Критический анализ песни ШурЫ «Твори добро».
«Пилите, Шура, пилите, они золотые".
"Не всё то золото, что блестит".
Побуду-ка я в роли музыкального критика. Понарошку. Ибо к музыке совсем не имею отношения, не образован, не владею, не состою, а вот к публике, слушающей разного рода "пестни", принадлежу.
Если "музон" где-то звучит, то уши слышат, и лапша, в виде нот, виснет даже на ушах, по которым оттоптался косолапый. Применительно к чтению книг существует понятие начитанности, а проводя параллель, говоря о музыкально-песенном творчестве, ввожу определение - наслушан. Кто-то готовит и подаёт блюда, кто-то их кушает. Но организм каждого едока по-разному реагирует, казалось бы, на одну пищу, бывает и нос воротит, и блевонуть может от того, что многие запихивают за обе щеки, облизываясь.
И тут же включается самокритика. Уж если признаёшься в некомпетентности, то какой же из тебя музыкальный критик? Тогда "не по Сеньке шапка". Ты простак, который за просто так от нечего делать, высказывает своё мнение, возникшее на основании субъективного восприятия и индивидуального вкуса, сформированного в той социально-культурной, и музыкальной среде, в которой находился и развивался. Выражаясь сетевым жаргоном - ты тролль, желающий потроллить какую-нибудь публичную фигуру. Наверное, твоё самомнение продиктовано дешёвым тщеславием и тщедушным самоутверждением. Так что ты и сам мало отличаешься от тех, кого критикуешь. Отвечу честно - возможно.
В кого на этот раз намерен стрелять? Мишеней, мелькающих на "музыкальном небосклоне", предостаточно. Чувствую себя стрелком-любителем, зашедшим в игровой тир в кочующем парке аттракционов. Мигают огоньки, звучит задорная ритмичная музыка, шум и гам, в трёх-четырёх метрах от стрелялки на фоне картонно-фанерных декораций приходят в движение жестяные звёзды, покрытые блёстками с портретами персоналий. Стреляем из пневматики по движущимся мишеням, а в кого попадём, хз. Для начала рассмотрим предлагаемый балаганом видеоряд - "Звёзды российской эстрады 90-х и нулевых".
Крупная мишень - Миша Шуфутинский, которому достаточно своей ежегодной "минуты славы" на 3 сентября; а вот экземпляры поменьше, выцветшие и пыльные, те, у кого "упала шляпа" и "ногу свело", кого и вспоминать стыдно, и стрелять неловко; следующий - один из оттенков серого, ни то, ни сё со своими двумя позишен: номер one и номер two; дальше суповой куриный набор из крылышек, бёдрышек, пёрышек и жопок, не запоминающихся образов, но при этом застрявших в ушах шлягеров: "два кусочечка колбаски", "юбочка из плюша", "ветер с моря дул", "муси-пуси я во вкусе"; невнятные и раздёрганные мумийские тролли... Всё это и иже с ними убожество бездарного множества, выскочившее на сцену из пены перемен, в сравнении с которыми даже "ласковые майчики" и электрокубики были на несколько ступенек выше. Ширпотреб масс-культа, образцы эрзац искусства в мутные времена формирующегося российского шоу-бизнеса. Не случайно, а целенаправленно делалось - псевдо ценности и цели шоу-биза подменили содержание культуры, со всеми вытекающими.
Но кто же хер,ой, "герой" моего критического очерка? Прожектор внимания подсвечивает в сумерках подсознания странного и эпатажного персонажа со сценическим псевдонимом ШурА. Пиф-паф! Ой ё ёй! А я яй! Однозначно, фрик.
А он ещё жив вообще? Выступает? Ничего не слышно о нём. Вроде да. Признаться, я не являлся поклонником его творчества и не следил за биографией артиста. Но в пору раскрытия частот fm-диапазона для радиостанций он был на волне популярности. Артист? Ну разве что с большой натяжкой этого смысла на такую плоскую форму. Каждого выступающего со сцены перед публикой считать артистом? Сомнительно. Но кассу ШурА собирал. Среди "поющих стрингов" он почти Стинг, и на фоне читающих рэп его голос таки сойдёт за вокал. Певец? Спорно. Но... Поёт со сцены, зрители приходят на концерты и им нравится его творчество - значит, певец. Так он ведь исполняет песни собственного сочинения. Тогда стопудово - поэт и композитор. Это ли не пример искусства без границ? Хм... Без рамок, критериев, табу. Если нет этически-эстетических ограничений в выборе идей и средств, то может возникнуть вакханалия, вседозволенность, извращённость ценностей и подмена понятий, артистизм с уклоном в сатанизм. Когда разрешается всё - разрушается культурный код, тогда мирская слава и браво от публики достаются примитивному, пошлому, порочному образу мышления и эпатажной форме самовыражения, буйным цветом расцветают "цветы зла". Нет правил и эталонов добра и красоты, то такой мир не спасти. Без высоты дно безгранично. Голые вечеринки псевдоэлиты, в виде богемы, с развратом, алкоголем и наркотиками - это не свобода нравов, а безнравственность, пошлость и мерзость. Коль всё познаётся в сравнении, то в сопоставлении с такими бесталанными и безголосыми типажами, как Боря Моисеев и Алёна Водонаева, Шура выглядит не столько поприличней или культурней, сколько менее примитивно и фальшиво, на несколько миллиметров глубже в содержательности, чуть тоньше в переживаниях, но не дотягивая до уровня Билана, Баскова и Киркорова, которым, всё-таки, в таланте, внешности, голосе и артистизме не откажешь.
Разбор "пестни" - "Твори добро". Это визитная карточка ШурЫ, его мега-хит. Песня, вышедшая в 2000 году, звучала свежо, необычно, привлекала внимание, вызывала любопытство, несла позитивный заряд, мелодия и образ артиста были запоминающиеся. Не стану юлить и стесняться, но лично я слушал её тогда с удовольствием и мне нравились простоватый текст и незатейливая мелодия. Глубины и сильных душевных чувств в ней нет, обычный набор дешёвых сентенций и сентиментов, но и в укор это ставить попсе глупо, ибо попса - развлекательный мелкодраматический жанр, не литература, а чтиво. Зато в ней есть энергичность, лёгкость, незамысловатая ясность и, чего уж там, жизнеутверждающий лейтмотив (да и мотивчик запоминающийся). Девиз, кредо, кодекс - твори добро, несмотря ни на что, ни на кого, по зову сердца. "Руки твои сильные, ты поддержи слабого. Мысли твои верные, ты научи глупого. Твои глаза - твоя душа, добрая и чистая. Дари её тому, кому больно одному". В принципе и всё, всё в одном куплете, остальное место и время занимает припев про добротворение, повторённый раз -надцать. Ну мантра в чистом виде. Гуманистическая направленность, вера в человека, а вместе с ним в прекрасное и чудесное, в торжество добра. При том, что сценический образ артиста скорее отталкивал, чем привлекал, но без сомнения был манким, эпатажным, характерным, чувствовалось наличие харизмы. Ошибки в произношении и в слоге прощались, тогда такое время было, многое выдавалось за эксперименты с художественной формой, а заодно со стилем, с лингвистикой и здравым смыслом. Хули, постмодерн ввалился в постсовковую действительность как слон в антикварную лавку и давай крушить. После фраз "чашку кофею я тебе налью" и "двух кусочечков колбаски", которые сливают русский язык в унитаз, языковые шалости ШурЫ воспринимались как шутка, некий лёгкий дефект речи, детский милый лепет. Да и беззубый рот вызывал не только вопрос "кто и за что ему выбил зубы?", но и жалость, снисхождение к произношению.
Построение же заключительной фразы припева (не за красивое спасибо услышавшего тебя рядом) - это не только режет слух, но и колет глаз, бьёт под дых и вызывает когнитивный диссонанс дисбалансом между формой и содержанием, короче полный грамматический пиzdец и смысловой коллапс. Сцука, ну ни в какие ворота! Я бы ему за такое не только зубы выбил, и рот бы порвал. После взлёта "твори добро по всей земли", тут же провал не в воздушную яму, а в пике. А что это такое - "красивое спасибо"? Навеяно алкогольными парами? А как это - "услышавшего тебя рядом"? Это озарение в состоянии алкогольного угара? Угараем вместе с ШурОЙ: гы гы гы ха ха ха. По смыслу и форме должно бы звучать так: не за спасибо от находящегося рядом, или зрителей, которые в сторонке, и даже не от того, кому ты помог, по доброте душевной, а от избытка внутренней силы. И как можно "творить добро другим во благо"? То есть, можно и во вред, не во благо? Добро и во благо в одной песенной строчке это перебор, наподобие масла масляного. Парень шёл к успеху и славе, таки схватил птицу удачи, вырвав несколько перьев и всунув себе в задницу, чтобы его приняла либеро-пидарастическая тусовка, а что текст получился слегка дебильным, ну так случайно вышло, извините. От себя выскажусь: ШурА, вы не дебил и не кривляка? Ну извините! Зато непритязательная публика простила, вкусила, притопывая, хлопая и подпевая косноязычию. А за вырванные перья ему прилетело по яйцам.
Я же написал в начале, что и сам простил это недоразумение, слушал и подпевал. Так что же спровоцировало мой критический анализ и резкость высказываний теперь, спустя двадцать лет? Не сама песня, которую послушал недавно, посмотрев старый видеоролик на ютубе, а комментарии зрителей под ним. Наверное, не один я ощутил дичайшее несоответствие между посылом песни и стилем поведения, образом певца в клипе. Почему, собственно, и возникло выражение - колет глаз. Изображение не гармонирует, не стыкуется с песней, ну совсем. Кривляющийся фрик в перьях и стразах, поющий о важности доброты, душевности, человечности с боа из шкуры черно-бурой лисицы. Лисице его добро и представление о прекрасном точно не во благо. От комментариев я в шоке. Если народ заслуживает тех правителей, которых имеет, то он так же заслуживает и те элиты, тех кумиров и звёзд, которые его имеют. Если сцену для выступлений предоставили, дали на откуп и под шабаш, отъявленным и объявленным пиdорасам, то вопрос: кто позволил, кто их продвигает, а главное, кто ходит на их концерты и аплодирует им, даже подражает, оправдывает? Не хочу цитировать комментарии, но большинство из них положительные, хвалебные, комплиментарные для ШурЫ, что меня лично обескураживает. Некоторые высказывания ставят самих же комментаторов раком или на колени, а умного и трезвого в тупик. Пишут, что это гимн добру, что это евангелие, выраженное кратко и простым языком, что это проповедь милосердия, что, слушая, обливаются слезами, открываются сердца, хочется жить и творить добро, что певец - молодец, творец, боец (справился с болезнью, с зависимостями, с недоброжелателями) и человечище. Фрика в кумиры?! Ё моё! Может его к святым причислить, похоронить у Кремлёвской стены или отдельно мавзолей ему построить? Так Басков и Киркоров тоже претендуют на мавзолеи. Проходную слащавую дебильную песенку объявлять равной евангелию? Они серьёзно это пишут? Риторический вопрос: люди, вы в своём уме или вы стадо баранов? Одно дело послушать, вспомнить о том, что надо бы творить добро, потанцевать и забыть про песню и про необходимость творить добро, и другое дело - провозглашать дешёвку душонки некой духовной и культурной ценностью.