Originally posted by
al_ven at
Берарди о мировой войне, фашизме и неолиберализмеБИФО Берарди высказался о войне, фашизме и капитализме. Интервью прошлого года, но это не имеет значения. Мрачно, но... я скорее с ним согласен.
Не войны между государствами, а гражданские войны - детерриториализированные и множащиеся, все это уже сейчас. И понятно почему так - реакция людей на системные противоречия не конструктивная, но направленная по пути усиления противоречий и конфликтов (люди идут за националистами и популистами).
Чувство бессилия - тут тоже все понятно. Да его вызывает просто наличие столь могущественной современной власти, сконцентрировавшей в своих руках невиданные до селе ресурсы всех видов, в том числе и рычаги по удержанию власти, плюс проблема диффузной, децентрализованной власти. И правильно Бифо вспомнил ту же Геную 2001 года, во многих смыслах правильно. Власть сметёт любое количество протестующих таким вот образом. Вообще, думаю, что тут идёт своеобразная игра - власть (система) провоцирует на сопротивление ей, то есть на активность, но легко эту активность (которая приобретает не опасные для неё формы) подавляет; но в то же время м конформистскую пассивность она тоже наказывает. Даблбайнд!
Главное понимать, что альтернатива между подчинением (конформизмом) и уличными протестами - ложная. И нужно уметь выходить за рамки, которые сужают мышление и лишают свободы выбора и свободы создания новых альтернатив.
Итак, выборочно, Франко «Бифо» Берарди (подробнее о нем
здесь), Мрачно, но, возможно, не без доли провокации. Ну и конечно он (как и все постмарксисты - постструктуралисты не претендует на истинное понимание реальности)
"- Как вы думаете, ждет ли нас Третья мировая война?
- Люди любят думать о новых процессах и событиях, используя готовые шаблоны из прошлого: то, что мы видим в 2016-м, кажется нам очень похожим на фашизм и мировые войны. Это понятное движение мысли, но неверное. Я не отрицаю, что социальная динамика последних лет в Европе и по всему миру очень похожа на процессы, происходившие в 20-е и 30-е годы XX века. Так же, как и тогда, финансовый капитализм разрушает общество и унижает работающих, а они ищут способы мести, козлов отпущения - врагов на расовой или религиозной почве. Как и в 30-е, национализм как способ возмездия за унижение рабочих замещает социальную солидарность. Рабочие так же поддерживают национальную агрессию, пытаясь восполнить то, что они потеряли из-за глобализации. Как и в 30-х, они не получат ничего, кроме войны - и она распространится повсюду. Тем не менее важно не упускать из виду, что экономические и технологические условия сегодняшнего фашизма совершенно иные, и главная разница состоит в отношениях между политической силой и гиперсложностью технологической среды. Фашизм был попыткой снизить сложность общественной организации путем объединения нации. Сила была сосредоточена в Воле - фюрера, партии и государства. Фашистская мифология базировалась на потенциях Сверхлюдей, которые взяли на себя задачу победить сложность мироустройства.
Сегодня миф силы утрачен, нами правят депрессия и бессилие. Политическая воля не может упростить бесконечную сложность глобальной машины. Не может взять под контроль невообразимую скорость информационных потоков. Нынешняя война - это результат социального бессилия и беспомощности политических сил.
...
- Как будет выглядеть Третья мировая? Кто будет в ней участвовать?
- Это не будет Третьей мировой войной. Нависшая над нами глобальная война не будет похожа на две мировые прошлого века. Сегодня невозможно создавать длительные альянсы или определять линии фронта: перманентных союзов больше не существует, старый фронт НАТО исчезает, на Ближнем Востоке одновременно на одних и тех же территориях идут разные войны (шииты против суннитов, Саудовская Аравия против Ирана, Турция против курдов и многие другие). Это не войны между национальными государствами. Это гражданские войны, глобальные, детерриториализированные и множащиеся.
Эта война приходит во время кульминации неолиберальной эры приватизации всего. В первое десятилетие нового века мы наблюдали, как набирают силы частные военные корпорации - Halliburton, Blackwater и прочие. Большинство актантов сегодняшней войны - частные армии, частные агентства. Daesh - это неолиберальная контора, которая нанимает молодых людей из бедных стран Ближнего Востока и Европы, чтобы они получали зарплату, да и удовольствие за возможность мародерствовать, насиловать и обезглавливать. Коммерческая армия, обслуживающая наркоторговлю в Мексике и в других местах, - это неолиберальный подход к оптимизации доходов. Государственные армии - теперь только часть военного ландшафта. Приватизация войны умножила количество заинтересованных игроков и сделала невозможными политические решения. Поэтому нынешняя война не закончится через четыре-пять лет, она будет идти вечно. Эта глобальная гражданская война закончится, только когда человеческая цивилизация будет разрушена. Если не возникнет новая субъективность - из современного состояния труда, некая новая форма межнациональной солидарности, которая может появиться из пепла скончавшегося прогрессивного левого движения прошлого века.
Большинство актантов сегодняшней войны - частные армии, частные агентства.
- Когда началась эта война?
- Я думаю, глобальная гражданская война началась в начале нашего столетия. Более точно дату объявления войны можно определить двумя происшествиями летом 2001-го. Репрессивная агрессия глобальной восьмерки против 300 тысяч рабочих и студентов в Генуе и фантастический шедевр терроризма - 11 сентября в Нью-Йорке. Темная гениальность бен Ладена и темная тупость Джорджа Буша помогли зажечь огни войны повсеместно.
- Что делать тем, кто против войны?
- Первая задача независимых людей на Земле - это уходить от войны, создавать пространства выживания и нормальной жизни одновременно с подготовкой (возможной, но пока не существующей) рекомпозиции когнитивных работников всего мира. Нам нужно выжить, найти способы сохранить себя и подготовить мир к тому, что будет после.
Но мы не можем сделать ничего, чтобы остановить насилие, убийства и распространение войны. Слишком поздно. Поэтому мы и не видим ничего похожего на движение за мир в Ираке в 2003-м. Сотни миллионов людей по всей планете вышли на демонстрации 15 февраля 2003-го. Они сказали «нет» войне. И на следующий день самый ужасный преступник сегодняшей мировой истории, идиот по имени Джордж Буш, объявил, тупо улыбаясь, что война против Саддама Хусейна уже началась. Только это была не война против Саддама, это была война против человечества. И сейчас, в 2016-м, мы наблюдаем ее естественное развитие.
- Возможно ли вывернуть Третью мировую в Первую глобальную революцию?
- Сейчас не время быть наивным и заниматься риторикой. Не время выдавать желаемое за действительное. Нам нужны реализм и визионерская мысль, направленная в будущее. Революции не будет, потому что это слово сегодня ничего не означает. Революция значит возможность политической трансформации, но сегодня политика бессильна. Мир оккупирован не политическими силами, а технологичными армиями. Мы обязаны думать о защите своих жизней, своих пространств. И, мне кажется, цифровое поколение совершенно потеряло умение думать о насилии как инструменте самозащиты.
Нынешняя война не закончится через четыре-пять лет, она будет идти вечно.
- Каковы шансы когнитариата в информационной войне?
- Мои дорогие, не обманывайте себя. Мировая информация полностью находится в руках двуглавой силы глобального криминального класса: финансовая голова и фашистская голова делят информационное пространство. Медиаактивизм стал невозможен с тех пор, как WikiLeaks стали инструментом внутрикапиталистической борьбы в руках глобального Ку-клукс-клана, борющегося за влияние с мировой финансовой диктатурой.
Тем не менее то, что я вижу, - это неполная картина.
..."
Интервью
полностью