Увы, уже задним числом, но хочу таки написать дневник моего освоения этого странного, красивого, но вобще-то довольно банального (встречается в любом оркестре) инструмента.
0. До того.
Сначала мне просто захотелось играть (в смысле, на трубе, т.к. много на чём я уже мало-мало умею). Причиной тому был отчасти фильм "Чародеи" с незабываемым соло на трубе в песне "Три белых коня". Ну и множество других соло и несоло крутилось в моей голове время от времени.
Для начала я изучил (как обычно) матчасть. Раз пять прочитал статью
http://ru.wikipedia.org/wiki/Труба, попутно изучал также статьи по прочим медным духовым - все они, кроме валторны (в силу наличия приёмов типа "кулак в раструб") и тромбона (понятно, почему) - в своём устройстве и принцыпах звукоизвлечения (и принципах хроматизации) практически одинаковы.
Помимо чистого желания, я чуйствовал за собой и склонности-навыки. Уже давно (ещё со времён студенчества) я обожаю дудеть в любые трубчатые предметы (примечание - мужские половые органы к последним не относятся, ХАХАХА, блин, смешно). Что такое - амбушюр -, и как им пользоваться, я тогда же примерно понял и стал использовать на практике. Лучшими моментами считаю дни в Киреевске, когда вместе с N. дудели в свежеспиленные стволы (по другому не скажеш) дягиля (или как его там звать: большое, зонтичное, неядовитое), сантиметров по 6 у комля, 1 - у "мундштука" и длиной метра 2.5. Звук был неплохой, басистый, кроме того можно было передувать. Фотки с тех пор где-то остались, может, и выложу когда-нить... Помимо больших дудок (диджериду - вобще игрушка, в плане звукоизвлечения), наловчился выдувать звук даже из трубок внутренним диаметром миллиметров в 5 и длиной всего 20-50 см. Лежит дома высверленный коровий рог - ничё так, пищит смештно, 3 разных тона можно получить.
Ну, знания по теории музыки и нотной грамоте у меня остались ещё со времён музыкальной школы (2.5 класса, 1988-89 гг.), а музыкальный слух (не абсолютный, но четверть тона различаю легко) - от папаши.
Обратно, почему именно труба. Флейты (поперечные) - тяжело дуть, надо дыхание контролировать. Флейты продольные - считаю попсой, плюс, опять же, там куча дырок, которые надо знать, как затыкааааать... А некоторые, оказывается, ещё и наполовину надо только, время от времени. Ааааа! Саксофон - ну попробовал в него дунуть... Надо, обратно, дыхание контролировать, плюс клапанов столько - как только в него играют-то вобще?! Флейты Пана - крутая вещь, но опять же, надо дуть тихонько, да ещё под нужным углом. Короче - только амбушюрные инструменты! - там-то надо только губы сложить правильно, а после уж - старайся наоборот, потише, играть (как показало последующее). Плюс - тембр трубы мне нравился всегда - металлический такой, визгливый бывает, но обычно чистый и звонкий. Забегая вперёд опять, нравится исполнять легато - сначала даже и не понимал, зачем вобще язык для игры нужен.
С другой стороны, почему - именно труба? Ну басы (туба, эуфониум) - это не моё. Тромбон - вещь интересная, но кулиса его странная, плюс, ещё раз. кулиса - я-то кнопки люблю больше :) Корнет - очень хотел бы попробовать, что это такое, но встречается он сейчас редко, а стоит - дороже чем труба и намного.
P.S. А вы вот, в курсе, что
саксофон - относится к группе деревянных духовых, хотя и сделан из металла?!