ПО ДАННЫМ СЕРВИСА ONETWOTRIP, за последние полгода более 20 % россиян предпочли перелёты со стыковкой прямым перелётам. При этом только около 1,25 % из них выбирают стыковки более 24 часов в промежуточной точке маршрута - притом что они позволяют не только сэкономить, но и посмотреть во время отпуска ещё один город.
Что такое стоповер
Откровенно говоря, мало кто вообще понимает различия между так называемыми пересадками, стыковками или стоповерами. Давайте разберёмся в терминологии.
Стоповер - это, как правило, остановка в промежуточной точке маршрута более чем на 24 часа. В Северной Америке стоповером называется остановка, которая длится более четырёх часов. Нужно учитывать, что при стыковке маршрут совершается одним перевозчиком в рамках одной маршрутной квитанции, а при пересадке - по разным маршрутным квитанциям и, возможно, даже разными авиакомпаниями.
Как сэкономить на пересадках
Летать не напрямую действительно дешевле. В некоторых случаях экономия настолько значительна, что может покрыть расходы на отель. Из Москвы в Барселону можно лететь напрямую за 23 тысячи рублей, а можно через Вену за 16 тысяч со стыковкой менее часа. Сэкономленные 7 тысяч рублей можно потратить на ночь в отеле в центре Барселоны.
Предположим, вы летите из Москвы в Рим. Самая низкая цена на 5-15 августа составляет около 19 тысяч рублей. При этом есть предложение полёта через Франкфурт за 17 тысяч. Немного поиграв со временем стыковки, вы можете получить восемь часов во Франкфурте с небольшой, но всё же приятной экономией. Тем более у вас уже есть необходимая для выхода в город шенгенская виза. Брать с собой на прогулку багаж не нужно: о нём позаботится авиакомпания, которая выдаст вам его в конечном пункте прилёта.
Как оформить авиабилет со стоповером
Предположим, вы летите из Москвы в Вену на десять дней. При обычном поиске предложений вы видите прямые перелёты, а также вариант со стыковкой на три часа в Риге от авиакомпании Air Baltic. Создайте новый поиск, но уже со сложным «наборным» маршрутом: выберите два отдельных рейса - из Москвы в Ригу и из Риги в Вену. При этом на пребывание в Риге оставьте два дня. В таком случае система либо выдаст вам вариант со стоповером, если он разрешён авиакомпанией, или же предложит перелёт с двумя отдельными билетами. Таким образом, совсем необязательно звонить в авиакомпанию и узнавать о наличии билетов со стоповером: все данные есть в информации о тарифах.
Нужно иметь в виду, что тариф со стоповером всегда несколько дороже, чем с обычной стыковкой. Но иногда цена на некоторые стоповеры, особенно продолжительностью менее трёх дней, остаётся той же, что и стоимость перелёта с несколькими часами ожидания в аэропорту.
Не забывайте проверять наличие возможности стоповера в правилах применения выбранного тарифа, а именно в пункте № 8. Если стоповер разрешён по обоим направлениям, в правилах присутствует приписка «2/1 FREE STOPOVERS PERMITTED ON THE PRICING UNIT». Бывает, что в условиях тарифа указано «Stopover not permitted», что означает запрет на длительные остановки в принципе. Стоит помнить, что стоповер - это временная остановка с обязательным условием продолжения перелёта по маршруту. В случае, если вы решите не пользоваться второй частью перелёта «туда», все остальные сегменты автоматически обнулятся, как и в случае со стыковочным рейсом.
Что делать с багажом
Тут всё зависит от авиакомпании и от времени стыковки. Например, если вы летите через Абу-Даби со стоповером в 26 часов, то вам позволят оставить багаж в аэропорту. Но если же вы планируете стоповер на несколько дней где-то между Бангкоком и Мале в Коломбо, то скорее всего свои вещи придётся взять с собой.
Помните, что в случае пересадки, то есть оформления билетов на разных маршрутных квитанциях, авиакомпании не несут ответственность за смещение сроков вылета и за ваш багаж во время пересадки. Некоторым пассажирам всё же везёт - им удается сделать сквозную регистрацию багажа до конечного пункта при стоповере более 30 часов, но это скорее исключение из правил.
Как оформить транзитную визу
При стыковке пассажир сам несёт ответственность за наличие всех необходимых у него виз. Если вы летите в США через европейский аэропорт без транзитной зоны, то для того, чтобы попасть на территорию страны (например, в соседний терминал), необходимо иметь шенгенскую визу. Многие пассажиры не учитывают этот факт при планировании своего перелёта либо просто не обращают внимание на подобные «мелочи». Но эта «мелочь» может обернуться преждевременным концом путешествия. Тем более обязательно иметь все необходимые визы, если вы собираетесь покинуть территорию аэропорта и выйти в город.
Полная информация о транзитных зонах содержится на сайте Международной ассоциации воздушного транспорта. Например, в США или Канаде виза обязательно нужна при смене аэропорта, а иногда и при переходе из одного терминала в другой. Если вы собираетесь провести в городе менее трёх дней (в зависимости от страны), то есть смысл делать транзитную визу. Её легче сделать, и понадобится меньше документов.
Но нужно обязательно помнить, что, например, при нескольких пересадках транзитную визу нужно получать в визовом центре страны первой пересадки. Лучше заранее ознакомиться с визовой политикой разных стран и выбрать наиболее удобный вариант. Например, в ОАЭ можно оформить 96-часовую визу за 54 доллара, а визу для остановки на Шри-Ланке можно самостоятельно быстро оформить на сайте посольства.
Какие города посмотреть во время стоповера
Наиболее удобны и популярны стоповеры в Азии. Они чаще всего длительные и нуждаются в смене борта и стыковке. Самыми распространёнными городами для стоповера являются Стамбул, Дубай, Бангкок, Пекин, Гуанчжоу и Сингапур. По пути в Коломбо можно также сделать стоповер на дорогих при перелёте напрямую Мальдивах.
Из европейских городов для пересадки можно выделить Ригу, Прагу и Вену.
В Европе стоповеры удобнее всего использовать не столько для экономии, сколько для того, чтобы посмотреть максимальное количество городов по приемлемой цене. Например, при перелёте в Барселону можно остановиться в Мюнхене или Цюрихе, а на обратном пути погулять по Вене или Праге. Но нужно, конечно же, планировать бюджет с учётом размещения и проживания в промежуточных городах.