Кое-что о внутреннем диалоге.

Sep 17, 2021 09:32





Кое-что о внутреннем диалоге.

Внутри происходит диалог. Безостановочно. Часто прерывается, но каждый раз ненадолго. Только для переключения стрелок, как на железной дороге, и тогда меняется направление энергетических потоков, влияющих на настроение, самочувствие, мироощущение, ход мыслей.



Тогда ты молниеносно меняешь направление движения, или пересаживаешься из поезда в поезд, при том, что внутри поезда можешь оказаться кем угодно и где угодно - машинистом, пассажиром, проводником, а то и всеми сразу, одновременно. В последнем случае хорошо бы показаться врачу и поговорить с ним о «голосах и образах», как бы это не оказался диагноз. Хотя, бывают в жизни моменты, когда ты не чувствуешь себя «кем-то», обладающим субъектностью, а ощущаешь будто ты «нечто» - функция, механизм, деталька какая-нибудь в поезде, а то и похуже - расходный материал. Такое происходит тогда, когда другие люди относятся к тебе, как к вещи, как к объекту, инструменту, средству для достижения ими своих целей. Но не потому только, что они злы, коварны, хитры и сильнее, или удачливее тебя, а ещё и потому, что ты так себя ощутил в какой-то момент и позиционируешь в мире, потеряв собственную субъектность, тем самым предоставляя им право распоряжаться тобой. И это в твоём-то поезде! Ведь каков поезд, чем наполнен, кто и куда в нём едет зависит от состояния и содержания твоего ума.

Содержание твоего ума… Понятно, что содержание может быть разным и зависит от многих факторов и причин. Не будем вдаваться в детали. Но откуда появляется содержание в твоём уме? Ведь туда нужно что-то вложить, чтобы уму было что пережёвывать и переживать. Мы можем наблюдать на детях, каково изначальное содержание их умов и как происходит заполнение. Прежде всего - это впечатления, ощущения, эмоции, и гораздо позже возникают мысли, вместе с образами и сопутствующими им словами. Под мыслями я имею в виду не озаряющие Мысли, возникающие как раз в пустом, чистом и ясном уме, каковым, в принципе, и является детский ум, а мысли, как информация, которые оседают в уме, выстраивая различные связи, каналы, блоки и системы, перегородки и мосты, которые, структурируясь в некую целостную систему, именуемую в дальнейшем «мой ум», формируют в нём образ себя, образы других людей и существ, и картину мира. Информация приходит к нам в виде знаний. Потому содержание нашего ума можно лишь условно и относительно считать лично нашей собственностью, созданной нами при помощи наших восприятий, реакций и мыслительной деятельности. Всё, что находится в нашем уме - не наше, не чьё-то, а общее. И программы не наши, и способы обработки информации, её восприятия, накопления и передачи не наши, и методы мышления, и способы общения тоже. Всё создано уже до нас процессами, идущими в земной природе, эволюцией животного вида, ставшего отдельной веткой приматов - хомо сапиенс, и коллективной деятельностью людей по созданию мира. Мы созданы наполовину природой, наполовину социумом, и что же в нас нашего? В чём уникальность каждого существа, и что вообще такое - уникальность? Существует ли она? Если я не похож на других в чём-то, то это моя индивидуальность, отличие некоторых качеств, параметров, характеристик, но вряд ли оно потянет на уникальность.

А разве мир не был создан Творцом? Нет, Творец творит творение - Бытие, а люди, как часть творения, создают внутри Бытия свой мир, для себя и под себя. Да и сам ум можно считать лично «своим», лишь постольку, что в нём имеются границы и рамки, отгораживающие его от умов других людей и коллективного ума, не говоря уже об отграниченности от Универсального Ума, и наличия понятий - логических ярлыков.

Но возвращаясь к диалогу, скорее непонятно другое - чей диалог происходит в «нашем» уме? Ведь получается, что внутри каждой головы разыгрывается свой отдельный спектакль, но время от времени персонажи из внутреннего спектакля выходят на общую, внешнюю сцену театра «Мир», где и звучат уже внешние диалоги, происходят внешние действия и разворачиваются жизненные драмы. Можно было бы сказать, что каждый человек - это театр одного актёра, но это не соответствует действительности, внутри нас много персонажей, играющих разные роли. Наш внутренний дворик, это внутренний «камерный театр», являющийся отражением и продолжением внешнего, большого театра. «Весь мир - театр, и люди в нём актёры». Мы всё время переносимся из малого в большое, из внутреннего во внешнее и обратно, маятник движется туда-сюда. И осуществляем то, что в психологии называется «переносы». Да так увлекаемся, заигрываемся, что уже запутываемся и теряемся в происходящих процессах, и перестаём порой отличать одно от другого, отождествляемся с чем ни попадя и в результате погружения в мир, теряем настоящего себя. Всё подменяется образами и ролями, мы засыпаем в мире и видим сны о мире, продолжая считать это жизнью. И так получается, что жизнь ограничивается существованием в мире, а это ограниченное существование ещё более ограничивается какой-либо деятельностью, связанной с нашими образами, ролями, функциями. Всё - мы повязаны, мы по гроб обязаны миру, и обязаны служить миру, выплачивая долги, и в этом даже многие находят для себя смысл жизни. Смешно, глупо, но одновременно и грустно, и страшно. Люди перестают видеть, что жизнь больше, чем мир, в котором они заключены.



А с другой стороны если посмотреть, то внутренний диалог - это процесс в сознании человека и часть сознания, значит, в каждом из нас, каждым из нас говорит Сознание. Есть даже такое выражение - «Сознание говорит». Кстати, а сколько существует различных сторон, откуда можно посмотреть на происходящее и существующее?

Внутренний диалог - это поезд. И никуда нам не деться от этого. Потому что дело обстоит несколько иначе - оказывается, мы находимся внутри «диалога», мы - продукт его деятельности. А если так, то можно и нужно (если есть нужда) попытаться сойти с поезда, и лучше бы это проделать до того, как поезд сойдёт с рельс.

«- Позвольте, а рельсы-то где проложены? А заодно, - и куда?» - спросил первый прорвавшийся голос, который в многоголосье прозвали Фомой Сомневающимся. «- Что значит, ты в поезде, меняешь поезда, а потом вдруг поезд оказывается внутри тебя? Объясняйтесь чётче».

«- Рельсы проложены умом в мире, для того, чтобы по ним ездили поезда. Поезд - это упорядоченное движение мыслей, вместе связанных общей идеей «самости». Центральная ложная идея, вокруг которой всё и вертится - это существование отдельного «я». Если есть «я», то есть и «моё». Как это куда? Да куда угодно, в самых разных направлениях. С одной стороны, чтобы было удобно ездить, и знать, куда едешь, да и ради контроля на линии, а с другой стороны - для неудобства, путаницы, загромождения пространства, для возможности выбора, который предполагает наличие личной свободы воли, а в итоге всё так перемешивается, перепутывается, что завязывается в «гордиев узел» из множества тупиков, когда становится всё сложным и безнадёжным. И все поезда в итоге - ездят по закольцованным маршрутам, пока не сломаются или не износятся, а некоторые застряли в тупиках, находятся на запасных путях или лежат на обочине вверх колёсами» - ответил Николай-знайка. «- В таком положении, куда выпрыгивать из поезда, если некуда пересесть? Мы пересаживаемся из поезда в поезд, переходим из вагона в вагон, но не выпрыгиваем. И вот же, если поезд мчится, то на ходу из него не выпрыгнешь, а где и когда будет остановка неизвестно» - допытывался Фома. «-Так уж и неизвестно. Существуют ведь остановки по расписанию движения, по маршруту - там и выходи, пересаживайся» - донеслось неизвестно от кого. «- Да, но это запланированные, предусмотренные остановки для пассажиров и прочих участников движения поездов. Пока ты пассажир, то ты ездишь куда хочешь или куда тебе нужно в мире, но выйти из мира не сможешь» - подключился к диалогу Костя, известный во внутреннем круге как Костя-эзотерик. «- А зачем выходить из мира, если всё в нём устраивает? Езжай куда нужно, перемещайся, пересаживайся, пользуйся достижениями и благами мира по своему разумению с пользой для себя, удобно ведь. Мир можно покинуть лишь одним способом - умереть» - Федя-практик тоже был здесь. «- Никто и не спорит о необходимости существования мира и о тех преимуществах для людей, которые есть в мире в сравнении с дикой природой. Но есть в нём и недостатки, то, что называют мировыми несовершенствами, неразрешимыми мировыми проблемами. Часто люди устают от мирской деятельности и задумываются о выходе из мирского круговорота. А некоторым так прозрение бывает - кто я и что здесь делаю? Ищут выход только те, у кого возникла нужда в выходе» - объяснил Костя, - «а те, кто устал, или оказался слаб, неконкурентоспособен, те ищут не выход, а успокоения, тихой заводи внутри мира». «- Начинать нужно не с вопроса «что делать?», «как выйти и куда», и даже не с вопроса «зачем», а с того места, где находишься ты и каким ты быть - а кто ты, который собирается искать выход?» - профилософствовал Лука-философ, - «кто будет выходить?» «- Ну, так это самый сложный вопрос, и на него не ответить без помощи остальных вопросов. Нужно разбираться с задачей в комплексе. Пассажиры, значит, не в счёт. Машинисты, кондуктора, проводники, рабочие и прочий обслуживающий персонал поездов и вокзалов исключаются - это инструменты и функции. Сам поезд тоже не рассматриваем, он механизм и процесс не имеющий свободы воли. Кто же это может быть?» - снова произнёс неизвестный голос. На некоторое время возникло молчание, было слышно только размеренный стук колёс по рельсам и ощущалось лёгкое покачивание из стороны в сторону. Общий диалог временно прекратился и каждый голос ушёл в себя - в монолог, но возможно, внутри каждого голоса возник новый диалог.

«- Что, так и будем молчать?» - Феде хотелось результата. «- Да, ясность не появилась» - поддержал развитие новой фазы диалога Фома. «- Зато возникла пауза. И в ней всё зависло. Я это ощутил так, что всё существующее остаётся на своих местах, всё случается каким-то образом вне «нашего» планирования и ожидания, всё просто происходит, но нет описания происходящего, нет названий, оценок и сравнений» - сообщил Костя, вглядываясь внутрь. «- Точно! Это-то и будет остановкой внутреннего диалога. Путь обрывается, колея разобрана или взорвана». Никола-умник не брезговал завершением чьих-то мыслей, и тем самым присваивая их себе.

«- Если человек находится в мире и катится по нему на своём поезде, находясь в процессе внутреннего диалога, то внутри каждого человека происходит диалог и все люди одновременно пребывают внутри диалога. Как все могут быть внутри одного диалога, если у каждого свой? Получается, что мир - это и есть общий, единый, коллективный Диалог всех со всеми, каждого со всеми и каждого внутри себя» - продолжал гнуть свою кривую линию Костя-эзотерик, всегда пытающийся согнуть любую прямую и выгнуть таким образом, чтобы получился круг, - «Всё находится внутри всего. Всё, всё, всё - внутри Целого. Частное внутри системы, одна система - составляющая часть другой системы, подчинена ей. И так от малого к большому. Подсистема, система, надсистема. До бесконечности. Что ни рассматривай, оно внутри чего-нибудь следующего и большего, чем рассматриваемое. Поэтому, нужно смотреть внутрь. Что снаружи, то и внутри».

«- Давайте ближе к делу, не отклоняйтесь от главного направления: как сойти с поезда, при том, чтобы поезд не сошёл с рельс? Поезд-то внутри тебя. А сходишь ты. И что же получается? Логическая неувязочка может привести к аварии. Уточнить нужно: кто сходит; как; куда? Как ты можешь сойти с того, что внутри тебя?» Это был голос Феди. Кажется.

«- Да так же, как человек сходит с ума. Что непонятного?! Ум внутри тебя, а о человеке говорят, что он сошёл с ума. Об этом, видимо, речь». А этот голос принадлежал Вите, «капитану-очевидность».

- «Не понял, я сегодня спать буду, или полночи придётся наблюдать за движением ваших поездов?» - сообщил по каналам ощущений организм, не имеющий голоса, но имеющий право «вето». «- Прекращайте базар, я тушу свет».

«- Что значит, тушу свет? Ты вообще никто и звать тебя никак. Ты просто тело. Молчи, если ты немое, и не мешай остальным. Мы тут важные вопросы обсуждаем. Я вот ещё не высказался по данному вопросу. Мне есть что сказать. А что собственно я хотел сказать? Уже забыл. Ну, вы меня поняли - важно, чтобы состоялся обмен мнениями и каждый имел возможность принять участие в прениях по любому поводу».

«- А ты сам кто будешь?» - спросил Фома.

«- Сам-то я без имени, я субличность №13, но сейчас представляю Ерёму, он немножко выпимши, но просил меня подменить его в диалоге, и передать всем присутствующим, что он вас всех уважает».

«- Ну вот. Один поезд пущен под откос партизанами-тараканами. Вернёмся на центральную платформу, от которой расходятся все пути в разных направлениях» - Федя являлся краеугольным камнем Личности, ведущей диалог. «-На чём мы застопорились?»

«- Всё началось с озвучивания предположения о том, что внутренний диалог - это поезд» - сообщил Николай.

«- Началось не с этого, а с того, что внутри тебя происходит бесконечный внутренний диалог, который сравнили с поездом» - возразил Фома.

«- Поддерживаю Фому» - вставил эзотерик. «- Диалог внутри. Поезд внутри. Мир тоже внутри. Всё внутри нас. Вся вселенная помещается внутри нас».

«- Мы это уже слышали. А вовне то же, что и внутри. Значит, вовне…» Это сказал какой-то из номеров.

«- Вовне - проекции того, что внутри» - эзотерика не так просто сковырнуть с колеи. «- Внутри тебя - содержимое твоего ума». «Ага, а вовне тебя - проекции твоего ума». «Да нет никакого внутри отдельно от внешнего, это условное разделение». «Такое же условное, как и то, что сейчас существуют и воспроизводятся несколько отдельных голосов, принадлежащих будто бы разным субличностям, которых обозвали персонажами, присвоив им имена». «То есть, нас нет?!» Тут поднялся галдёж и шум, многоголосица превратилась в сущую какофонию. Поэтому это место пропускаем, во-первых, потому что это неконструктивно, бессмысленно, во-вторых, безобразно, а в-третьих, из-за неспособности автора передать этот звучащий бардак словами.

Нет, это не внутренний диалог. А что? Это, в лучшем случае, спор, а в худшем - базар. Нужно вернуться именно к диалогу. А завершить всё монологом. Авторской речью. Сворачиваем художественное описание, не нужно персонажей, имён и приписываемых им различных точек зрения. Всё проще - внутри возникают слова. Вот их и озвучивай. Наличие слов в твоём уме - это внутренний диалог. Не наличие мыслей, образов, чувств, ощущений, а только слова. Мысли возникают и исчезают, зачем их пытаться описывать, называть? То же и с чувствами, образами. Пусть себе текут сквозь тебя. Наблюдай их течение молча - это и будет выключением внутреннего диалога. Нет тебя и воображаемого собеседника или оппонента. Ибо и ты сам в таком случае - разделении себя на двое - уже не ты, а воображаемый образ себя. Остановка внутреннего диалога не означает исчезновение всего существующего, так считать, значит придавать диалогу сверхзначимость, а означает лишь прекращение словесного потока. И тогда, восприятие без описаний.

А как же внутренний монолог?

Монолог - это тот же поток слов, только без создания разделения на два. Но он уже содержит в себе диалог и по сути является формой внутреннего диалога. Разделение есть, но наличие двух скрыто, двое прячутся за одним. Но монолог - это уже цельность? Нет, это подобие цельности, кажущаяся цельность. Ведь монолог звучит в ком-то, кто считает себя отдельно существующим, значит, есть разделение. Так что же, цельность исключительно в молчании, типа «молчание - золото»? Не обязательно. Не молчание языка, а молчание ума является признаком цельности. Но когда «Сознание говорит» через пустой и молчащий ум, то цельность не нарушается. Монолог и диалог подразумевают наличие «я», а если иллюзия «я» исчезает, то всё происходит из необходимости - и молчание, и речь.



Сознание, Типа философия, Человек, Самопознание, Духовный поиск

Previous post Next post
Up