Рецензия на роман Ю.Н.Тынянова «Кюхля»

Mar 15, 2015 08:47

Очень достойная книга, как с точки зрения стиля, так и с точки зрения достоверности отображаемой эпохи - первой четверти XIX века. Признаться, я и не знал, кто такой Тынянов, как начал читать, стал думать, что это какой-то современный автор, а оказалось, он писал в довоенное еще время.
Жанр произведения - исторический роман, такая реконструкция, весьма успешная причем,  духа эпохи литературными средствами. Повествует о жизненном пути Вильгельма Кюхельбекера, который знаменит прежде всего тем, что учился в Царскосельском Лицее вместе с Пушкиным, а затем принимал участие в декабристком восстании, за что был сослан в Сибирь, где и умер.

На протяжении всего романа непрерывно встречаемся с ключевыми фигурами того времени- Пушкиным, Горчаковым, Корфом, Чаадаевым, Грибоедовым, членами императорской фамилии, генералом Ермоловым на Кавказе (его несколько мечтателей подумывали сделать после переворота верховным правителем, оказывается). Почти что в реальном времени переживаем важнейшие события эпохи, сопереживаем декабристам, из благих побуждений решившихся на переворот, но так и не выработавших четкой программы действий.

Декабристкое движение подано здесь вполне в духе знаменитейшей ленинской цитаты «Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа». Прекраснодушные мечтатели, решившие бороться с царизмом, но так и не решившие окончательно, будут ли они освобождать крепостных, проводить социальные реформы, каково точно будет общественное устройство страны. Наконец, из рук вон плохо организован и сам переворот, - никто ничего не знает, что делать непонятно, часть вождей и вовсе не явилась на восстание. Якобы они готовили массовое выступление против Александра Первого по весне, но он так некстати скончался, а братья Николай и Константин все не могли промеж себя разобраться, кому царстовать.

«Далекость от народа» раскрывается через следующую метафору - в день восстания одна площадь Петербурга была занята восставшими, другая - войсками, верными Николаю, а самая большая - городским населением, преимущественно «чернью». Вот, мол, если бы декабристы вместе с горожанами пошли на царизм единым фронтом, то непременно бы этот переворот увенчался успехом.

Финальная часть романа - сломанные судьбы Кюхельбекера и декабристов. Сам Вильгельм неплохо зарекомендовал себя во время известных событий в декабре 1825 года - три раза стрелял по генералам и брату царя. Потом бежал в сторону западной европы и был изловлен на самой границе империи. Долго сидел в одиночном. Писал оттуда, когда мог, письма друзьям, многие из которых уже погибли. Грустное описание, - так живо описанная эпоха теряет краски и истончается, отходя в прошлое. Конец большинства действующих лиц романа, подававших такие великолепные надежды в начале, часто уныл или же по-человечески горек.

Пару слов об образе самого Кюхельбекера в романе. Он явно испытывал трудности с социализацией, был страшно неустроен по жизни. Испытывал проблемы в общении с людьми, нормальной личной жизни не имел, в своем кругу считался неуравновешенным и бретером. По нынешним временам - психом и неадекватом. По карьере также ничего не добился, несмотря на то, что писать умел неплохо, вечно сидел без копейки. Эдакий социальный инвалид в легкой степени. В конце жизни, уже в ссылке он женится на дочке какого-то сибирского чиновника, что выглядит и является явным мезальянсом. Хорошо, что потомство оставил. Вообще финал романа так написан, что берет за горло тот самый эксистенциальный ужас - вот все молоды, свежи, талантливы, а вот кто спился, кто в Сибири, кто в земле сырой. А жизнь катит дальше, не замечая отдельных людских песчинок.

#sm2014 #см2014

Previous post Next post
Up