Вновь о новизне. 10

Sep 30, 2022 13:23





Вновь о новизне.

10.

+ А сейчас глава о самокате. Самокат - это так просто и легко. Название-то каково! Небольшое твоё усилие и наличие желания, интереса приводят его в действие. Простота устройства, управления, применения. Конечно, ещё проще сидеть на карусели, когда не ты катишь, а тебя катают, оно и безопасней, и напрягаться не нужно. А если ещё и леденец во рту или жвачка - вообще красота, тут тебе и пища, и зрелища.



Симулякр предоставляет три удовольствия в одном флаконе, три иллюзии: от скорости, от соски во рту и меняющиеся картинки. Всё это фальшивое, бестолковое, пустяковое, но для детей сойдёт. Детей часто отвлекают пустышками, а переживания у них всё равно настоящие.

- Разве со взрослыми не та же картина, не те же приёмы манипуляции используются? Только одни пустышки заменяются другими. А уж пустыми обещаниями люди друг друга всегда кормят.

+ Да, со взрослыми то же самое. Но есть и различие - для них предлагаемые «развлечения» уже не несут ярких впечатлений и остроты переживаний, появляется сравнение, оценивание, сомнения, а у некоторых, даже критическое мышление. Большинство же просто тупеют, и как раз не оттого, что едут на самокатике, а от того, что катаются на каруселях.

Используем самокат как символ детства. А детство для меня означает прежде всего способность удивляться, непрекращающееся чувство новизны и непосредственность реакций, спонтанность поведения. Это открытое сердце и ясный взгляд, это способность впитывать. И мы сказали, что в процессе социализации вместо самоката нам предлагают другие средства передвижения, пока мы не превратимся в локомотив, тащащий вагончики. Можно смотреть с разных уровней на человека. И увидеть человека как поезд или человека внутри поезда, где поездом является социум, а человек в нём то пассажиром, то рабочим по обслуживанию, то винтиком - одним из механизмов и функций поезда.

Если у нас нет самоката, то вместо множества дорог перед нами единственная колея, одна и та же. Она становится до того привычной, что вытесняется вниманием и мы её даже перестаём замечать. Есть ощущение движения, и ладно, значит, жизнь продолжается. Только почему-то жизнь становится всё скучнее, тусклее, беспросветнее, и иногда возникает догадка, что мы движемся на поезде внутри туннеля, а всё, что с нами происходит, происходит внутри поезда. Ёкарный бабай! А что если и наша езда на самокате осуществлялась внутри поезда-«мир» по голубому вагону, первому для нас, и ничего другого не представлялось возможным?! Нет, не хочется об этом думать, не сейчас. Закончим с уже возникшими образами и сравнениями. Вернёмся к картинке, где нет ещё нас как поезда. В детстве ты катишь на самокате куда хочешь, а становясь взрослым - становишься на колею и катишь по ней. С годами обрастаешь панцирем и накапливаешь багаж, которым можно гордиться и пользоваться, но при этом всё реже ощущения счастья и отсутствие новизны. Одно желание - чем бы взбодрить себя, тонизировать? Нам нужны стимулы и стимуляторы, чтобы тащить свой груз, являющийся частью нас же самих. Зато всё чаще разочарования, скука и усталость, мы не вылазим из психологической ямы страданий и жалости к самому себе. Мир не является больше для нас набором возможностей, а сужается до единственной колеи, по которой мы едем, пользуясь расписанием, распорядком, планом на жизнь, схемой движения со списком пунктов, указателей и доступных целей. Жизнь более не чудесна и мир не загадочен, мы узнали, что жизнь в мире является страданием. Попробуй встретить пожилого человека, испытывающего чувство новизны. Это звучит как нелепица и несуразица, совместить старость и новизну. Наверное, такие люди бывают, но они редкость. Исключение из общих правил.

- По поводу множества дорог, доступных ребёнку, есть сомнения. Ты явно испытываешь какой-то пиетет перед детством и идеализируешь его. Будто грустишь о потерянном рае. Но это тоже иллюзия, детство не является райским существованием, это сложный период жизни. Не всё в детстве сладко да гладко. И не случайно дети так сильно стремятся поскорее вырасти. Ребёнок - зависимое от взрослых существо, и степень его свободы, как внешней, так и внутренней, довольно ограничен. Детских горестей и бед предостаточно. Детьми манипулируют, им навязывают образы, учат определённым знаниям и умениям, много требуют и втискивают в определённые модели поведений. Как бы ни так - «катишь, куда хочешь»! Выдумка. Сколько всего мы желали в детстве, чего так и не получили, что не произошло! О скольком мечтали! И что? То-то и оно. Возможности человека ограничены в любом возрасте, просто каждый период жизни имеет свои особенности.

+ Я говорю сейчас с позиций символизма и субъективизма, метафорично, так что не стоит всё сказанное воспринимать буквально и критиковать с позиции здравого смысла.

В детстве есть потенциал, поэтому и основное мироощущение в детстве - катишь куда хочешь. Так это или нет, проверяется опытным путём, но пока не начал совершать действия и получать опыт, то присутствует ощущения объёма и полноты. Со стороны взрослого это не совсем так выглядит, как оно чувствуется ребёнком, или вообще не является таковым, но внутри ребёнок так себя ощущает, он так проживает момент. Напомню, что в моменте есть именно объём и полнота, это чистая потенция при единственно возможном акте проявленности. Момент проявляется фактом существования, только тем, что непосредственно случается, но при этом переживается как объём, не теряя целостности. Пусть гипотетически, но у ребёнка широкий выбор возможностей, больше чем у взрослого, при том, что у взрослого больше выбор возможностей осуществления потенциала, за счёт знаний, умений, навыка, опыта, силы и связей. В то же время взрослый уже многое попробовал и отсёк от себя, со многим определился, что-то узнал о себе и о мире, так что в каком-то смысле его возможности сузились.

Я о том, что тело и ум ребёнка являются самокатом, а его внимание-Я на нём катится. А потом появляется, развивается и укрепляется самость - ложное «я» в человеке из которого формируется личность. Самость побуждает и вынуждает всё попробовать самому - «я сам». Без этого невозможна социализация и вообще развитие человеческой особи. Такой вот период для развития самостоятельности, уверенности в себе, но постепенно наряду с этим движением к саморазвитию и самореализации нарастает движение в сторону самоутверждения - я такой. Мир задаёт ребёнку вопросы, которые можно свести к одному ключевому - ты какой и на что ты способен? Какой? А вот такой! Так ты и на самокате был «таким, каким быть», но без самоутверждения, самомнения и самоуверенности, без ожидания оценок со стороны окружающих. А в дальнейшем ты от «таковости» смещаешься к «каковости». Ведь зачем утверждать то, что и так очевидно, что присуще и естественно? Но зато нужно доказывать и утверждаться в том, что приобретается в результате становления личности, социальной борьбы и мимикрии. «Кто слабый? Я слабый?! Вот я вам докажу, всем покажу! Кто глупый? Я глупый?! Кто не может? Я не могу?!» Короче, ребёнка берут «на слабо». Начинается путь борьбы за значимость, важность, статусность, достижений и неудач, приобретений и потерь. В этой круговерти самокат больше не нужен, на нём далеко не уедешь, много не увидишь и не увезёшь, за другими не угонишься, а требуются другие средства, более мощные, скоростные, при помощи которых можно выиграть время и получить преимущества в соревновании - прийти к цели первым.

Так что самокат - это первичное средство передвижения и нижайший статус. Для взрослого оставаться в таком положении - это быть бомжом, паломничество или отшельничество. Езда на самокате - это отсутствие борьбы, не участие в соревновании. Ты не участник гонки, а катишься сам по себе, в силу насущных потребностей и жизненной необходимости. Да, возникают жизненные задачи, требующие решений, но нет целей и планов. Это путешествие Колобка.



Колобок катится. Попадает в различные ситуации и обстоятельства. Съедят ли его? А из чего он сотворён? А для чего его создали? Разве другие персонажи сказки выступают только в роли хищников и не могут сами быть также в качестве жертвы в других ситуациях? Все рискуют, жизнь опасна и полна непредвиденных факторов. Колобок от своих «родителей» ушёл, и от каждого встречного тоже старается уйти, чуя, что его хотят использовать, присвоить и обладать им, или съесть. Это жажда свободы и попытка её обретения, потребность оставаться собой и необходимость выжить. Он знакомится со всем, что встречается на пути, входит в контакт, учится, познаёт мир. Им движет необходимость и интерес. Колобок круглый - на нём ничего не удерживается и его трудно удержать. Меня с детства смущало, что дед с бабкой сокрушались о пропаже Колобка, переживали об его участи. Как будто бабка его слепила не для того, чтобы съесть самим. Никто в открытую не озвучивал этот аспект, хотя и не скрывались намерения «родителей», и акцент смещался к психологии Колобка, его хитрости и ловкости, и, конечно же, к излишней самоуверенности, которая, мол, его и сгубила. Значит, по любому участь Колобка была предрешена, он только продлил своим бегством своё существование. А горевали дед с бабкой не о нём, а о себе, ибо были бедные и голодные, жалели себя и им тоже хотелось выжить. Люди в деревне так же любят свою домашнюю живность: своих кур, уток, кроликов, свиней и коров. Любят, ухаживают, кормят - на убой, ради пищи.



Вероятность, что Колобка съедят, раньше или позже, велика. Но для Колобка лучше, чтобы это произошло с ним позже, потому что, чем дольше он живёт - катиться по дорожке - тем более чёрствым становится, то есть менее аппетитным. И его шансы докатиться до «просветления» увеличиваются. Есть же в любой сказке и эзотерический подтекст, при умении его находить и расшифровывать. Для главного персонажа главной задачей является не встреча с различными персонажами, хотя они важны и выступают в роли учителей жизни, а встреча с дзэн. Не бзык поймать, а дзэн встретить. Потому и уйти он должен от каждого встречного, избежав различные ловушки, оставшись невредимым, получив порцию впечатлений и набравшись опыта, и тем самым проникнуть в суть вещей и явлений. Люди получают смесь знаний, опыта, переживаний и вещей, в процессе мирской деятельности, которые превращаются в навозный шар. Но в случае с Колобком, уже являющимся шаром, все эти приобретения становятся лишь наружным навозным слоем, его социальной оболочкой. Дзэн - не заумная философия, он так же прост, как и самокат. Встреча-проживание-опыт-расставание. Пребывание в моменте Бытия с постоянным принятием и отпусканием случающегося. Дзэн - это особое состояние внимания /осознанность/ при езде на самокате. А Колобку, блин, даже самокат не нужен, он сам себе и сам по себе самокат. По форме и сути своей самокатящийся предмет. Ну, а если удастся встретиться с дзэн, то тогда и умирать не страшно, ведь смерть любого существа - естественный процесс, противопоставленный рождению, а не жизни как таковой.

Ты увидела ребёнка на самокате, впитывающего впечатления, и самокат предстал пред нами как символ. Я же, благодаря беседе с тобой, увидел символичность Колобка, олицетворяющего движение без усилий и приспособлений, не участвующего в мирской борьбе и суете. Ему вменяли хитрость и самомнение, возможен вариант наивности и самонадеянности, но я обнаруживаю иное - самодостаточность, простоту и лёгкость передвижения, поиск приключений, как способ обретения новизны, возможность раскрытия и реализации потенциала. Это образ странного Странника. Допускаю, что можно быть Колобком, ведя оседлый образ жизни, при условии, что внутри человека есть и жив сущностной Колобок. Сказка о Колобке во мне перекликается с историей, рассказанной доном Хенаро, о его путешествии в Икстлан.

- Тебя снова понесло. Но мне интересно тебя слушать. У нас с тобой тоже получилось слепить Колобка. Колобок, как развитие темы о новизне и расширение символа ребёнка на самокате.

29-30.09.2022

Социум, Типа философия, История, Самопознание, о смысле, Сказка

Previous post Next post
Up