Вы по каким-то причинам не можете или не хотите реализовать. Но согласно контракту Вы уже никуда мне можете от этого деться! Звучит абсурдно, но и такое бывает.

9. Обязательно указывайте пути отхода для себя, если что-то пойдет не так на любой стадии работы: условия и сроки, как и когда возможно расторгнуть соглашение, а также - кто кому какие суммы выплачивает. Тут каждый специалист решает за себя. Я знаю людей, у которых в контракте прописано, что они получают 100% сумму оплаты своего труда, даже если по каким-то причинам клиент не принял окончательный результат работы (правки и переделки единственного финального результата не принимаются, т.к. предполагается, что дизайнер в своей сфере располагает бОльшими знаниями, чтобы сделать успешный продукт для нужд своего клиента и его целевой аудитории).

10. Будьте внимательны, если встретите нечто такое: "This Agreement supersedes all prior negotiations, agreements, representations, and understandings of any kind, whether written or oral" - это знак того, что если Вы что-то не укажете в контракте, пусть оно даже и обсуждалось в устной или письменной форме где-то на подготовительном этапе, то впоследствии может оказаться сложно доказать, что заказчик Вам что-то должен.

Всё записывайте и делайте Ваш контракт максимально полным. Порой важные мелочи теряются из виду не потому, что клиент нарочно хотел Вас обвести вокруг пальца, а потому, что оно было сказано где-то один раз, а потом благополучно скрылось из виду.

Что ж, на этом я, пожалуй, буду заканчивать - этот пост и так получился очень объемным. Это далеко не все, что я могла и хотела бы рассказать - есть еще, например, тема лицензирования, которую я очень люблю. Если будет интерес со стороны читателей, то, пожалуй, как-нибудь все же соберусь с мыслями и напишу продолжение :)

*      *      *Вот несколько ссылок, которыми я хотела бы поделиться в заключение. Данные статьи очень помогли мне, когда я изучала тему творческого бизнеса. Все статьи на английском, но что поделаешь - без него сейчас никуда.

Graphic Design Contracts Made Simple
О том, как написать собственный контракт простым языком, не вдаваясь в легализмы.

What to do When your Client Won’t Sign a Contract for an Art Commission or License Deal
Процесс работы с клиентом и много полезных рекомендаций по контрактам

How to Avoid Entering into a Bad Business Deal
Название говорит само за себя)

How to Never get Ripped Off AGAIN - For Freelancers
Аванс. Получение денег без проблем.

The Letter of Agreement
Отличное подспорье, чтобы составить свой образец контракта: пункты, которые точно не помешают.

Кроме того, я очень рекомендую каждому художнику, иллюстратору и дизайнеру купить себе экземпляр книги The Graphic Artists Guild Handbook: Pricing & Ethical Guidelines.

Ценность этой книги в том, что она содержит огромное количество информации относительно деловой стороны творческих профессий и дает возможность увидеть "изнанку" этой деятельности. Куча полезных рекомендаций по работе с клиентами, лицензированию, работой с неожиданными сложностями, границы цен на услуги и принципы ценообразования. А в самом конце книги - множество соглашений, контрактов и релизов на все случаи жизни, которые можно брать за образец.



Вот мое сокровище, целых 2,5 см в толщину. Заказывала с ebay.
Поэтому, если Вы не знаете, где взять хороший образец контракта - можно начать с этой книги. Тут есть гарантия, что он будет составлен грамотно с точки зрения права и без грамматических ошибок :)

Спасибо за то, что интересуетесь этой темой и стремитесь к профессинальному росту! Буду рада обратной связи :)
Previous post Next post
Up