Если верить Википедии, то Вера Кристиана Фельшеринов родилась в Гамбурге, 20 мая 1962 года. У себя на родине она стала суперзвездой в 17 лет, и, как вы думаете, что послужило тому причиной? Нет, она не переплыла Атлантический океан и не получила Нобелевскую премию - она всего лишь была малолетней наркоманкой и проституткой, одной из тех ребят, которые во множестве крутились на Берлинской жд станции «Зоологический сад».
«Зоологический сад», «Зоосад», Bahnhof Zoo - главный транспортный узел Западного Берлина, состоящий из железнодорожной станции дальнего следования и станции метро под зданием вокзала. Место в своем роде легендарное, ему посвящали песни U2 и Alphaville, Януш Леон Вишневский сделал «Зоосад» одним из мест действия в своем романе «Одиночество в сети». Свою популярность станция «Зоо» заработала благодаря тому, что в 70-80 годы она служила пристанищем для множества наркоманов и проституток. Дети, взрослые, мальчики, девочки тусовались там в надежде заработать на чек и проставиться в загаженном вокзальном туалете.
Кристиана Ф. была одной из них, но судьба ее круто изменилась, когда она попалась полиции в одной из облав. В участке два журналиста предложили ей дать интервью о ее жизни, и она согласилась. Это были многочасовые рассказы на диктофон, которые должны были составить основу колонки в журнале Stern. Так и вышло, но, учитывая популярность статей, было решено материал доработать и издать в виде книги. Так, в 1979 году вышла знаменитая книга Кристианы Ф. «Мы, дети со станции Зоо». В российском переводе она встречается под названием «Я, мои друзья и героин».
Успех книги послужил трамплином для создания одноименного фильма. В 1981 году Ули Эдель снял полнометражную картину, в которой Кристиана поработала консультантом, а ее роль сыграла юная Натя Брункхорст. Замечательно сыграла, надо сказать, с той степенью естественности и правдивости, которая вообще свойственна детям. Об этом фильме я и хотела вам рассказать сегодня.
Берлин бывает разным, но здесь он серый. Бесконечно серый, промозглый и равнодушный независимо от времени года в кадре. Как будто не 2 года проходит перед глазами, а один бесконечно тоскливый дождливый осенний день. Бетонные стены, асфальт, холодные чистые витрины и загаженные подъезды, расписанные граффити. Джунгли современного человека, где он одновременно и охотник и добыча. Выбор места съемок (а это были окрестности Гропиусштадта и сама станция «Зоо»), решает вопрос атмосферности и достоверности. В происходящее веришь, атмосфера затягивает. Унылая, серая воронка даже доставляет эстетическое удовольствие своей безнадежностью.
Драма о постепенном сползании в ад, рассказанная Кристианой Ф. с детским простодушием, совсем не нова, но подача материала такова, что он не только вытряхивает из зрителя кишки, но и оставляет его наедине с большим нерешенным вопросом. Кто виноват? Люди любят получить в конце ответ и испытать чувство праведного гнева напополам с горечью. Режиссер фильма же решил по-другому: он не морализирует, не делает выводов, просто максимально точно показывает кусок жизни.
Когда фильм заканчивается, зритель сидит и начинает перебирать потенциальных козлов отпущения: девочка сама виновата? Ну да, но вроде и не очень, все же показали, как оно происходило. Родители? Тоже не совсем, они не были ни садистами, ни моральными уродами, и отношения у них с дочерью были неплохие. Школа? Общество? Первая любовь? И тут приходит понимание, что виноватых нет.
Это очень неуютно, вот прямо цепляет и не отпускает. Как так? Кто-то обязательно должен быть виноват, ибо дети-наркоманы - это зло. Тихая и плавная потеря человеческого облика в деловом и равнодушном городе - это неправильно. В поисках ответа я взяла саму книжку и прочитала ее, но ничего нового там не нашла. Сценарий фильма очень близок к книжному варианту.
Однако есть кое-что: в книге Кристиана постоянно кого-то обвиняет. Начинает с инфантильного отца, который так и не сумел устроиться в жизни соответственно своим амбициям. Потом ЖЭК, не разрешавший лазить по крышам и лифтам и следивший за сохранностью детской площадки. Потом - школьную программу, одноклассников, соседей, правительство… Продолжать можно бесконечно, но ни одного раза эта девочка не обратила взгляд на себя. Мысль о личной ответственности за свою жизнь так ни разу ее и не посетила. С одной стороны это объяснимо, она на тот момент была ребенком, но даже в детских границах есть мера ответственности за себя. Ни один родитель не способен уберечь своего ребенка от всех опасностей мира, если тот не возьмет на себя часть этого труда.
Впрочем, я не судья малолетним наркоманам, зависимость нельзя недооценивать. Мне было гораздо интереснее узнать, что произошло дальше, за рамками рассказанной истории. А случилось вот что: на волне успеха Кристиана Ф. заработала более миллиона марок. Миллион марок за два месяца разговоров на диктофон! Сказочные деньги для юной девушки, которых хватило очень ненадолго. Несмотря на известность и звездный статус, она так и не смогла слезть с иглы. Краткие перерывы в употреблении, во время одного из которых у нее родился сын, не изменили ее жизни. Знаменитая Кристиана Ф. часто попадалась властям во время наркорейдов. В 2008 году у нее отобрали право опеки над сыном по причине наркомании и антисоциального образа жизни. Сейчас она проходит метадоновую терапию, скромно живет в пригороде Берлина и пытается лечить цирроз печени.
Почти все из ее друзей, описанных в книге, уже мертвы. Кто-то умер еще тогда, в семидесятые, кто-то дотянул до нового века, сменив наркотическую зависимость на алкогольную. И все же, пока идет фильм, эти дети живы. Смешные, трогательные, глупенькие:
- Смотри, Аксель, они чистые! Они слезли! Значит, и мы сможем. У меня есть деньги на валерон, завтра и начнем!
И в этот момент выглядывает солнце, освещая заплеванный перрон. И лица у детей чистые, свежие, юные.
- Да, завтра и начнем! Но я уже купил пару чеков, с ними что делать?
- Сейчас проставимся в последний раз и все. Точно все!
Солнце скрывается.