Художник-провокатор Маурицио Каттелан и похождения его золотых унитазов

Sep 22, 2019 12:28



Маурицио Каттелан - La Nona ora (Девятый час)

Маурицио Каттелан (Maurizio Cattelan), родился в 1960 году в Падуе, Италия, - современный итальянский художник-концептуалист, живёт в Нью-Йорке, работает в основном в жанре инсталляции. Творчество Маурицио Каттелана носит провокационный характер. Он прославился своей работой La Nona ora, 1999 (скульптура изображает Папу римского, упавшего от удара метеорита). Работу купили за 800 000 долларов.





Мауртцио Каттелан

Мауртцио Каттелан - художник-самоучка - он не имеет художественного образования. Маурицио Каттелан в разное время работал поваром, садовником, охранником. Начал свой творческий путь с изготовления мебели для собственной квартиры, назвав её "функциональной мебелью с творческим подтекстом". "Копрологическим" апофеозом творчества мастера стала "Америка" - унитаз из золота 750 пробы (18-каратное золото).



Арт-объект "Америка" на выставке в Музее Гуггенхайма, Нью-Йорк

Точно такой же, как и на выставке в Музее Гуггенхайма, полностью функционирующий унитаз - точная действующая копия унитаза американской фирмы Kohler - был установлен в рамках выставки Маурицио Каттелана, которая открылась для публики в четверг, 12 сентября 2019 в Бленхеймском дворце (родовое имение герцогов Мальборо) в Оксфордшире, Англия. В заявлении, анонсирующем выставку, говорится, что произведение Каттелана можно воспринимать как комментарий к социальному, политическому и экономическому неравенству в Соединенных Штатах. Как и на выставке в Музее Гуггенхайма, "Америка" была действующим экспонатом, доступным для посетителей выставки.



Арт-объект "Америка" на выставке в Бленхеймском дворце
Фото: theguardian.com, фотограф Леон Нил

Рано утром в субботу 14 сентября 2019 арт-объект "Америка", а попросту - золотой унитаз, был украден из Бленхеймского дворца. Полиция Великобритании пытается отыскать этот самый дорогой предмет сантехники стоимостью около 1 млн фунтов стерлингов. Как сообщает газета The Guardian, полиция Темзы уже произвела задержание 66-летнего мужчины, которого подозревают в участии в этом преступлении.

После ограбления Бленхеймский дворец закрыли для публики на сутки. Не в последнюю очередь это связано с тем, что инсталляция "Америка" - действующий экспонат, который был подключен к водопроводу и канализации в помещении, расположенном неподалеку от комнаты, в которой родился Уинстон Черчилль. Как заявил прессе инспектор-детектив Джесс Милн, после ограбления дворец затопило. Полиция также отметила, что группа преступников использовала как минимум два автомобиля для осуществления кражи, и обратилась к потенциальным свидетелям с просьбой сообщить любые известные сведения.



Бленхеймский дворец в Оксфордшире

Перед установкой туалета сводный брат герцога и основатель Художественного фонда Бленхейма, Эдвард Спенсер-Черчилль, заявил, что не считает золотой унитаз экспонатом, который можно легко украсть.

"Во-первых, он подключен, а во-вторых, потенциальный вор не будет знать, кто в последний раз пользовался туалетом или что они ели", - сказал он в интервью The Times. "Так что нет, я не планирую охранять его".

И, как оказалось, зря: пропажу обнаружили только после того, как по коридорам дворца потекла вода.

Арт-объект "Америка" впервые был выставлен в 2016 году в Музее Гуггенхайма (Нью-Йорк). Год спустя скандальный экспонат снова попал в заголовки газет, когда администрация президента США Дональда Трампа отправила Музею Гуггенхайма просьбу одолжить картину Винсента Ван Гога 1888 года "Пейзаж со снегом" для временного экспонирования в Белом Доме.



Винсент Ван Гог - Пейзаж со снегом - 1888

В ответ арт-директор, куратор музея Нэнси Спектор (Nancy Spector), неоднократно выступавшая с резкой критикой политики Трампа, в сентябре 2017 года предложила вместо работы гениального художника-постимпрессиониста скандальное сатирическое творение современного автора - золотой унитаз Маурицио Каттелана. Нэнси Спектор выразила готовность снабдить дорогостоящий предмет детальными инструкциями по использованию.
Автор же инсталляции осторожно прокомментировал намерение музейного работника, отвечая на вопрос о смысле этого жеста.

"В чем смысл нашей жизни? Все кажется абсурдным, пока мы не умрем, и лишь тогда все обретает смысл".



Несмотря на громкую кражу, первая за последние 20 лет выставка Каттелана в Великобритании продолжает свою работу и будет доступна для посещения до 27 октября 2019 года.



Маурицио Каттелан - Баллада о Троцком - 1996
Работа Маурицио Каттелана в одном из залов Бленхеймского дворца

Художник-провокатор Маурицио Каттелан и похождения его золотых унитазов

США, художники, Великобритания, кража произведений искусства, выставка, Италия

Previous post Next post
Up