Стена: пойман в себе самом

Nov 04, 2012 19:28

Аннотация.

При тщательном выборе правильного фильма в правильном кинотеатре нельзя так же забывать о не менее тщательном выборе правильного сопровождающего. Так как ничто не может испортить эту всепоглощающую тишину гор на экране, стон одинокой виолончели, душераздирающий рассказ героини, напряженную нарастающую атмосферу фильма как соседствующий подросток почти тридцатилетнего возраста, который не забудет: упомянуть о качестве моего любимого маленького кинотеатра, специализирующегося на артхаусе (чувствую себя как в сельском кино), сопровождать первую часть фильма комментариями и туповатыми вопросами (а почему она просто не переплывет на другую сторону?), чатиться на одноклассниках.

Это поколение айфоновайподовайпедов заставляет меня строить собственную стену. Заставляет уходить еще глубже в себя саму. Запираться. Избегать айфоноподобных. Никогда одиночество не заставало меня врасплох в заполненном людьми кинотеатре. Никогда я не чувствовала горечь собственного существования как в сегодняшний вечер.

И немного о фильме.

У человека никогда нет сколько возможностей для размышлений как в одиночестве. И никто не может быть более одиноким, чем эта безымянная женщина. И кажется, что в этой искусственной антиутопии никто кроме нее больше не существует. Эта женщина живет как в стране зеркал: осторожно нащупывая, передвигается она среди них, чтобы однажды внезапно наткнуться на эту невидимую стену, которая разделила этот мир на две сферы. Во внутренней - она в ловушке, во внешней - застывший в безжизненности мир. И отсутствие внешнего мира вынуждает ее еще больше удалиться в свой внутренний мир. Это отражается в записках ее пост-апокалиптической жизни, которые заканчиваются вместе с бумагой.






"Мое сердце испугалось еще до того, как я это узнала" - говорит она в одной из ее записей. Режиссер Pölsler остался очень близок к роману Marlen Haushofer. Его фильм скорее послужил книге, воплотив этот роман на экране. Фильм оказался Силой и Слабостью одновременно - с одной стороны визуальная, атмосферная, совершенная в своем убеждении экранизация бестселлера, с другой - текст героини растворен в этом многообразии изображений, которые говорят сами за себя, которые не нуждаются в текстовом сопровождении. Само метафорическое ощупывание пустоты, поиск пробелов в стене - завершенное, сюрреалистическое зрелище. Так же атмосферные ландшафты. Весь фильм, каждую сцену можно разбить на одиночные картины и украсить ими любую стену. Мистически серо-голубые леса, величественно возвышающиеся Альпы, покрытые снегом долины, теплый солнечный свет, заливающий изумрудные поля. Эта игра цвета усиливается через "случайные" угнетающе мрачные вспышки сурового настоящего.

Почти вся история разворачивается в воспоминаниях. Женщина вспоминает, как она за стеной в одиночестве начала свою жизнь. Это бессмысленное отмечание дней в календаре, записи в дневник пережитого - правила, принесенные из прошлого мира, которым нет места в этом новом мире. Они бессмысленны. Жизнь обрела новый смысл - в ее животных, в ответственности, в привязанности.

Основное преимущество Science-Fiction жанра - его философская глубина, которая в отношениях с окружающим миром анализирует себя. В lo-fi-Science-Fiction-Drama "Стена" изоляция главной героини открывает нам путь к единению с космосом. Отвыкшая от общения с людьми, героиня растворяется постепенно как индивидуум и обретает чувство единства с космосом, превращаясь в единое "мы", которое выходит за границы видов и объединяет женщину с ее животными в одно целое. Стена отдалила ее от собратьев-людей и объединила с природой.

Pölsler не забывает так же упомянуть о конфликте цивилизации. В одной явно символической сцене героиня разбивает машину о стену. Только тогда, когда все знаки современного индустриального общества разрушены и своего рода естественное состояние восстановлено, героиня приходит к внутреннему спокойствию. Отсутствие любви, повествует она, ведет человечество к самоуничтожению.

Этот тихий, серьезный фильм повествует о бесконечности бытия.

Угрозу, хаос, страх доносит до зрителя зловещий гул. В других сценах звук выключен вообще, как в эпизоде отчаянно кричащей героини - крик остается для зрителя глухим. Ее мир разбивается в дребезги и экран является эквивалентом Стены, которая отгораживает героиню от внешнего мира.

В целом "Стену" можно причислить к одним из самых впечатляющих примеров апокалиптических фильмов этого года (Melancholia, Take Shelter - Ein Sturm zieht auf, Perfect Sense, Another Earth).

























kritik, film

Previous post Next post
Up