Системная теория истории (Арриги)

Apr 17, 2019 15:26


https://ivanov-petrov.livejournal.com/2185331.html#t133120883

ivanov-petrov:

Арриги. Долгий двадцатый век. (Под катом цитаты)
Существует "новая история" Броделя. Это совсем особенный способ исторического повествования, не нарратив и в то же время не общая теория. В определенной мере манера Броделя похожа на гетевскую. У Броделя прекрасно сделанное тело предмета (истории...) без обобщающего формализма. Как и Гете, он не любит схематизации результата и обобщающих терминов. На деле и у Гете, и у Броделя есть верхний теоретический этаж, но он непривычен современным умам. У Гете это расширения и сжатия в его метаморфозе прарастения; у Броделя - долгие и короткие века, выделение предметов исследования - хотя бы эти его ярмарки в отличие от капитализма. То есть при глубоком погружении в предмет именно такие выделения основных рабочих понятий и есть верхний теоретический этаж, но это не позволяет отделить теорию от материала. Такая общая теория неотделима от предмета исследования.



У обоих очень особенная, непривычная сейчас теоретическая позиция. Гете говорил о том, что сам (перво)феномен есть уже теория. И у Броделя можно видеть, что основная его работа - это отыскать то, что следует выделять как объекты, то, что надо усмотреть в потоке событий истории. Все последующее уже не столь важно, при наблюдении тех, важных феноменов теории сами приходят с послушно склоненными головами, их даже и не обязательно привлекать: всё уже сделано. При правильном выделении объекта остается только наблюдать происходившее. Современный взгляд, конечно, иной - и с современной точки зрения Броделю (Гете...) недостает теории. Он, мол, делает интересные наблюдения и красивые описания, но нету теории в абстрактных терминах. И потому ему что угодно можно приписать (мол, он же явно понимал, что...) и что угодно у него можно отнять. Поскольку его описания безумно красивы, множество историков (ну, философов, да мало ли...) хотели бы чуть-чуть добавить теоретического подхода, и прекрасные описания Броделя заиграли бы в пользу некоторого теоретического взгляда, определенной идеологии.

jorkoffski

Если это дополнение к истмату, то вполне в марксистском духе. Тут и дуализм - в противостоянии космополитического финансового капитала, как необходимого инструмента экспансивной инфраструктуры "девелопера", гос-монополистическому (аппетитно загнивающему) в виде спирали от венецианской национальной корпорации (античная этничность как основа любых внешних сношений?) к Генуе, воспроизводящей на самом деле сетевую структуру тамплиеров, скопированную в Халифате. Хотя Венеция как наследница Рома-неи (Византии на варварском) наверное выросла (и продолжала сотрудничество до 18 века) с традиционным восточно-римским капиталом Сирии, отчасти иудейской и армянской диаспор (более архаичных и строго ограниченных в то время). Далее победа севера над Кастилией с переносом операций в его локализированный на особицу единый корпоративный центр. И вновь технологическая революция открыла свободу частному капиталу (как ранее - изобретение нового ресурса: обмена на основе доверия вместо немедленного возмещения ценности товара), новая технологическая революция в Европе, затем ряд техно-революций (больше в США).

Спираль НТР становится более сжатой по срокам нежели динамика обновления финансового рынка и придаёт этим устойчивость неравномерности его распределения, то есть - финансовому интересу. Это известные циклические спады производства, заставляющие рисковать и внедрять новую технику итд. И шире - циклы развития (Кондратьев, пр.).
Поэтому не думаю что  США ожидает "терминальный кризис Арриги" по причине сверхконцентрации финансов и производственных мощностей. Может что поинтересней прилетит. Или не прилетит.
Кстати, поэтому и холодная война имени Трумена играет совсем другую роль. СССР она не остановила ни во внешнем, ни во внутреннем политическом отношении. Только заставила милитаризировать производство. И возможно неудача перестройки отчасти - из за возникших перекосов. Преждевременный космос тоже внёс (и вносит) свою лепту в замедлении и мирового, и тем более Российского развития. Хотя основная причина - внутренняя. Растраты - лишь дополнительная.

Скопированная тов. Энгельсом система строёв как-то скупо и небрежно объясняет нам своё причитающееся по протоколу богатство. Я тоже буду скупо и небрежно поскольку хочется не проверяя датировки упасть и наконец уснуть, всё позабывши:
1 - Была есть масса непрерывных градаций, разбитых на палео-, мезо- и неолит. Штука в том, что то "палево" - это не про нас. Это всё австралопитеки за нас накосячили. Мы же столько ещё и не живём. Отсюда - непрерывность эволюционного процесса как продолжение банкета. Пост- и экс- человеки и прочее 42 на подходе. Встречайте поездом.
2 - Вообще-то сроки поражают. 200 тыс-лет назад это ещё масса наших гомосапских предков (Хомо Наледи, пр) встречались и тщательно перемешивались. Попарно, надо надеяться. Хотя тут уж как повезёт. Комфорт - дело наживное. Да и 120 тыслет со своими с ракушками - неясно что они там себе думали по поводу художественного вклада в цивилизацию при посредстве хоть бы и сувениров.
Даже первых туристов, покинувших Чёрную нашу Родину 70 тыслет назад, догнали и съели. И никакой амнистии по срокам давности. Можно вести отсчёт о собственных достижениях скорее всего с 40 тыслет до того как. 30 тыслет назад на курортах Испании вымерли последние неандертальцы. От хронического огорчения, надо понимать. 20 тыслет не прошло - только успели ледники куда-то к пегвинам задвинуть - уже начали государства обустраивать. В плане мелкой такой урбанистики. В Турции. Пока там не было ни янычаров, ни турпоездок. И всё. С тех пор - понеслось. Цивилизация. Не успели вылупиться и мамонтов поесть - уже у них цивилизация. 10-12 тыслет из 40. Круто.

Ну, и последнее по грубому истмату:  если его систематизация "проч-но стоит" на бытии, всё время определяющем где у индивида сознание, то термины «капитализм» и «каменный век» не тождественны ни рабовладельческому периоду, ни феодальному.

Почему появление современной городской структуры в 14-17 веках (Qatro Cento) не выделяют в особую историческую хозсистему по своей организации и смене сознания индивида? Феодальные лестницы и конюшни сменяются архитектурными излишествами, централизованой бюрократией и прочими сословиями и гильдиями, порохом и печатным словом, а так же открытиями Индий-Китаев по всему глобусу.
Быт изменён? Сознание изменилось? Водку и табак завезли. Какое к лешему сознание? Только телевизора не хватает.
А наука молчит! Те же генуэзы - зря только шастают.
Да ладно, было б об этот период чётко определено начало капиталистических измывательств! Нет же - жди гёзов, Славной Революции, масонской Бесславной, а пуще всего - буржуазной революции во Франции (ФБР). Без революций быть капиталистом несчитово!
А век пара и электричества не изменил бытие и сознание? Я бы считал оттуда уже весь новый строй, создающий ништяки не постоянной дракой с фингалами и финансами, а волшебным жатьём на различные педали. А заодно - и секулярную культурную среду, оттесняющую старые сословия от исторической авансцены: публику, актёров-художников ан масс, читателей газет и романов, посетителей городских дискотек, приличных кафе и ресторанов, театров наконец...
Дальше - урбанизационная или тракторная революция. Дизельпанк - как из пушки. Деревня - всё... Это уже на наших глазах. Кино, джаз, телевизор, Битлы и рок-н-ролл мёртв. Расширение сознания кто во что горазд. Станки с ЧПУ. Призрак бродит по социальным государствам Европы.
Рубеж веков, и вся жизнь - в трубу. Сужение сознания в сети для прохождения на новый уровень.
Пока всё. Время покажет чё.

Человек и с чем его едят, прогресс, эволюция, цивилизации, экономика

Previous post Next post
Up