Козлиными рогами в наше время пугают маленьких детей, с козлом привычно связывается бытовая брань и обсценная лексика, а в религиозном отношении - область инфернального и её предводитель, сатана. Идиоматически это животное, кажется, несёт исключительно зловещий смысл, который лежит на поверхности и распознаётся просто автоматически. В отдельных случаях вспоминают о его положительной женской ипостаси, героине сказок и мифов, увязывая благое значение исключительно с гендером, что не меняет отношения к самому виду и не объясняет его присутствие, к примеру, в религиозных ритуалах или геральдике. Увы, но популярные, эпатажные, культурные коды, а точнее, шаблоны восприятия не дают возможность увидеть и понять глубокое содержание этого символа, который в древности для многих народов представлял собой в первую очередь указание на жертву. Первоначально козёл - это чистое, нехищное, пригодное для жертвоприношения существо: для греков это животное Диониса, которое преображается в неизменных спутников его культа (сатиров), затем трагедии (буквально, "козлогласия"), на другой же почве козёл преображается в невинного агнца (общее название козлёнка и ягнёнка) и символ Христа. Это не ошибка, есть смысл напомнить, что козлы в ветхозаветном ритуале очищения от греха (Лев.16:7-10) согласно ряду христианских толкований знаменовали собой именно Христа, Который умер как человек и принесен был в жертву за нас как бы в виде козла. Почему же в виде козла? Что особенного в этом животном?
В животном мире козёл смело преодолевает пропасти, прокладывает путь и ведёт за собой стадо. Это и делает возможным толковать его (животное именно мужского пола) как вождя, жреца и посредника между мирами: людей и богов. В исходном первобытном значении козёл - это символ священнического служения и «скачущей к небу воды». Так козёл, приносимый в жертву на алтаре, и козёл, погибающий в пустыне, указывали на Христа.
В других же, древних, тотемических культах жертвенное животное изображало собой невидимый дух (небесного покровителя, дарителя, помощника или курьера), то есть по аналогии служило зримым воплощением нечеловеческих, ангельских сил. Так, нахождение под эгидой (αἰγίς буквально «козья шкура»), равно как изображение дикого козла на знамени или гербе в совокупности можно истолковать, как упование на помощь небесного покровителя, смелого предводителя и вместе с тем невинного страдальца, жертвующего собой ради спасения народа.
Однако всякий символ многозначен, а всякий величественный дух своенравен и необуздан, его невозможно принудить силой, он служит людям лишь по собственной воле и не всегда благой. Известно, что дары Духа могут использоваться во зло, из деятельно осуществляемой помощи они могут превращаться в клеймо избранной принадлежности и превосходство. Извращённое принятие и употребление даров БЕЗ раскрытия личной свободы, смелости, ответственности, разборчивости, сострадания, жертвенности и священного духовного покоя становится инфернальным союзом человека и зверя. Зверя опять же сакрального, церковного. Вся популярная демоническая иконография берёт своё начало в священном: даже рога сатаны - это те же рога храмового жертвенника, а его козлиный облик происходит из первоначальной благой способности этого животного преодолевать пропасти, прокладывать путь и вести за собой стадо. Только сатана - это козёл-предводитель, который встал впереди и ведёт свою паству в пропасть, на забой. Таких своекорыстных лидеров и подразумевает знаменитая Евангельская притча о козлищах и овцах, нуждающихся в разделении.