Отличнейшая статья (хотя и как всегда длинная) от "Сторонников Прорыва":
https://vk.com/@prorivists-agitaciya-i-propaganda "...выделим ... тезисы, по ходу обсуждения которых выявится разница в условиях России начала XX века и России начала XXI века, что позволит выработать правильное применение теории к наших условиям.
Из приведённых цитат (см.
статью) ясно, что такое агитация, что такое пропаганда, как они друг с другом соотносятся. И то и другое есть привнесение сознательности в пролетариат, то есть внедрение в мировоззрение людей научных истин.
Пропаганда излагает, главным образом, теорию и теоретические положения, помогает разобраться с сущностью тех или иных явлений, на основе научного понимания законов развития общества. Пропаганда обычно берёт в качестве объекта конкретное социальное явление и вскрывает его сущность через теоретическое изложение марксизма.
Агитация - это усечённый и упрощённый вариант пропаганды, направленный на усвоение одного или нескольких теоретических положений.
Агитация обычно берёт в качестве объекта конкретный факт, с которым сталкиваются агитируемые лица, и наиболее доступным образом доказывает или указывает на его социальную причину. Иными словами, агитатор, отталкиваясь от факта, направляет мысль читателя, зрителя или слушателя на теоретическое положение марксизма о том или ином законе развития общества или сущности явления. Кроме того, агитатор старается воздействовать не только на знания агитируемых, но и особыми средствами на их настроение, вызывая желание встать на сторону сил прогресса и обеспечить их активную поддержку. Агитация имеет больший эмоциональный окрас, а навыки агитатора сопряжены с силой его харизмы и красноречия. Более обстоятельные средства - журнал, газета, книга, брошюра, доклад, по общему правилу, используются в пропаганде, а листовка, речь, декларация, беседа, плакат, карикатура, видеоролик и тому подобное - в агитации. Агитация по своим основным свойствам способна воздействовать на более широкий круг лиц, чем пропаганда.
Если читатель откроет
главную страницу сайта «Сторонников Прорыва», то увидит, что ссылка на агитационные материалы, как правило, оформлена словами «заметка», «реплика» или «листовка», а на пропагандистские - «статья».
Многим левым кажется, что агитацией может заниматься практически любой, для агитатора якобы не так важно глубоко владеть теорией. Но, это имеет свой известный смысл, только если говорить о чисто технической стороне работы агитатора, который, например, рисует плакат, карикатуру или пишет стихотворение под контролем знающих теорию товарищей. Или если устанавливается чёткая граница глубины подачи материала. Например, делается видеоролик, в котором к фактам жизни предлагаются азбучные истины марксизма, которыми сам агитатор хорошо владеет. Неплохим примером агитации служит передача Сёмина «Агитация и пропаганда» (в которой вопреки названию практически нет пропаганды, а одна агитация). Сёмин на высоком профессиональном уровне подаёт азбучные истины марксизма через новостной материал, сознательно не углубляясь в сложные вопросы. Он грамотно выдерживает формат агитации, не ошибаясь грубо в теории, потому что даёт элементарные знания. Когда же Сёмин пытается вести пропаганду (см., например, его ответы на вопросы), то он сразу плавает в теории и пропагандирует не марксизм, а оппортунистические глупости.
В иных случаях агитатор должен быть грамотным пропагандистом, который плюсом к теоретической компетентности выработал навыки агитации.
Должна ли агитация быть на первом плане?
Пропаганда и агитация являются средствами достижения целей политической борьбы. Как видно из первой цитаты, Ленин указывал на то, что в российских условиях конца XIX - начала XX века на первый план выдвигалась именно агитация. Причиной выдвижения агитации на первый план являлся низкий уровень образования трудящихся. Кроме того, чудовищная интенсивность эксплуатации и самодержавный террористический гнёт вызывали в массах мощное стихийное протестное и демократического движение, которое было необходимо направить на реализацию программы-минимум, то есть свержения самодержавия, на буржуазно-демократическую революцию.
В настоящее время условия существенно отличаются от царистских. В России нет остатков феодализма, нет самодержавия, сословий, клерикализация незначительная, Россия - буржуазно-демократическая республика. Трудящиеся поголовно образованы, убеждены буржуазией в разумности капитализма и заражены буржуазной идеологией в целом, особенно патриотической. Степень и способы эксплуатации вызывают куда меньше стихийного сопротивления, отсутствует национальное и политическое угнетение, промышленные рабочие практически не проводят забастовок, а профсоюзы превратились в органы социального партнёрства. Пролетарии склонны видеть в буржуазном государстве своего защитника, поэтому большая часть недовольства выражается в жалобах. Внутри пролетарской массы, в условиях, приближенных к царистским, прозябает раздробленный по нациям отряд трудящихся мигрантов. Экономической основой современной России является государственно-монополистический капитализм.
Таким образом, нет никаких оснований утверждать, что агитация, так же, как и в ленинские времена, выходит на первый план. Более того, уровень развития коммунистического движения (на стадии формирования действительно авангардной партии рабочего класса) ставит перед нами первейшую задачу по воспитанию партийного ядра, то есть на первый план выходит глубокая научная пропаганда марксизма и штучная работа по ковке кадровой основы партии.
Нужно ли сегодня идти к фабрично-заводским рабочим?
Ленин указывает, что перед марксистами прошлого стояла задача слить свою деятельность с практическими, бытовыми вопросами рабочей жизни, имея в виду в том числе то, что работа должна быть направлена прежде всего на фабрично-заводских рабочих. В частности, он пишет о необходимости организации конспиративных кружков, издания литературы, полезной рабочим в их повседневном сопротивлении капиталистам, помощи в формулировании требований рабочих к хозяевам и развития солидарности и интернационализма. Все эти задачи во многом решались как раз агитацией, через участие марксистов в организации стачек, посредством выпуска листков, прокламаций и налаживания корреспонденции между рабочими для координации их действий.
Сегодня есть несколько «ортодоксальных» левых организаций, которые наиболее последовательно многие годы и даже десятилетия выполняют эти ленинские наставления, прибавив к ним лишь попытку организации рабочих в Советы. Наиболее крупные из них: РКРП, РПР и группа «Рабочий путь». Они строят свою работу во многом на этих же принципах, изложенных Лениным в 1897 году.
Мы уже указывали, что после 1912 года в Российской империи бастовало около миллиона рабочих в год. Тогда как, например, в политически наиболее активном 1992 году бастовало всего лишь 350 тысяч человек. На заре становления путинской власти, в 2000 году, - 30 тысяч бастующих, а в 2007 - уже 3 тысячи, в 2008 - 2 тысячи и далее - исчезающе мало. Но и в 1990-е, когда влияние РКРП было наивысшим, эта тактика не принесла никакого результата. Партия росла микроскопическими темпами, а рабочие не проявляли никакого интереса к политической борьбе, то есть борьбе за государственную власть. Сегодня же РКРП деградировала в небольшую группу активистов, а пролетарское движение по мере улучшения материального положения рабочих сошло практически на нет. Иными словами, идея того, что бастующие рабочие более восприимчивы к марксистской пропаганде, несостоятельна. Иногда это так, а иногда иначе.
Нужно очень жгуче желать копировать опыт большевиков и хотеть самым безобразным образом слиться с пролетарскими массами, чтобы не замечать,
во-первых, что современный рабочий, в отличие от рабочего царского периода, не нуждается в элементарной грамотности,
во-вторых, что рабочий способен самостоятельно осуществлять сопротивление в рамках профсоюзной торговли рабочей силой,
в-третьих, что рабочие не проявляют ни интереса к коммунизму, ни потребности в политической борьбе,
в-четвёртых, что степень и формы эксплуатации современного рабочего не сравнятся с периодом царизма, когда фабрично-заводские рабочие были поставлены фактически за гранью физического выживания, то есть материальное положение рабочих перестало быть столь весомым политическим фактором вовлечения в коммунизм (по крайней мере в годы путинской стабилизации капитализма и формирования экономики ГМК).
Кроме того, нужно обратить внимание на то, почему Ленин указывал, что работа марксистов должна была быть направлена прежде всего на фабрично-заводских рабочих. Он разъясняет: причина в том, что этот отряд пролетариата являлся наиболее интеллектуально развитым и восприимчивым для марксистских идей, был уже организован и сконцентрирован территориально капиталистами и самим развитием промышленности. Нужно быть очень мечтательным любителем самых кондовых немарксистских, карикатурных образцов позднесоветской пропаганды о пролетариате, чтобы не замечать, что подобный подход в наши дни утратил свою силу. Представители промышленных рабочих сегодня в массе своей не являются наиболее восприимчивым к марксизму и коммунистической пропаганде отрядом пролетариата. Такого отряда сегодня вообще нет, а надежды левых на зависимость силы стремления к коммунизму от уровня заработной платы не имеют под собой никаких оснований. Чем хуже живут люди, тем выше их потенциал к стихийному сопротивлению, а не к усвоению марксистских истин. Поэтому, когда Ленин давал свои гениальные установки, то революционеры шли в уже активно бастующие и протестующие рабочие и трудящиеся массы, чтобы в ходе этого стихийного движения народа привносить, на конкретных фактах их сопротивления, сознательность, стараться соединить это движение с марксизмом путём подъёма уровня организации и руководства борьбой. Сегодня же это стихийное движение практически отсутствует, а если возникает, то с существенным антиполитическим и даже антимарксистским окрасом.
Точно так же в значительной степени утратилось преимущество организации и сконцентрированности рабочих.
Во-первых, цеховая палочная дисциплина - это специфическая форма организации людей, которая оказывается малопригодной для политической борьбы,
во-вторых, появление интернета в условиях буржуазно-демократических свобод даёт свободный доступ к разворачиванию массовой, малозатратной пропаганды без всяких территориальных, профессиональных ограничений.
Даже языковой барьер ослаб с появлением общедоступного машинного перевода в сети.
Читатель может придти на любое собрание заводских рабочих и попытаться провести хоть агитацию, хоть пропаганду. Рабочие, недолго думая, объяснят, что им коммунизм, марксизм и политика до лампочки, что они заинтересованы разве что в повышении заработной платы, хотя и не против возврата СССР, если революцию сделает кто-нибудь другой. И такое состояние сознания рабочих было и в 1990-е, когда они активно бастовали.
Впрочем, не лучше обстоит дело и с другими отрядами пролетариата.
Если кратко обобщить оппортунистические представления о пролетарском движении, на основе которых возникает практика бездумного копирования опыта большевиков, то получится так, что промышленные рабочие якобы заинтересованы в коммунизме. Наиболее полно эту концепцию выражает М.Попов из РПР. Он говорит так: промышленные рабочие производят материальные блага, поэтому от производительности их труда зависит общее богатство страны, вместе с тем, рабочие организованы в цехах и через «экономическую борьбу» способны учредить свои собственные органы власти - Советы. Стало быть, от удовлетворения материальных интересов рабочих зависит удовлетворение материальных интересов всех остальных трудящихся, ведь рабочие заинтересованы, чтобы ими грамотно управляли, чтобы их дети получали доброкачественное образование, чтобы их семьи получали высококачественное медицинское обслуживание, чтобы развивались кино, театры, литература и музыка, чтобы скрашивать досуг.
Эта примитивщина, во-первых, не отвечает на вопрос, почему тогда самые передовые - не сельскохозяйственные пролетарии, ведь уж кто-кто, а они находятся у самых истоков общественного материального производства, во-вторых, совершенно игнорирует значение субъективного фактора, в том числе авангардную роль партии и необходимость для победы рабочего класса и успешного установления его диктатуры марксистского сознания (ведь марксизм - это не продукт интереса, а наука). Складная песенка Попова красива только отвлечённо-логически, к реальной жизни отношения не имеет.
Другое дело, что без активного участия промышленного пролетариата в революции победа в конечном счёте недостижима. Именно заводские рабочие, особенно на оборонных предприятиях и задействованные в высокотехнологичном производстве, должны составить ядро рабочего класса. Они составляют наиболее грозную материальную силу пролетариата. Но чтобы завоевать рабочих, нужна авторитетная, сильная, авангардная, компетентная партия, за голыми идеями они пока не идут. Пока что рабочие и пролетариат в целом занимает выжидательную позицию, не ввязываясь в открытые бои с буржуазией. А буржуазное государство соблюдает некоторый баланс между трудом и капиталом, компенсируя разными средствами стоимость рабочей силы на уровне воспроизводства пролетариата.
Рабочий класс - это не совокупность рабочих, пусть и осознавших свои интересы, как это проповедуют «экономисты», а форма организации прежде всего пролетариев под руководством коммунистической партии. Пролетариат тогда становится рабочим классом, когда начинает вести политическую борьбу за низвержение власти капитала и установление своей диктатуры с целью построения коммунистического общества. Реализация материальных интересов пролетариев, трудящихся или народных масс постольку играет роль в революционной борьбе, поскольку за счёт мобилизации людей способствует победе рабочего класса. Коммунизм и коммунистическая борьба - это не продукты чьих-либо интересов, а наука и политическая (классовая) борьба за преобразование общественных отношений на основе этой науки. Коммунистические производственные отношения гарантируют каждому члену общества необходимый для его творческого и всестороннего развития уровень потребления материальных и духовных благ. Тогда как интересы, хоть пролетариата, хоть буржуазии, - это лишь социально оформившиеся инстинкты, для осознания которых никакого марксизма не требуется. Как раз наоборот, коммунист поднимается от мотивировки своей деятельности интересами - частными, семейными, групповыми, классовыми, национальными - до уровня научной мотивировки, то есть сознательного подчинения научно установленной объективной необходимости прогресса.
Нужно ли агитировать против Путина и режима?
Учитывая задачу низвергнуть самодержавие и приоритет агитации, Ленин требовал от партийцев разворачивать активную агитацию против царского режима, требовал обличать экономические и политические порядки, вплоть до самых мелочей, короче говоря, как бы сегодня сказали буржуазные патриоты, требовал всеми силами и средствами «раскачивать лодку». Марксисты начала XX века существенную часть своей работы отводили на возбуждение демократического сознания трудящихся, на усиление всякого сопротивления царизму в порядке борьбы за буржуазно-демократическую революцию. Перед царской Россией стояла историческая задача сбросить царя и уничтожить феодальные пережитки, расчистив дорогу развитию капитализма.
Но это полбеды. Революционное движение в Российской империи было загнано в подполье, правительство развязывало чудовищный террор по отношению ко всякой демократии, а трусливая буржуазия вступила в союз с феодальной аристократией и царём. Политическая свобода - это принципиальное условие для ведения коммунистической работы, в отсутствие возможности относительно свободно работать все силы автоматически должны быть брошены на борьбу за легальность коммунистической деятельности. Из подполья крайне сложно установить прочную связь с массами и наладить эффективную пропаганду и агитацию. Поэтому Ленин и другие большевики в своих работах так много внимания уделяли демократии и обличению царизма, чиновников, фабричных, военных, бюрократических порядков царского террористического режима. До Февральской революции большевикам была не столько важна готовность рабочего класса к взятию власти, как низвержение царского режима. Зато, уже в апреле 1917 года, в условиях полной легальности, Ленин за два месяца сумел так эффективно организовать работу партии, что уже в июле Керенский совершил государственный переворот и осуществил попытку подавить большевистскую партию. Но массы уже пробудились, вкусили политической свободы, поэтому и гонения оказались безуспешными, и большевикам, несмотря на все буржуазно-демократические иллюзии, удалось убедить Россию в необходимости коммунизма.
Нужно очень жгуче желать копировать опыт большевиков, чтобы не видеть разницу в условиях.
Во-первых, в современной России развивается государственно-монополистический капитализм, то есть налицо материальная подготовка коммунизма.
Во-вторых, путинский политический режим - демократический и никак не угрожает коммунистическому движению на данном этапе его развития. Марксизм, коммунизм вполне легальны, есть относительно широкий простор для революционного движения. Налицо свобода коммунистической пропаганды, агитации, все условия, о которых большевики не могли и мечтать. Интернет и доступная печать снимает целый ряд технических проблем разворачивания пропаганды и агитации.
В-третьих, современные пролетарии по сравнению с началом XX века грамотны и у них имеется свободное время (у пролетария, который не злоупотребляет переработками, почти 60% времени жизни свободны от наёмного труда). Более того, отсутствует огромная масса мелкобуржуазного крестьянства и промежуточных мелкобуржуазных слоёв, нет никакого крестьянского вопроса о земле.
Стало быть, нет оснований к тому, чтобы без предварительной подготовки именно взятия власти рабочим классом заниматься возбуждением протестных настроений в виде борьбы против установившегося политического режима. Этот режим нас вполне устраивает, так как даёт возможность в относительно спокойных условиях развернуть пропаганду, сформировать партию авангардного типа и организовывать пролетариат в рабочий класс.
Для того, чтобы взять власть нужна поддержка миллионов и активные действия десятков тысяч, но для того, чтобы её удержать, нужны компетентные партийные кадры. У Ленина, даже в тех суровых условиях, была «такая партия». Нам пока предстоит лишь выковать кадровое ядро партии. Поэтому тратить силы на агитацию против режима, на обличение и протестную активность нет никакого смысла.
Кроме того, всё содержание обличительной агитации левых, правых и либералов в общем и целом заранее известно даже самым широким массам населения. Нет никакой тайны в том, откуда олигархи черпают свои богатства, что все высокие чиновники - богачи и воры, что законы принимаются прежде всего в интересах богачей и тому подобное. Это рабочий начала XX века, бывший крестьянин без образования, не понимал, что его эксплуатируют. Сегодня - это тайна Полишинеля. Поэтому вся обличительная агитация против режима не вызывает никакой особой реакции в народных массах, они и так знают, что предприниматели и их чиновники - паразиты и гады. Олигархи в открытую демонстрируют свою богатство, а чиновники и депутаты обнародуют в декларациях сотни миллионов и миллиарды рублей доходов в год, автопарки, квартиры, виллы и яхты. Это всё общеизвестно и не требует какой-то агитационной активности, сама буржуазная пресса об этом пишет чуть ли не каждый день. Когда левые вооружаются всеми этими фактами и идут агитировать, невольно возникает вопрос, вменяемые ли они?
Между тем, мы должны ясно понимать, что поддержка борьбы с путинским режимом сегодня - это поддержка усиления прозападных сил. Западники у власти, во-первых, начнут разрушать государственно-монополистический капитализм, во-вторых, развяжут репрессии против коммунистов по типу украинских. Поэтому открытое противостояние с режимом следует инициировать тогда, когда будет партия и вокруг неё сформируется рабочий класс, способный взять и удержать власть.
Разумеется, жизнь может поставить перед нами и иные расклады, которые придётся разрешать предметно, исходя из классовой расстановки сил. Но пока нет цейтнота, необходимо поставить грамотно работу в текущих условиях и не сбиваться на подыгрывание навальнистам и прочим либералам или националистам.