Наконец-то, я закончила четвертую иллюстрацию для «Сказок старого Вильнюса». Иду с опозданием в 2 недели по этому проекту. Печально, но так уж вышло.
В этот раз я решила сначала показать результат, а потом рассказать о процессе создания, чтобы зрители могли сложить свое собственное мнение о моей работе, не искаженное моими размышлениями в процессе :)
Рассказ, для которого создавалась иллюстрация, называется «Все святые» и посвящен он поверью: якобы, если пойти на улицу всех святых (visu sventuju g.), то можно получить ответ на свой вопрос. В рассказе фигурирует девочка, которая узнав это поверье, начинает приходить на улицу всех святых со своими жизненно важными вопросами. Я выбрала для иллюстрации вот такую сцену:
«А однажды обиделась на подружку, уж не помню, в чем там было дело, но переживала страшно, даже ночью ревела, с утра не утерпела, вместо школы поехала в центр, по улице Всех Святых гулять, чтобы сказали, как теперь жить, и, знаешь, услышала тихий такой голос совсем близко: «Не сердись». Как будто кто-то сзади подошел и лично мне на ухо шепчет, я даже чужое дыхание на шее почувствовала. Оглянулась. Не то что рядом, на всей улице никого. Вообще ни души. Ух как мне стало страшно! Но с подружкой помирилась, конечно… Я долго потом на Вису Швентую не решалась ходить»
И вот, что у меня получилось:
К сожалению, тушь жутко бликует при сканировании… В реальности заливки выглядят однородно.
А теперь расскажу о том, как эта работа создавалась.
Первое, что я сделала, - подробно описала возможную иллюстрацию:
«На переднем плане девочка, уже обернулась в поисках того, кто подсказал ей ответ, но позади виднеется пустая улица. Девочка почти полностью развернула голову от зрителя, тело пока «догоняет». Одна рука у девочки согнута в локте, кисть на уровне плеча - сначала она почувствовала чье-то дыхание, инстинктивно потянулась к шее рукой, а потом обернулась и руку успела лишь слегка опустить. Девочка школьница, поэтому одета она в белую блузку, застегнутую полностью - на все пуговицы; блузка заправлена в юбку. Учебники девочка носит в портфеле, зрителю, скорее всего видны только лямки и может быть совсем маленький кусочек самого портфеля за спиной. На замочек портфеля можно повесить брелок с какой-нибудь небольшой милой мягкой игрушкой (мишка или вроде того). Девочке, судя по всему, около 13-15 лет - вот-вот она перейдет в разряд подростков, но пока она все еще ребенок. Девочка совсем близко к зрителю, как будто зритель и есть тот самый загадочный дух, который шепнул девочке ответ: девочка обернулась, а дух переместился ей за спину, т.е. на место зрителя. Девочка оглядывается и видит пустую улицу Всех Святых. В улице можно задействовать Костел Всех Святых, чтобы сделать ее узнаваемой, а можно использовать просто детали старого города»
Поясню про Костел: это - одна из достопримечательностей Вильнюса, он находится на пересечении трех, кажется, улиц. Я сходила в гуглокарты, побродила по ним. И приняла решение на реальную геометрию улиц не опираться. Художник я или где? :)
Мне очень понравился «мистический» подтекст сцены, которую я выбрала для иллюстрирования. В рассказе при прочих своих посещениях улицы всех святых девочка обычно получала ответы в виде фраз случайных прохожих. А в этой сцене пустая улица и некто, как думает девочка, «сзади подошел и лично мне на ухо шепчет». Это описание натолкнуло меня на мысль о духах. Возможно, о духах тех самых святых, в честь которых названа улица. Я очень долго копалась в этой теме, но как-то со святыми у меня не складывалось. Мне нужен был некий собирательный образ.
Лучший способ думать - рисовать. Я нарисовала в скетчбуке два вот таких варианта:
В моей голове духом являлась либо прекрасная дева, либо мудрый старец. Первая у меня ассоциировалась почему-то с ведьмами, феями, нимфами, поэтому от девушки я отказалась. Занялась старцем, попутно придумывая, как же я его буду изображать. Мужчина подсказал мне идею - изобразить духа, как скопление листьев, которые гонит ветер.
Чтобы изобразить духа таким образом, мне требовалось сделать его силуэт узнаваемым. Я рисовала в скетчбуке всевозможные варианты своего старца, а затем заливала его черным.
Оказывается, работать с силуэтами очень сложно! Пока набросок был скоплением линий, старец читался в нем прекрасно. Стоило залить все черным, старец превращался в нечитаемое пятно!
Поэтому я решила «продырявить» силуэт:
И это сработало :)
Я также поработала с силуэтами листьев, из которых должен был состоять дух:
Теперь у меня на руках было более-менее подробное описание иллюстрации и набор объектов, которые я хотела в нее включить - девочка, дух из листьев, Костел Всех Святых. Мне очень хотелось, чтобы в иллюстрации была видна пустынная улица, т.е. улицы в картинке должно было быть много. Первая композиция выглядела вот так:
Я отрисовала ее более детально:
В таком виде она провалялась у меня несколько дней. Что-то мне в ней не нравилось. В первую очередь то, что девочка была совсем маленькой. А мне хотелось вытащить ее на передний план. Потом этот дух…как-то он тоже не вписывался.
Я села думать и набросала вот это:
Пятна от маркера протекли с другой стороны, они к наброску отношения не имеют :)
Этот вариант был гораздо ближе к тому, что я себе представляла. Но совершенно некуда была воткнуть духа. Поэтому я сдалась и отказалась от него. Однако, идею с листьями, которые гонит ветер, не забыла. Эта мысль отлично вписывалась в новую композицию:
Мне очень понравилась эта композиция. Более того, я заметила, что изгиб тела девочки и изгиб ствола дерева, очень удачно образуют что-то вроде V. Я решила в чистовике усилить эти две линии.
Таким образом, получилась иллюстрация, которую я показывала в самом начале:
Помните, выше я писала, что решила не опираться на реальную геометрию улиц Вильнюса? Я так и поступила: улица на картинке выдуманная. Но я расположила на ней реальные объекты и нарисовала реальные детали домов. Я очень довольна, что поступила именно так, ибо в прошлых иллюстрациях я плясала исключительно от того, как в реальности дома на улицах расположены, как улицы изгибаются и т.п.
Больше всего я недовольна девочкой: руки, складки (это вообще кошмар), пропорции (у меня получилась девушка, а не девочка). В то же время, несмотря на кучу косяков, девочкой я довольна :) Мне кажется, я неплохо поработала с позой - она действительно оборачивается, и это движение выглядит правдоподобно. К тому же, я воплотила свою изначальную мысль о том, что зритель будто бы находится на месте духа, который шепнул девочке «ответ». Мне нравится решение с листьями: они являются связующим звеном между главными объектами, и независимо от того, в каком порядке посмотрит зритель на Костел и на девочку, история, на мой взгляд, читается.
В общем и целом, я скорее довольна этой работой, чем нет. Это меня радует, а то вечно я результатами своими недовольна))
На этом у меня всё. Буду рада услышать ваши мнения :)