10 любимых писателей (и почему именно они)

Mar 04, 2015 12:48

Яна bambyelliot у себя частенько в рамках одного флэшмоба рассказывает о всяком своем любимом и наоборот. Я все думала поучаствовать, когда меня настигнет кризис жанра, и вот он здесь. А также по-прежнему здесь подавленность, растерянность, общее угнетенное состояние духа и невозможность найти средства для примирения с действительностью. Впору воспользоваться советом на Пурим - "пить до тех пор, пока человек не перестанет различать, произносит ли он проклятия Аману или благословения Мордехаю". Поэтому в рамках самодисциплины снова на арене, встречайте, 10 любимых писателей, рассуждений о них, много букв и все прочее.

1. Иофсиф Бродский. Моя любовь с 17 лет - и, видно, насовсем. Бродский живо интересует меня не только как творец (несомненно - один из величайших в 20 веке, я пристрастна), но и как личность. Я прочитала много воспоминаний о нем - разумеется, биографию авторства Лосева, "Диалоги" Соломона Волкова, большую книгу интервью с самим Бродским, регулярно все это перечитываю (равно как и стихи, часть из которых знаю наизусть), не перестаю открывать новое для себя и восхищаться до завхватывания духа. И живи я с ним в одно время в Питере - была бы истошно влюблена.
2. Курт Воннегут. Я уже раз сто это говорила, но по случаю не грех и повторить: его "Времетрясение" также с 17 лет - моя настольная книга, которую я знаю едва ли не наизусть и перечитываю, когда мне либо очень плохо, либо очень, очень хорошо. Она совсем миниатюрная, но я ее всегда расценивала как вершину творчества моего любимейшего американского прозаика. Все другие вещи у него тоже прекрасны, более остальных я люблю "Колыбель для кошки" и "Бойня номер пять, или Крестовый поход детей".
3. Михаил Булгаков. Еще один из величайших творцов 20 века. Эта любовь не столько моя личная, сколько, наверное, идущая из семьи - у нас все Булгакова любят, обожают его юмор и шутки ("Собачье сердце", например, - семейный сборник цитат на все случаи жизни). Нежно люблю музей Булгакова на Большой Садовой. Конечно, не все моменты в его биографии вызывают у меня симпатию (тогда как, например, у Бродского - все), но обожаю его.
4. Рэй Брэдбери. Самый любимый мечтатель. Всегда меня жутко завораживало: вот как так, идет по улице человек, вполне себе человек, обыкновенный, а в голове у него - целая Вселенная. Это к каждому почти относится, а у Брэдбери в голове просто кишмя кишели новые миры, совсем непохожие на наши. Моя любовь к нему началась с рассказа "Апрельское колдовство" (возможно, не самый распространенный вариант начала любви, но). И еще это общий наш с Саней любимый писатель. ...А о его смерти я узнала в своей день рождения: то есть вообще-то он умер пятого июня, но через океан известие пришло только шестого. Венера в тот день прошла по диску Солнца - и забрала с собой Брэдбери.
5. Астрид Линдгрен. От своей теории, что детские книги делают жизнь и людей лучше, я не откажусь никогда. А то, что Астрид Линдгрен - одна из лучших во всем мире детских писательниц, это совершенно неоспоримый факт. Я вообще заметила, что скандинавы - самые лучшие детские писатели. У моего друга есть интересная мысль на этот счет: зимы там длинные и холодные, дни зимой - короткие, приходится много времени проводить дома. Хочешь не хочешь, а придется научиться придумывать увлекательные истории, чтобы хоть чем-то занять детей. Ну и да, лучшие писатели жили в благословенные времена, когда телевизор был не во всяком доме.
6. Туве Янссон. Продолжая тему скандинавов: если бы Туве Янссон не было, ее следовало бы выдумать, вместе с ее муми-троллями, но также и вместе с ее "взрослыми" книгами. Мне с детства очень запало в голову высказывание про нее - "Мир муми-троллей - мир, по которому в глубине души тоскует каждый из нас". Я - очень тоскую. Поэтому очень часто перечитываю.
7. Владимир Набоков. Тут и говорить нечего. Одна моя знакомая, литературный редактор, говорила, что в качестве отдыха от работы предпочитает прозу Набокова. Глаз, говорит, радуется, каждое слово на своем месте. Мне, признаться, и добавить к этому отзыву нечего, скажу только, что прозаик он куда более талантливый, нежели стихотворец. (А вот преподаватель русской литературы 20 века у нас на факультете думала ровно наоборот - за это, за любовь к Горькому и за высказывание "Мастер и Маргарита" - сатанинский роман" я стала ммм куда меньше ценить ее мнение и куда реже ходить к ней на занятия). А любимый роман - конечно, "Защита Лужина".
8. Федор Достоевский. Для меня Достоевский - безусловно, гений (несмотря на то, что тот еще юдофоб, и мне лично непонятно, откуда у той юдофобии ноги растут). Но он, конечно, не на каждый день чтение. Вообще всякая книга - для своего времени, состояния и настроения, но Достоевский - особенно. Я бесконечно благодарна своей школьной учительнице литературы за то, что научила меня его читать правильно (и, разумеется, не только за это). Так вот, Достоевского следует читать либо на грани депрессии, либо с субфебрильной температурой - больше шансов попасть "в ногу" с самим Федором Михайловичем. Но если попадешь, то точно не оторвешься.
9. Харуки Мураками. Да, здесь обязан был появиться какой-нибудь легкомысленный мейнстрим, и вот он. Первую книгу Мураками (как сейчас помню, "Слушай песню ветра") я прочитала в 10-м классе - распечатку на слегка мятых листах формата А4, с загнутыми уголками. Не то чтобы она перевернула во мне все (бедному всему в 16 лет было бы дико неудобно в перевернутом состоянии), но на тот момент это было совершенно новое для меня чтение. Мураками меня очень заинтересовал, я многое у него перечитала - и, несмотря на все очевидные его недостатки (включая общность сюжетов), я его люблю. Люблю, потому что его мировосприятие во многом совпадает с моим, люблю - как часть японской культуры (пусть и поп-культуры), которая для меня остается по большей части тонкой и неизведанной, но при этом невероятно притягательной. Люблю за то, что я гарантированно возьму его книгу - и найду отдых мозгам. Люблю, потому что он интересен и близок мне как личность. А также надеюсь, что Нобеля по литературе ему все же дадут, сколько лет он уже в фаворитах ходит.
10. Людмила Улицкая. Вообще мне нравятся современные русскоязычные писательницы - Викторию Токареву (изумительный стиль и "след" сценаристской работы), Татьяну Толстую (которой русский язык владеет целиком и полностью, хотя многое - в творчестве и жизни - у нее довольно зло), умеренно люблю Дину Рубину (она хотя и излишне слащавая, и местами вьет лишнего словесного кружева, однако нельзя отрицать, что она хороша). Но если выбирать одну из плеяды, то это будет Улицкая. Потому что она, выбирая сюжеты и слова, задевает меня глубже и больнее всего, заставляет меня долго обдумывать и переживать, иногда просто одну какую-нибудь фразу, я порой с этими фразами засыпаю и просыпаюсь, пока не уложу в голове. И смелость ее - личная смелость - мне тоже нравится.
Я бы могла, наверное, продолжать, но это было бы уже неприлично. Те, кто прочитал уже вот это все от начала и до конца, скажите, я вас когда-нибудь какой-нибудь вкуснотой собственного производства одарю. Добавлю только, что у меня есть отдельные призы Генриху Беллю и Джону Фаулзу, а также Джоан Роулинг - за литературное материнство по отношению к Гарри Поттеру. Вот.
Previous post Next post
Up