Разговор в кафе о Кафке под кофе. 8

Jan 23, 2022 21:11





Разговор в кафе о Кафке под кофе.

8.

Сумерки вокруг нас сгущались, надвигаясь зыбкой стеной, больше похожей на обступающие волны, становящиеся всё выше, состоящей из спрессованных, переплетённых теней, готовые поглотить наш островок сознания и душевного тепла. Но пока горит свеча, не всё ещё пропало… А свеча горела на столе, свеча горела…



Пламя внутри нас тоже колебалось, от звучания нашей речи, наших мыслей и чувств, освещая пространство светотени во мраке ночи, поддерживая танец света и тени. Что внутри, то и снаружи.



Из колонок доносилась убаюкивающая мелодия: «Кофе, кофе, вкус чудесный… С добавлением корицы… Наше кофе - это песня, выпьешь кофе - лейся песня… Кофеманы - это птицы!»

Ариша отодвинула занавеску, за окном буйствовал электрический свет фонарей, светились квадраты окон и били по глазам неоновые вспышки рекламных вывесок. Внешний мир был совсем рядом, за стеклом. Я достал авторучку и написал на листке название кафе, в котором мы находились - «Огонёк в ночи. Гриль в печи». Она прочитала надпись, пожала плечами и задёрнула занавеску. Некоторое время молчали. В новом названии не было ничего романтического и мистического, лишь прозаическое обозначение крова и пищи. Но если поискать символы, то они обнаружатся. Огонёк свечи, ночь, гриль, печь - символы довольно многозначительные. Не успел я заняться их исследованием и истолкованием, как прозвучал вопрос.

+ Слушаю тебя и удивляюсь - думаешь, это кому-то будет интересно, нужно?

- Что?

+ То, что ты пишешь. Никто ведь не читает. Нет не только лайков и комментов, но и просмотров. Несколько читателей - это скорее случайность. Или же закономерность, если оценить качество твоих текстов. Тогда зачем? Есть с кем поговорить, поговори и будь доволен. Странное занятие - писать, не имея читателей, отзывов.

- Когда люди берутся за перо, начинают писать, ими что-то движет. Мотивация может быть самой разной, побуждающие причины, толкающие их к этому - индивидуальны. На что-то надеются, рассчитывают, чего-то желают и к чему-то стремятся. Каждый решает при помощи этого занятия, увлечения свои задачи. Впрочем, не только личные. Есть нечто всех объединяющее. Это нужно не только им, каждому в отдельности, но и человечеству в целом. Увидеть это можно только имея способность к интегральному видению. У Кафки практически не было читателей, он не публиковался при жизни. Но не писать не мог. Этим спасался, лечился, занимался из потребности избавиться от мучивших его видений, от наваждения. Ну и призвание, талант требовали от него подобного самовыражения, реализации такой способности.

+ У тебя-то, что за наваждение? Да ещё и при отсутствии таланта.

- Зуд, писчий зуд. В голове. Отсюда разновидность блуда - словоблудие. Случится ли трансформация блуда в чудо, не знаю.

+ Извини, но порой это ощущается как мозготрахание. Методично, циклично, цинично, педантично, циклопично-эпично.

- Намекаешь, что пора закругляться?

+ По времени да. А тебя ещё много?

-Меня много, а тема на исходе. 2-3 главы и спать.

+ Тогда потерплю. Всё ещё Кафка в разработке?

- Ощущаю с ним тайное родство по мистичности.

Даже будучи неизвестными, невостребованными миром, люди, берущиеся за перо, выражают этим способом не только себя, но и скрытое устремление человечества обрести крылья и летать над землёй, поднявшись над суетой. Каждый человек с пером - это части огромных крыльев. Пытающихся дерзнуть много, получается взлететь у единиц. Остальные совершают прыг-скоки. Тем не менее, чаяния и попытки массы рождают тех, кто обретает индивидуальные крылья. Магия и мистика. Талант в человеке, а Муза на кончике пера, но к кому она сядет на перо неизвестно. Что-то должно поспособствовать раскрытию и высвобождению таланта. Но талант ведь не в рабочем инструменте (перо, кисть, резец), не в теле человека и его уме, которые тоже лишь инструменты, а в сокровенном ларце, где хранится Дар. Вдохновение, нисходящее на человека, приоткрывает створки ларца, оно приносит ключ. Вдохновение горит в глазах, танцует на кончиках пальцев, играет языком… Человек, держащий в руках перо для письма, рисования, каллиграфии - и сам является пером, которое послушно творческой энергии. Танцующий человек - это танец пёрышка, поющий человек - вибрации пёрышка…



+ Жора, короче. Ваяй Кафку, валяй про Кафку.

- Ну вот опять, прервала мою песнь…

+ Ой, да слышала я уже от тебя этих песней! Очередная песнь литературного пигмея.

- Неужели не чувствуешь, из каких глубин доносится до твоих ушей эта Песнь?

Арина многозначительно промолчала, охлаждая меня своим взглядом. Но времени для того, чтобы расшифровывать её молчание у меня не оставалось, и я поспешил излиться из глубин сумерек на освещённую пламенем свечи плоскость стола.

- Мы уже в внутри системы. Обнаружить собственную Тень и пройти сквозь Неё - это единственный способ спасения. Отпустить образы, роли, снять маски и просто быть собой - никаким по своей метафизической природе, разотождествившись с личностью. Вот на это и пытаются выйти различные религиозные и духовные мистики, создавая учения и возрождая традиции передачи Знания, трансформации.

Неважно, как будет называться система и какие средства давления, манипуляции сознанием и поведением людей использовать. Она всегда давит на личность, которая, собственно, и страдает, напрягаясь, сопротивляясь, испытывая стресс. Каков будет результат давления на личность - известно, а вот результат разотождествления с личностью неизвестен. Видим, что на протяжении истории общества многим людям удобней, выгодней, привычней прогнуться, покориться системе, встроиться в систему, подстраиваться под изменяющиеся правила и требования, или же бороться с системой различными способами, чем встать на путь духовной трансформации, ведущего к духовному освобождению.

Что говорить о человечестве, о мире, мы даже за себя сказать не можем, что будет с нами, и на что мы способны.

Описания системы - это конструкты и концепты.

+ Мы должны знать, какими средствами, приёмами, методами она пользуется, каким образом решила тебя проглотить.

- Механизм прост: вначале нам внушают, что мы личность; потом пользуются нашей личностью при помощи манипуляций; в конце раздавливают и выбрасывают. Каждый подписывается под этим Соглашением, затем многожды подтверждает своё согласие на участие. Выдают метрику, получаем паспорт, аттестат, идентификационный код, дипломы и свидетельства, права на вождение, документы на собственность, банковские счета и карточки, пользуемся Конституционными правами, в итоге докатились до того, что все наши личные данные принадлежат Цифровой Глобальной Системе и вскоре всех нас оцифруют. Ты согласился со всеми присвоенными определениями: именем, полом, понятием о возрасте, национальности. Все эти параметры идентификации, которая срастается с тобой, превращаясь в самоидентификацию. Но нам внушали, а мы и поверили, что личность - это мы, что она принадлежит нам. А тут вдруг кризис за кризисом (как будто специально организовали) и под предлогом БЕЗОПАСНОСТИ, личной и коллективной, объявляют - все права на личность отныне принадлежат Корпорации ХЗ. Даже не государству! Какими вам быть - решать Системе. А кто против или воздерживается - нах! То есть - аут! Теперь людей считают даже не за крепостных, рабов или скотов, а открыто заявляют, что они зомби, полуавтоматы, люди-машины. Не будет даже имён и фамилий, только клички и штрих-коды, как для товара. И раньше не нужны были Кафки, но таких было мало, так теперь не нужны все - Толстые, Чеховы, Достоевские, Хемингуэйи, Джек Лондоны, не говоря уж о философах… Личности не нужны. Потому что опасны, вредны для Системы.



Кризисы, даже умышленные, спланированные, рукотворные - это ужасно плохо, с одной стороны палки, потому что больно, но и хорошо с другой, потому что стимулируют людей изменяться вместе с изменяющимся миром. Это общие всемирные процессы.

Но каково потрясение, что личность нам не принадлежит, что она есть нечто искусственное, подверженное влияниям, а не данностью! Да, это ужасно - пробуждение от иллюзий! Но разве не страшно, что вместо одной иллюзии людям внушаются другие иллюзии - что они безличные винтики, механизмы, функции? По крайней мере личности принадлежала иллюзия свободы воли и соответственно выбора, а теперь и этот краеугольный камень выбивают из-под ног. Зачем людям пресловутая «свобода воли», если от неё в мире только беды, несчастья и проблемы? Освободим людей от свободы, а заодно и от воли. И пусть будут счастливы! - считают постгуманисты или трансгуманисты. Короче, меняется всё: нарративы, концепции, конструкты, подходы, направления, структуры. Обнаружилось, что есть идеологи нового типа, конструирующие «Новый Мир», новый глобальный порядок. И что самое обидное, это узнать, что они были всегда, только вышли из-за «занавеса» и тайное стало явным. Они уже не скрываются, всё говорят и делают открыто, нагло, вызывающе, чтобы запугать людей, внушив им, что назад дороги нет. Ни назад к природе, ни назад к гуманизму, ни к Богу. Только вперёд - к победе научно-технического прогресса, технологий и к господству Искусственного Интеллекта!

В чём жуть? Что системе похрен, меняться или нет, и в какую сторону, ей главное - движение и экспансия. А вот человеку не всё равно, что с ним будет и каким он будет.

+ Знаешь, если ты видишь в произведении Кафки, даже не прочитав его, то, что не увидят многие, или не смогут связать увиденное Кафкой и происходящим с современным миром, то получается, что и ты не лишён толики гениальности. Или это, всего лишь, бред сумеречного сознания, твои интерпретации Кафки, приписывание ему того, чего там нет? Оригинальность мышления наряду со специфическими особенностями психики. Ты прав насчёт вашего родства с Кафкой.



- Да как угодно можно относится к излагаемому мной. Хоть и бред. Суть в том, видит ли человек или слеп? Многие ведь слепы или спят, или смотрят кино, которые им крутят манипуляторы. Ум по любому занимается интерпретациями, производит восприятия и отражения. Иногда отражения талантливы, иногда нет. Лично я ни на что не претендую. В особенности на роль писателя, искусствоведа, литературного критика, эксперта в какой-либо области. У меня нет жёсткой привязки к своим образам, кого мне изображать. Если искренне - во мне есть свет, но есть и тень. Между ними чаще игра, но случается и борьба. Констатирую факт - Система продолжает влиять на меня и оказывать давление. Выход из Системы - это обнаружение духовного Света и шуньята.

+ А что если Система и поможет невольно, нехотя таким вот духовным искателям освободиться окончательно от иллюзий, отпустить мир и обрести шуньята? Да и простых обывателей от иллюзий освободит.

- Я приводил в качестве иллюстрации фильм «Пустой дом». Есть ещё один замечательный фильм, режиссёра Милоша Формана, созданный по одноименному роману Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки».

Американцы называют психлечебницы кукушкиными гнёздами. Пролететь над таким местом и не приземлиться в нём - значит, обрести свободу. Игрок по жизни Макмерфи и попытался это проделать. Да ещё и предложить свободу пациентам кукушкиного гнезда.

Странное в названии то, что кукушки не вьют гнёзда. Значит, это о чём? Это полёт в никуда. Это абсурд. Попасть в абсурд и выбраться из него. Желательно без последствий для организма в целом и для психики в частности. Если же мы говорим о ненормальных людях «ку-ку», то и подобные заведения можно считать кукушкиными гнёздами. А если весь мир сошёл с ума? Как выскочить из него и пролететь над ним - обрести свободу?



Моя краткая интерпретация. Роман и фильм о свободе личности. Сразу подмена - личность может говорить и мечтать о свободе, стремиться к ней, но, увы, свобода невозможна для личности. Макмерфи, главный герой, был азартным игроком, бунтарём, сильной харизматичной личностью. Остальные пациенты в роли жертв системы. И медперсонал - обслуживающий систему. А кто был Тенью? Овощей там предостаточно. По моему мнению тенью был индеец Бромден по кличке «Вождь». И на самом деле главный герой он, а не Макмерфи, ведь от его лица идёт повествование в романе. Роман гораздо сложнее и сильнее фильма. Но не буду сравнивать художественные произведения. Важно другое, кто освобождается в итоге? Бунтарь погибает в борьбе, как и некоторые случайные жертвы, остальные же персонажи продолжают своё существование и привычное пребывание в системе. Это зомби. А освобождается Вождь. Он проходит сквозь Тень, перестаёт быть тенью себя, хотя многие годы в ней прятался, ради самосохранения. Освобождение от Тени - это одновременно освобождение от Системы. И его уход из Учреждения, разбив окно. Символика.

У меня, как и у многих, оставался вопрос: что будет дальше с индейцем? Будет ли погоня, отыщут ли его, вернут назад, и накажут лоботомией, или убьют при задержании? Неизвестность. Загадка.



Мой ответ: погони не будет. Он уже, после случившегося с ним, и после произошедшего события в психушке, Системе не интересен и не нужен. Она его даже не сможет найти, ибо он не оставляет следов отхода. Я описываю психологический мир и события в нём. Индеец становится незаметным, неуязвимым прощаясь с Тенью. Ей есть кого третировать и перемалывать в муку. Для Вождя неожиданно открылось «Окно Овертона» в сторону большей свободы, в то время, как для других обитателей и участников событий - в сторону меньшей свободы. А окно открылось для всех. Но не все смогли им воспользоваться. Что произошло с Вождём в будущем мы знать не можем, потому что он вышел за «горизонт событий», границу, начертанную нашей Тенью или нашими образами. Мы, как наблюдатели, и Система, потеряли возможность отслеживать его путь и судьбу.

+ А как же духовные Мастера, пребывающие в мире? Они по-прежнему в клетке? Ведь они взаимодействуют с людьми, вписаны в систему.

- Они имеют тени и образы. Но они видят Свет трансцендентальный. И это многое меняет для них. Это проявление «осознанной глупости» в их случае. Это их предназначение - служение миру и человечеству, обучение и сострадание. Их миссия, будучи Светом, нести Свет людям. А для этого нужно облечь себя в образы и иметь Тень.

+ Есть ли ещё примеры в мире, говорящие об освобождении от Тени?

- Поговаривают, что подобное произошло с Лао-Цзы. Кастанеда говорил о своих Учителях - Дон Хуане и Дон Хенаро. Или с теми, кто садился в медитацию, достигал самадхи и покидал бренное тело. В любом случае о них в дальнейшем ничего не должно быть известно. Уходят в Тайну.

+ Вот что я тебе скажу, находясь под гипнотическим воздействием твоих слов (их можно приравнять к психоделикам) и в возбуждении от выпитого кофе, пусть и виртуально-растворимого, в чём разница между романами Кафки и Кизи. И там, и там трагедия, показаны сложные отношения между личностью и системой. Но Кафка принимал только кофе и медикаменты, а Кизи пробовал пейот и ЛСД. Вот почему Кизи и нашёл выход для своего героя! Нужно сдвинуть точку сборки в человеке.

- Мои рассуждения достаточно психоделичны, чтобы при соответствующей подготовке и включённости читателя мог произойти «щелчок» в сознании. Будем заканчивать. Благодарю за провокативную тему, которая вызвала щелчок во мне и открыла клапан словотворчества и смыслотворения. Давай ещё по кофе - и по коням!

+ Да, содержательно получилось. Спокойного дежурства.

- Спок ночи.

Экраны погасли. Кафе погрузилось в темноту и тишину, и вскоре растворилось.

Всё.





(Конечно, это не всё. Было продолжение разговора, но в нём уже больше о ковидобесии и о личном, и совсем нет о Кафке. Хотя… В одной из следующих бесед с Аришей мы вновь коснулись этой темы. Но об этом будет написано отдельно).

Мистика, Литература, Творческие поиски, Психология, Кино, Лытдыбр, Общество, Медицина, Самопознание, Искреннее, Общение, Эзотерика

Previous post Next post
Up