Всего однажды в мае я надел солнцезащитные очки. Рискованно, ведь первые дни были солнечными и чересчур праздничными, видимо, поэтому я забывал их прихватить с собой. Последующие же дни были истинно тютчевскими «Люблю грозу в начале мая…», и думал я лишь о том, как бы не потерять очередной зонт (за прошлый «мокрый» сезон утерял 3 единицы!). И вот наконец-то я умудрился захватить свои Ray-Ban Chromax Aviators. По сути, эти очки и носить-то негоже, поскольку это еще настоящий, американский Ray-Ban, произведенный компанией Bausch & Lomb, которая известна своими линзами, представляет коллекционную ценность. Ну, так я и не держу всякую рухлядь.
Раз уж зашла речь об «авиаторах», то изначально подобные очки исполняли одну простую, но важную функцию - защищали глаза от солнца. Существует распространенная легенда о том, что очки Aviators были разработаны для нужд пилотов, поскольку солнце постоянно слепило им глаза. Но, конечно, это не так, поскольку пилоты не носили очки ни во время гражданских полетов, ни уж тем более в пекле воздушных битв. А жизненно важны они были среди тех, кто находился за рулем значительную часть своей жизни, то есть среди рядовых водителей наземного транспорта. Популярность данного типа очков возросла, когда звезды шоу-бизнеса начали появляться в этих очках на публике. А эталоном жанра Aviators стали во времена «порочного» Голливуда, где главной ценностью фильма была его окупаемость и обойма популярнейших звезд, которые пытались хоть какой-нибудь деталью да походить на обычных людей, без которых кинематографический колосс заведомо был бы обречен на провал. Этим элементом могли быть очки. В отличие от дизайнерской одежды и часов швейцарских марок они были доступны каждому. Таким образом, очки стали не только прикладным инструментом, который помогал в рутине серых будней, окрашивая их в разные цвета (Ray-Ban вообще можно назвать первой компанией, которая дала волю фантазии и экспериментировала с цветами линз), но и предметом фетиша не только среди светских модников, для которых это был вынужденно-игривый must have, но и среди их подражателей. Олегу Меньшикову бы Breguet носить, но он Longines рекламирует, а Жанна Фриске свои Orient, наверное, даже ночью не снимает. Подобных примеров пруд пруди, но какие-то вещи выходят на новый уровень, а другие так и остаются нишевым ливером. К моему персоной радости, aviators не ударили линзами в грязь.
Но описанное выше - то, что на глазах, что можно определить внешне. А причин ношения солнцезащитных очков - будь то «авиаторы» или любые другие - гораздо больше. Вы, наверное, не один раз замечали, что пожилые люди частенько носят очки с затемненными стеклами. Вовсе не желание это казаться своим среди чужих (молодых), но не что иное, как шанс спасти свое зрение от перепадов освещения, поскольку их зрительный аппарат потерял былую приспосабливаемость к новым условиям освещения. Они вынуждены жить в потемках, и лишь это спасает их от кромешной, еще более страшной темноты, ведь если бы они не носили этот жизненно важный предмет, то, придя после прогулки домой, они бы попросту ничего не смогли бы увидеть. Чай, не кошки и жизней у них не девять…
Другое дело молодые. Здесь очки являют собой дополнительный аксессуар, который может подчеркнуть их чувство стиля. К сожалению, стиль многие путают с понятием цены, поэтому цепляют на нос Louis Vuitton Millionaire и думают, что этого достаточно, чтобы выглядеть блестяще. Иная категория делает все возможное, чтобы походить на этих небожителей, но, к сожалению, лишних $2 000 представители этой категории не имеют, и пускаются во все тяжкие «фейкерские». То есть, приобретают копии аксессуаров, которые не только по качеству рядом не стояли с оригинальными, но и, скажем прямо, не сильно-то на них и похожи. Поэтому знающие люди, которые хоть раз имели дело с genuine продуктом, это увидят. Конечно, все зависит от личности, которая решила схалтурить. Если это окажется интересная личность, то шаловливая проделка забудется сама собой, но тогда возникает разумный вопрос: «А на что сдалась тебе эта вещь?». Таково массовое сознание, которое желает проявиться в том числе и в копировании повадок счастливых и успешных. Но счастье и успех - понятия очень субъективные и глубинные, поэтому банально копировать кого-то, пожалуй, просто безфантазийно, слабохарактерно и имеет малую отдачу. Я думаю, что говорить о том, что быть рабом вещи глупо, даже и не стоит.
Человек - существо крайне нечестное. Адам и Ева были изгнаны из Рая, потому что вкусили запретный плод, но они-то полагали, что Господь этого не узнает. Наивная согрешившая пара просто не носила солнцезащитные очки. Когда со мной говорят, не снимая очки, я с трудом воспринимаю речь, только и делаю, что думаю, сколь бесстыдно меня обманывают или скрывают очень важное. Всплывает и вопрос равенства - ведь я не скрываю своих глаз, так почему бы тебе не показать их мне? Есть гораздо более интересные органы, но мне нужны глазные яблоки, зрачки, их дрожание, сужение, перебегание слева направо, искрящийся смех - где же это? В связи с этим вспоминается Ирак. Я ни в коем случае не хочу вдаваться в политические и экономические мотивы США, но получилось, что в моем примере фигурируют американские военные во время исполнения своих обязанностей. Они получили сообщение о том, что рыночная площадь заминирована. Торговцев, правда, и так немного - день выдался жаркий, а тут еще военные рядом околачиваются. Один из пехотинцев, снимая очки (происходящее записывается на камеру CNN) заводит разговор с одним из торговцев и просит его покинуть территорию, доходчиво объясняя причину. Простой человек благодарит военного и спешно собирает свои товары (а ведь мог бы стремглав убежать - жизнь как-никак дороже). Американец поясняет, что нельзя говорить с местным населением, когда у вас скрыты глаза. Они это не любят, выражают презрение и попросту не склонны доверять человеку, который скрывает свой взгляд, ведь это, в свою очередь, означает сокрытие какой-либо информации. Не зря считается, что ложь можно распознать только по глазам, а руки, шея, мускулы лица и прочее - лишь подтверждение диагноза.
Конечно, я не собираюсь говорить о том, что очки можно безуспешно сокрушать тяжеленной кувалдой (помните рекламу 90-ых с «неразбиваемыми» очками?), можно скрывать пьяный взор с кроваво-красными сосудами на белке глаз и проч.
Зачем же очки мне? У меня их, кстати, совсем немного. Помимо вышеобозначенных Ray-Ban, я обладаю несколькими единицами той же компании, причем особенно мне нравится тот факт, что все они, как я уже упомянул, являются частью истории. Дело в том, что линзы сделаны компанией Bausch & Lomb, а не итальянской Luxottica, которая приобрела Ray-Ban в 1999 году. В aviators главное - линзы, через которые можно смотреть на солнце, пока не надоест. Итальянцы же ликвидировали эту замечательную возможность - теперь на солнце смотреть нельзя. А ведь благодаря солнцу живы, поэтому надо его одаривать знаками внимания и дарить ему улыбки, смотря на его протуберанцы. Все-таки, вспоминая, что я неоднократно забывал (потрясающий оборот) очки в солнечные дни, могу заключить, что я - честный человек, которому нечего скрывать, который любит открытость и не зависит от какой-то защитной стеклянной преграды да и просто модной вещи. Единственное, что меня немного заботит, так это морщины, которые не заставят себя ждать, ведь от яркого солнца приходится дьявольски щуриться и кривить лицо, а оно имеет свою собственную память, но мы ее как-нибудь обманем, и помогут в этом не очки, а стволовые клетки (очень добрая шутка; скоро, кстати, обещают выпустить обширное научное исследование, в котором доказывается, что стволовые клетки многократно повышают риск возникновения рака)!
05.25.2010 «Защита от Солнца» (2010), Александр Новиков-Джолборди ©