Хуго Симберг - Раненый ангел
Символизм - одно из крупнейших направлений в искусстве, литературе, музыке и живописи, характеризующееся экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности.
Символизм возник во Франции в 1870-1880-х годах и достиг наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему.
Символизм во все виды искусств пришёл через поэзию. Термин "символизм" в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом (1856-1910) в одноимённом манифесте - "Le Symbolisme", опубликованном 18 сентября 1886 года в газете "Le Figaro". В частности, манифест провозглашал:
"Символическая поэзия - враг поучений, риторики, ложной чувствительности и объективных описаний; она стремится облечь Идею в чувственно постижимую форму, однако эта форма - не самоцель, она служит выражению Идеи, не выходя из-под её власти. С другой стороны, символическое искусство противится тому, чтобы Идея замыкалась в себе, отринув пышные одеяния, приготовленные для неё в мире явлений. Картины природы, человеческие деяния, все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как осязаемые отражения перво-Идей, указующие на своё тайное сродство с ними... Символистскому синтезу должен соответствовать особый, первозданно-широкоохватный стиль; отсюда непривычные словообразования, периоды то неуклюже-тяжеловесные, то пленительно-гибкие, многозначительные повторы, таинственные умолчания, неожиданная недоговорённость - всё дерзко и образно, а в результате - прекрасный французский язык - древний и новый одновременно - сочный, богатый и красочный..."
К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин "декадентство", которым пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии их критики.
"Символизм" стал первой теоретической попыткой самих декадентов, поэтому никаких резких разграничений и тем более эстетической конфронтации между декадентством и символизмом не устанавливалось. В России в 1890-е годы, после первых русских декадентских сочинений, эти термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность и соответственно так его манифестировали, а в декадентстве - безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой. Так, известна эпиграмма поэта и публициста Владимира Соловьёва (1853-1900) в отношении декадентов:
Мандрагоры имманентные
Зашуршали в камышах,
А шершаво-декадентные
Вирши - в вянущих ушах.
Click to view
Символизм и символисты: Эдвард Мунк, Густав Климт, Гюстав Моро, Одилон Редон
ШАРЛЬ БОДЛЕР
ЦВЕТЫ ЗЛА
Поэт, вот образ твой! Ты также без усилья
Летаешь в облаках, средь молний и громов,
Но исполинские тебе мешают крылья
Внизу ходить, в толпе, средь шиканья глупцов.
. . .
Как грудь, поблекшую от грязных ласк, грызет
В вертепе нищенском иной гуляка праздный,
Мы новых сладостей и новой тайны грязной
Ища, сжимаем плоть, как перезрелый плод.
. . .
Безумье, скаредность, и алчность, и разврат
И душу нам гнетут, и тело разъедают;
Нас угрызения, как пытка, услаждают,
Как насекомые, и жалят и язвят.
. . .
Сам Дьявол нас влечет сетями преступленья
И, смело шествуя среди зловонной тьмы,
Мы к Аду близимся, но даже в бездне мы
Без дрожи ужаса хватаем наслажденья.
1857
Густав Климт - Юдифь и голова Олоферна - 1901
О, женщина, о, тварь, как ты от скуки зла!
. . .
Твоя пустая жизнь позорно прожита;
О том, что мертвецы рыдают, ты не знала!
Тебя источит червь, как угрызений жало.
Шарль Бодлер - Цветы зла - 1857