Барселона-Штандарт-Лиссабон

Jun 19, 2016 04:22


Как же всё-таки полезно успевать писать дневник в дороге - когда потом хочешь написать отчёт, оказывается, что он уже почти написан, надо только подрихтовать чуть-чуть. :)

Фотографии в посте выборочные, в моём инстаграме их больше (они там по тэгу #внезапносредизимовка). Каждая фотография в посте - ссылка на инстаграм, где фотография в большем размере и лучшем качестве, сопровождается описанием, иногда подробным, а иногда это вообще видео.

Когда я понял, что Штандарта мне, кажется, не избежать, я долго метался между различными этапами плавания, пока не понял, что есть один, который не только мне подходит, но ещё и гораздо круче всех остальных - из Малаги в Лиссабон, через Гибралтар и Атлантику. Единственным минусом его было то, что он заканчивался за две недели до Исхода, но дорогая мастерская группа меня отпустила.

Изначально план был такой: 15-го утром мы с sleepy_f прилетаем в Барселону, день гуляем по городу, вечером уезжаем в Монсеррат. Там ночуем, утром смотрим монастырь и окрестности, к вечеру возвращаемся в Барселону, ночуем там. Дальше Фрэнсис проводит ещё пару дней в Барселоне и уезжает в сторону французского Сен-Жана, чтобы выйти на Камино Сантьяго, а я утром 17-го улетаю в Малагу, где особо смотреть нечего, поэтому я сразу же прыгаю в поезд и еду на Каминито дель Рэй, а вечером возвращаюсь и иду ночевать на корабль. Денек там обживаюсь, вечером 18-го корабль выходит в море, 25-го днём приходит в Лиссабон, я провожу ещё сутки там и вечером 26-го улетаю в Москву. Отличный план, казалось бы!

Приключения начались ещё до отъезда. Позвонил Капитан и сказал, что планы изменились - «Штандарт» 18-го отходит не из Малаги, а из Барселоны (!), и мне предлагают оплатить самолёт и трансфер из Малаги в Барселону, ну или можно просто уже 17-го приехать на корабль в Барселону, где он будет участвовать в съёмках. Сложив два и два, я решил, что бог с ней, с Малагой и купленными билетами - два лишних дня на корабле ценнее. Тем более, киносъёмки - тоже интересно.

Барселона
В итоге 15 мая утром мы прилетели в Барселону, скинули вещи в единственную в городе камеру хранения, и пошли гулять по городу. Начали с пляжа, где с огромным удовольствием искупались - вода оказалась холодной, но не настолько, чтобы замёрзнуть, а освежала великолепно. Кроме нас купающихся почти не было - для местных ещё не сезон, они пока только загорают.






Потом поехали в Саграда Фамилию, где провели около четырёх часов - нам очень повезло с погодой, было яркое солнце, и мы точно расчитали время, так что оттащить sleepy_f с зеркалкой от меняющихся цветовых бликов от витражей на стенах и колоннах было невозможно.







Монсеррат
Поужинав, мы сели в электричку в Монсеррат, где уже в темноте и крайне усталые с некоторым трудом нашли наш отель и упали спать. 16-го утром проснулись с прекрасным видом на Монсеррат, сели на на специальный поезд с третьим зубчатым рельсом, который за 15 минут по крутым склонам и туннелям довёз нас до монастыря. Сам монастырь и его церковь большого впечатления на нас не произвели, в музей мы не пошли, и смотреть на «Чернушку», чуть ли не главную святую реликвию всея Испании, не пошли тоже - жалко было времени стоять в очереди.








Зато поднялись наверх на фуникулёре и несколько часов в своё удовольствие погуляли по вершинам и хребтам массива Монсеррат.






Виланова
К вечеру вернулись в Барселону, переночевали и утром 17-го поехали в Виланову, пригород Барселоны, где, собственно, шли съёмки с участием «Штандарта». Корабль стоял у причала, на пирсе был развёрнут полномасштабный палаточный лагерь киношников со всеми соответствующими атрибутами - бесчисленными трейлерами, костюмерной, краном, стедикамами и кейтеринговой кормёжкой - распространяющейся, очень кстати, и на всю команду «Штандарта».





Снимали рекламу какой-то итальянской компании мобильной связи с сюжетом про пиратов, с участием пары актёров-звёзд, известных в Италии, и местной испанской массовкой. Выглядело всё весьма колоритно, вполне в духе фильмов с Джонни Деппом. В целом, бардака, конечно, поменьше, чем на мастерке ролевой игры или на съёмочной площадке толчкокино, но в целом процесс очень понятный. И то, что съёмки, которые должны были закончиться в 6 вечера, заканчиваются в 9, никого не удивляет. :)






18-го съёмки продолжились, под конец дня даже вышли в море - для съёмок более общих планов, чтобы не мешались в кадре молы гавани. Погрузка горы съёмочного оборудования на борт небольшого, в сущности, «Штандарта» представляла собой отдельное шоу, но, к чести киношников, погрузились, разместились и включились они на удивление быстро, и качку переносили стойко - как люди, так и техника, и даже попугай ара, послушно сидевший на своей жёрдочке или на руке актёра, несмотря ни на что.

После пары часов в море, уже под вечер, киношники выгрузились, и даже прибрались за собой, как смогли (хотя, конечно, с корабельными стандартами чистоты не сравнить), а команда получила несколько часов передышки, которые ушли на то, чтобы с использованием пожарного брандспойта и щёток выдраить палубу до блеска.

А ближе к полуночи зафрахтованный автобус привёз из аэропорта ещё 15 человек трейнизов (то есть, матросов, которые платят деньги за то, чтобы работать на корабле - как и я), прилетевших из Малаги. Им стремительно рассказали и показали самое необходимое, и «Штандарт» немедленно, в ночь, вышел в море, с командой в составе 30 человек, включая капитана.
Средиземное море
Надо сказать, что путь от Барселоны до Лиссабона - вдвое дальше, чем от Малаги, а график плавания просто так не сместишь. Так что очень быстро стало понятно, что стоянок нам предстоит гораздо меньше, чем планировалось, и вообще придётся спешить.

На «Штандарте» три вахты, по названиям мачт - вахта фока, с 12 до 4, вахта грота, с 4 до 8, и вахта бизани, с 8 до 12. Соответственно, 4 часа вахты, 4 часа подвахты (судовых работ или личного времени в готовности в любой момент помогать вахте), и 4 часа сна. И так дважды в сутки. Вахта грота традиционно называется «собачьей», но зато она встречает все рассветы - так что я поспешил записаться именно в неё.








В подвахтенное время одна из вахт готовит еду (четыре раза в день), другая драит палубу, третья моет гальюны и выполняет прочую уборку в подпалубном пространстве - каждый день меняются ролями.

В первую ночь ветра почти не было, шли под мотором, немного парусов поставили только к рассвету. Видели светящихся медуз (здоровых, сантиметров по 20) - они вспыхивали, когда форштевень корабля взбаламучивал воду, и светились в потоках воды по бортам. Часть ночи перед кораблём плыли дельфины, но в темноте (корабль ночью идёт без света, только с ходовыми огнями) их самих не было видно, только пену там, где их спины разрезали воду.

19-го день шли под всеми парусами (и одним мотором, из соображений спешки), видели вдалеке китов - точнее, их фонтаны и изредка спины. Вот несколько видео с этого дня:







В середине дня капитан решил сделать всем подарок, и даже три. «Штандарт» остановился на якорную стоянку на заповедных Колумбретских островах, полных эндемичных растений и животных. Часть команды на шлюпке в несколько ходок перевезли на остров и провели для нас экскурсию, а вторая часть команды в это время поднялась на реи и плотно укатала паруса - чтобы они меньше мешали при встречном ветре, который нам предстоял следующие полдня. А потом все купались, прямо с корабля - кто прыгая с борта, кто слезая по трапу, в чистейшей, прозрачной, холодной, не обжигающей, но восхитительно освежающей воде.







В этот день наша вахта работала на камбузе, и я решил, поскольку готовить толком не умею, взять на себя мытьё посуды - не думал, что привитые мне в детстве (и сильно мной нелюбимые тогда) родителями навыки в этой области когда-нибудь пригодятся в полный рост. Хотя мытьё посуды на 30 человек 4 раза в день - дело не быстрое, но когда на кухне камбузе всё хорошо и удобно организовано (а на «Штандарте» всё супер в этом плане) - это занятие вполне себе может приносить удовольствие.

К ночи ветер поменялся, и паруса переставляли на другой угол всей командой. Ночью светила полная Луна, так что, несмотря на совершенно ясную погоду, легендарного средиземноморского звёздного неба нам не досталось - видны были только крупные звёзды и яркие планеты - Марс, Юпитер, Сатурн.

20-го прошли нулевой меридиан, маяк на мысе Палос, так и не зашли в Картахену, хотя надеялись. Ставили укатанные паруса, для чего нужно было подняться на реи. Я вызвался на самый верх, на грот-брамсель. Ух и красотища же там наверху! Впрочем, ставить паруса - не укатывать, дело не такое хитрое.








Под вечер нас опять посетили дельфины, и мы наконец их разглядели - некрупные, метра два длиной, они вились, ныряли, показывали иногда светлые брюшки и выпрыгивали из воды перед самым носом корабля. Кажется, впервые в жизни я видел дельфинов живьём, а не по телевизору или на картинках. :)

На подвахте убирались внизу, я решил, что проще всего взять на себя мытьё одного из гальюнов и не прогадал - это оказалось куда более быстрое и простое дело, чем, скажем, пропылесосить всю нижнюю палубу моющим пылесосом.

21-го к середине дня ветер стих совсем, завели второй двигатель, паруса убрали, и полезли укатывать, чтобы минимально мешали ходу. В этот раз мне досталась фок-мачта, но тоже самый верх, марсель и брамсель. И качка была куда сильнее, чем при постановке. В общем, вот эта работа оказалась действительно тяжкая - когда корабль бросает на один борт и тебя прижимает животом к рею, ты тянешь парус и утягивающую его верёвку, когда корабль бросает на другой борт и пытается оторвать тебя от рея, ты вцепляешься во всё, что можешь, и ждёшь. Потом процесс повторяется. И так минут 10-15, которые, без опыта, уходят на укатывание одного паруса.

На дневной подвахте довелось немного пошкурить, покрасить, и потаскать с места на место по палубе пушки - чтобы добраться до пушечных портов, которые собственно и нужно было привести в порядок.

Ночь ознаменовалась проходом Малаги, где нужно было высадить Капитана, у которого были дела на берегу. При этом времени хотелось терять по-минимуму. Подошли к гавани, спустили шлюпку... и тут выяснилось, что шлюпка неисправна. Пришлось поднимать её обратно на борт, и заходить в марину всем кораблём. В итоге даже не швартовались - лишь коснулись аккуратно пристани одни кранцем, чтобы Капитан сумел спрыгнуть на берег, и сразу дали задний ход и ушли обратно в ночь. То-то, я думаю, удивились сотрудники марины, просматривая на утро записи с камер видеонаблюдения. :)

Тем временем поднялся встречный ветер, который сильно тормозил наше продвижение.

22-го встречный ветер усилился, поднял высокую волну, так что к Гибралтару продвигались буквально с боем. Дошло до того, что через бак стало перехлёстывать на главную палубу. Для уменьшения сопротивления ветра укатали грот и фок, и в итоге в Гибралтар вошли ровно в полдень, как и планировали.






Гибралтар
Заправились соляркой, прошли муторную трёхчасовую процедуру паспортного контроля, и направились на экскурсию в город. Стоянка была запланирована всего до полуночи, так что решили просто заплатить за экскурсию - таксисты на минивэнах за два часа провезли нас по ключевым достопримечательностям - пещере Св. Михаила, туннелям-батареям в скале, заповеднику марокканских макак, куче смотровых площадок.












После экскурсии сходили на пляж, искупались, набрали прекрасных гибралтарских ракушек на сувениры, потом забурились в ресторанчик, где и просидели до вечера с пивом и (наконец-то доза!) интернетом.
Атлантика
В полночь вышли из Гибралтара и пошли вдоль северного берега через пролив в Атлантику. Видели огни Сеуты, Тарифы. Ветер упорно дул нам навстречу, так что продолжали идти под моторами. Здесь меня впервые укачало - атлантическая качка оказалась другой по характеру, чем средиземноморская, и не такой равномерной, так что вестибулярке потребовалось примерно полдня, чтобы приспособиться.

23-го шли про прямой на северо-запад к Португалии. К середине дня ветер стих совсем, старпом объявил остановку на полчаса, для купания. Заглушили двигатели, сбросили за борт штормтрап и купались, кто спускаясь по трапу, а кто и сигая с планшира, а кто и повыше, с вант.

Неожиданно раздался шум моторов и прямо над нами на высоте в пару сотен метров слаженной парой прошли две боевые машины, которых я не видел живьём ни разу в жизни, но узнал с первого взгляда за милю - V-22 Osprey одни такие, их ни с чем не спутаешь.

К вечеру океан стал гладким, почти как зеркало. Качка пропала совсем, сидя в каюткомпании можно было подумать, что корабль стоит в порту - о движении напоминало только урчание двигателей.

Ночью поднялся встречный ветер, немного разгулялась зыбь. Впервые с начала плавания полная Луна встала ощутимо позже, чем стемнело (мы существенно продвинулись на запад, и это сказывалось), так что мы впервые увидели сравнительно много звёзд - а не только Марс, Сатурн, Юпитер, Антарес и Вегу, как раньше. Впрочем, в небе висела лёгкая дымка, так что, увы, ни Млечного пути, ни прочих красот глубокого ночного неба нам так и не досталось. Вдали справа видели засветку Фару и яркие переливающиеся огни садящихся (судя по всему, курсом прямо на нас) самолётов в аэропорту.

Высматривали впереди маяк на мысе Сан-Висенти (самый юго-западный и самый яркий в Европе), но он никак не показывался, а потом вдруг вспыхнул в ночи ослепительным жёлтым, за 50 километров до мыса! Википедия говорит, что он виден и с 60 километров, но для этого, наверное, нужно было высматривать его с марса. С полчаса свет маяка то появлялся над горизонтом, когда корабль взлетал на волне, то пропадал из виду, когда мы проваливались вниз, а потом стал стабильно вспыхивать каждые 5 секунд, ярче любых звёзд и любых бортовых огней окружающих судов. Ещё через час сначала в бинокль, а потом и невооружённым глазом стал виден и гораздо более тусклый красный блеск маяка в Сагреше.

Утром 24-го нас снова сопровождали дельфины, а вставший на вахту старпом принял решение не следовать коридором вокруг мыса, выделенным для крупных моторных судов (в 20 километрах от берега!), а резко повернуть, поднять паруса, и, пусть и в бейдевинд, пройти ближе к мысу, всего в 4 километрах! В итоге мы невооружённым глазом увидели оба маяка, а в бинокль я разглядел и пляж, где мы с var_r_r купались в январе, и даже ресторан, где после этого обедали. Удивительное ощущение - видеть с моря и узнавать места, в которых бывал.

Ближе к вечеру устроили показательные пушечные стрельбы. Холостыми, конечно. :)







После поворота вокруг мыса ветер наконец стал благоприятным, и мы поставили полный комплект парусов. В процессе ваш покорный слуга оторвал шкот от фор-брамселя :). Ну, точнее узел там развязался на шкотовом углу паруса...

Внезапно по правому борту раздалось громкое фырканье, все обернулись... и увидели буквально в десяти метрах от борта блестящую чёрную спину с небольшим вертикальным плавником. Хвоста нам не показали, но было понятно, что это что-то ощутимо большее, чем дельфин. Пока все на палубе охреневали и бегали за фотоаппаратами, оно вынырнуло ещё раз, слегка показав нос и основание хвоста, что позволило оценить его длину метров в 6-7. В общем, сошлись на том, что это, видимо, был небольшой кит.


(фото Сергея Ковалёва)

Вечером до нас дошло, что это наш последний вечер на борту, и на закате все полезли наверх фотографироваться.







Ночью шли под полными парусами при слабом боковом ветре. Скорость была низкой, корабль плохо слушался штурвала, держать курс было тяжело, в итоге в середине ночи всё-таки завели один из двигателей, и дело пошло бодрее.
Кашкайш
25-го утром нас наконец накрыло настоящей атлантической зыбью из Бискайского залива. Она пологая, никаких гребешков на волнах, но высотой метра три. Плюс, нам она пришлась в борт, и было уже не повернуть - до порта оставалась буквально пара часов. Тут меня во второй раз укачало, так что я отказался от завтрака после вахты, и тут же мы (единственный раз за весь переход) столкнулись с ситуацией, когда полуторалитровую бутылку с водой нельзя было поставить на стол - она падала на первой же волне.

Убрали паруса (в гавань можно входить только под мотором) и пришвартовались в Кашкайше, прямо рядом с фортом и маяком. В итоге пришли на три часа раньше запланированного, хотя прошли за неделю более 800 миль вместо запланированных 400. Погуляли немного по Кашкайшу, посмотрели (в моём случае - ещё раз) на знаменитую «Пасть Дьявола» (дыру в скальной стенке берега, в которую с особым ожесточением бьют волны).





В марине традиционно обнаружился вай-фай, что позволило наконец загрузить в инстаграм последние фотографии из плаванья. За обедом собрались всей командой, что до этого случалось нечасто - треть команды всегда на вахте, - выпили портвейна, попрощались, фактически.

К вечеру большинство матросов уехали, и начал прибывать новый экипаж. Им показывали корабль, инструктировали. К ужину от старой матросской команды осталось пять человек (которые, кстати, и готовили, пока новички осваивались).

На ночь были установлены 1-часовые вахты по 1 человеку - корабль сильно качало у причала в относительно открытой марине, так что нужно было следить, чтобы не перетёрлись швартовые концы и не лопнули кранцы. На эту ночь, в связи с приездом новой команды, мне пришлось переехать с койки, на которой я предпочитал спать в связи с не вполне здоровым позвоночником, в гамак. К моему искреннему удивлению, это оказалась вполне комфортная штука, выспался я отлично и со спиной никаких проблем не возникло.

Утром 26-го уехали последние ребята из старой команды, и я остался один с профессиональным экипажем и новичками. Уходить не хотелось совершенно, так что помогал, чем мог. В частности, в рамках общей тренировки сводил новую вахту грота (в составе двух Кать и Артёма) на грот-рей в рамках тренировки. Отдал, так сказать, кармический долг. :)

В половину первого, после обеда, попрощался и пообнимался со всеми, кто стал родным за эту неделю, и сошёл-таки на берег с вещами. Отдал швартовые концы, помахал рукой и сделал несколько прощальных фотографий.




Лиссабон
Зашёл на пляж искупаться напоследок в океане, и сел на электричку до Лиссабона. Добрался ещё разок до потрясающего Convento do Carmo - готического собора, который устоял при 9-балльном землетрясении 1755 года, но свод не выдержал и рухнул, так что остались только несущие колонны и арки. Выглядит невероятно, о нём говорят, что это готический собор с самым высоким сводом в мире.







Ну и поехал в аэропорт и домой, в Москву, к работе и Исходу.



Москва
27-го, прилетев домой, словил тяжелейший отходняк. Всё-таки жизнь на корабле потрясающе упорядочена и прозрачна, ты в каждый момент времени чувствуешь себя на своём месте и понимаешь, что и зачем делаешь.

Москва же немедленно обрушила на меня вагон сложных выборов, разнобоя приоритетов, ограниченности времени и сил, невозможности сделать всё, что нужно, так, как нужно, и прочего непонимания, как жить дальше. Я бы не назвал это «хочу обратно на корабль» (да и что толку хотеть, когда нет ни денег, ни отпуска), просто адаптация к московской жизни займёт некоторое время.

Но вообще ощущение, что нужно что-то в жизни менять глобально, продолжает нарастать. Прошедший успешно Исход принёс массу позитива и притупил это чувство, но знаю, что только на время.

Видео, которые media crew Штандарта сняла на нашем переходе, я уже показывал, в них есть многое из того, что я не сфотографировал. :)

Приходите во вторник в Точку Сборки - там можно будет послушать ещё много историй со «Штандарта», задать вопросы и убедиться в том, что эта мечта - реальна!

barcelona, shtandart, travel, photo

Previous post Next post
Up