Калининград

Sep 11, 2008 09:47

Обещанный отчёт о поездке в Калининград. Для разнообразия, в форме словаря.

Аэропорт

Конечно же, ехать в Калининград нужно самолётом - во-первых, это быстрее и удобнее, а во-вторых не требует оформления транзитных виз и вообще загранпаспорта. Аэропорт в Калиниграде маленький, но уютный и современный. Нас он встретил дождём и стоянкой такси со стандартными тарифами.

Калининград

До массовых бомбёжек 1944 года Калининград был типичным европейским приморским городом, как можно наблюдать на приведённой фотографии. Однако в результате этих бомбёжек из всего старого города остался только кафедральный собор да руины королевского замка. Кафедральный собор отреставрирован и стоит, около него расположена могила Канта, руины королевского замка были в 1968 году взорваны и сровняны с землёй, и на их месте был построен чудовищной тошнотворности Дом Советов. Где-то на окраине ещё сохранилась старая Юдиттен Кирха, мы до неё не добрались. Всё. Всё остальное в городе - новодел, смотреть не на что.

Культурная программа

Надо сказать, посмотреть мы успели очень мало чего. Несколько раз съездили в Калининград, погуляли по городу, посетили историко-краеведческий музей и музей мирового океана (ни тот, ни другой особо не впечатлили), потупили на могилу Канта, почитали латинские надписи на древних могильных плитах на стенах кафедрального собора. Погуляли по Светлогорску, осмотрели пару местных достопримечательностей. Много гуляли, купались, вволю спали, вкусно ели, читали вслух Павича и ирландские рассказы про мертвецов, пели под гитару... В общем, ненапряжно и с комфортом отдыхали.

Куршская коса

Мы везде ездили самостоятельно, но на Куршскую косу решили взять экскурсию - и не прогадали. Текст экскурсии был местами нелеп, местами комичен, но зато мы посмотрели всё, что хотели, за один день.

Куршская коса - совершенно удивительное место - 98-километровая практически прямая песчаная коса шириной от 400 метров до 4 километров, высотой до 60 метров, отделяющая пресный Куршский залив от Балтийского моря. БОльшая часть косы засажена лесом (именно засажена - всё это искусственные посадки), что её спасает, немногочисленные оставшиеся песчаные дюны потрясают - можно "Белое солнце пустыни" снимать. К сожалению, ветер с моря неуклонно сдувает дюны в залив, говорят, им осталось лет 150 всего... Под конец экскурсии мы сбежали с туристического маршрута и спустились к заливу - удивительное ощущение, когда перед тобой считай что море, под тобой - узкая полоска пляжа метров 6 шириной, а за тобой - крутая, высоченная (метров 20 наверное) белая песчаная дюна; над головой - синее небо и ослепительное, но не жгучее солнце над головой, и ни одной живой души вокруг. "Арал, ребята! Арал-море!.." На дюну можно залезть, в принципе даже без помощи рук, и скатиться оттуда бревном, и потом бежать купаться в залив. Он действительно совершенно пресный, хотя и напрямую сообщается с морем, через Клайпедский пролив.

Море

Балтика - особенное море. Несмотря на северное расположение, оно очень тёплое, и в августе комфортно для купания в любую погоду. Вода слабо солёная, вкусная. Дно в Светлогорске галечно-песчаное, довольно ровное - в некоторых местах можно уйти метров на 50 от кромки воды и всё ещё доставать ногами дна. Периодически встречаются здоровые валуны, доходящие почти до поверхности воды, их видно по барашкам на волнах. Слабакам в плаваньи, типа меня, они очень удобны - можно плыть от валуна к валуну, отдыхая, и забраться довольно далеко в море.

В шторм море коварно - волнение не позволяет зацепиться за дно даже достаточно близко к берегу, где при спокойной воде можно встать и стоять. Отбойное течение достаточно сильное, путь обратно оказывается в два-три раза длиннее, чем туда, и грести нужно энергично - иначе будет относить всё дальше и дальше от берега. Начинается паника, срывается дыхание... в общем, стрёмновато. Нахлебавшись воды один раз, я в дальнейшем в шторм далеко не заплывал.

Прогулки вдоль моря так нам понравились, что мы ходили гулять по пляжу или дамбе от Светологорска до Отрадного, играя с волнами в промочи-ноги, почти каждый вечер, потом у Отрадного купались и шли домой. За всё время мы по-моему только один раз купались днём - как-то не складывалось, да и народу днём на пляже много. Пару раз я один ходил купаться утром, все остальные наши купания происходили на закате или уже в темноте. Один раз нам досталось совершенно спокойное, практически штилевое море - когда ночью, в темноте отплываешь по такому морю от берега метров на 50, вообще перестаёшь понимать, где море, где небо, и где ты. Удивительно.

Погода

Пруссия встретила нас непрерывным дождём, накатывающим с моря волнами, пронизывающим ветром и штормом на море. Всё это, конечно, не смогло остановить нас от того, чтобы немедленно пойти гулять по окрестностям, в результате чего нам переломало ветром зонты, мы совершенно до нитки промокли, промёрзли и чудом не простыли. Спаслись сауной.

Зато практически все остальные дни было солнечно и жарко. Причём сказывался местный мягкий климат, душно не было, даже 30-градусная жара переносилась вполне нормально.

Пруссия

Общее ощущение - недо-Европа. Очень много типично-европейских вещей в архитектуре, в организации зеленых насаждений, много в чём. Но на всём этом - неизменный налёт совка. В одноэтажном секторе половина домиков - европейские, половина - совковые. Разительный контраст. Ну и, конечно, состояние дорог и многоэтажек не даёт забыть, что ты в России.

Пруссия была присоединена к Советскому Союзу в 1946 году решением Потсдамской конференции. В спешном порядке все географические объекты были переименованы. Кёнигсберг превратился в Калининград, Пиллау - в Балтийск, Тильзит - в Советск, Фридланд - в Правдинск, Кранц - в Зеленоградск, Георгенсвальде - в Светлогорск. Фантазией советские чиновники не блистали, наплодили в количестве Сосновки, Рябиновки, Грибки и Пеньки. Когда встречаешь в путеводителе оригинальное название и новое - аж плакать хочется, так красиво это всё раньше называлось.

В 1951 году из области было департировано практически всё немецкое население. В настоящий момент славянское (русские, украинцы, белорусы) население составляет 93%, немецкое - 0.9%.

Самбука

С желанием поучаствовать в ночной жизни, поехали в Калининград вечером в пятницу. Выбрали в путеводителе ресторан, который показался нам самым понтовым - "Ольштын". Таксист уверенно сказал, что знает, где это - и привёз нас не туда, причём выяснилось это, естественно, когда машину мы уже отпустили. Мы решили, что это знак, что нам туда не надо, сходили попить кофе в Фёст-кафе, открыли путеводитель, и пошли искать ближайший клуб. Нашли клуб "Пещера" ("Монетный двор"), в здании Биржи. Судя по всему, довольно престижное и дорогое по местным меркам заведение. Музыка, конечно, современная, но, как ни странно, вполне терпимая. Столиков там было мало, и все они были заняты либо зарезервированы, поэтому мы устроились в баре - там подавали только выпивку, и мы заказали самбуку. Горящую, с кофейными зёрнами - всё как положено. Время шло, народу прибывало, стало тесно, нас окружали завистники, которым негде было даже присесть, но мы продолжали сидеть у стойки и общаться, и нам было хорошо. После четвёртой, по-моему, самбуки мы сходили разок потанцевать и, довольные, в самом отличном настроении пошли гулять, завтракать (четыре часа - уже утро по идее) в Фёст-кафе и ловить такси домой. Однако, впервые в жизни побывал в ночном клубе. Понравилось. :) Главное - это отличная компания.

Светлогорск

Ни много, ни мало, федеральный курорт. Не Сочи, конечно, поменьше сильно, но имеющаяся туристическая ёмкость отчётливо заполнена - народу много, и вновь приехавшие, не озаботившиеся жильём заранее, весьма активно бегают и ищут где бы поселиться - с неизвестным результатом. Два шага до моря, два-три больших и множество мелких магазинов, десятка два кафешек, из которых две-три приличных, несколько санаториев, множество небольших отелей, в том числе весьма дорогих.

Мы жили собственно не в Светлогорске, а в двух километрах от него, в Отрадном. Насколько в Светлогорске шумно и людно (по местным меркам), настолько в Отрадном тихо и спокойно. Жили мы в небольшом домике, который сняли по знакомству, без душа и горячей воды. По счастью, в ближайшем отеле, совсем новом и весьма понтовом, оказалась единственная на всё Отрадное сауна, которая нас и спасала, особенно в первый день.

Такси

Такси очень много, искать их почти не приходится. Возят как по городу, так и по всей области. По телефонному вызову подают машину через семь минут. От Светлогорска до Калининграда 1000р, до аэропорта - 1200р. Самая распространённая машина - "глазастый мерс", изрядно поюзанный и далеко не последней модели, но в отличном состоянии, часто с кожаным салоном. В общем, прям как в Европе, очень круто. :)

Танцующий лес

Одна из достопримечательностей косы - так называемый танцующий лес, там видимо в своё время сбросили с самолёта адскую дозу химикатов, в результате чего молодые сосны начали извиваться совершенно причудливым образом. Смотреть на это интересно, хотя и не так, как об этом трубят экскурсоводы и путеводители. Но вот атмосфера в этом лесу действительно какая-то особенная, я не мог отделаться от ассоциации с "Таинственным лесом" Шьямалана.

Фёст-кафе

Совершенно потрясающие кафешки в Калининграде, очень рекомендую. Мы были в двух из четырёх, и нам очень понравилось. Огромное разнообразное меню, всё очень вкусно, отличный сервис, недорого. Впервые в жизни видел гениальную в своей простоте, но почему-то нигде мне раньше не встречавшуюся фичу - в каждый столик встроена кнопка вызова официанта. И почему везде так не делают?..

Фрингилла

Старейшая орнитологическая станция в мире, на Куршской косе. Вдоль косы лежат пути миграций огромного количества птиц, на станции их ловят и кольцуют. Рекорд - девять тысяч птиц в день! Очаровательный молодой человек Арсений показал нам ловушки, рассказал и показал, как они работают, и даже провёл показательную процедуру кольцевания - достал небольшую птицу из ловушки, осмотрел, держа её в одной руке, рассказал нам про неё всё, той же рукой (не выпуская птицы!), записал всё про неё в журнал, взвесил, опустив в бумажный конус вниз головой, надел колечко и выпустил. Из любопытного   сказал, что пол птицы определить невозможно (только анализом крови или ДНК, но это дорого), потому как гонады у птиц развиваются только в период размножения, а потом, чтобы не расходовать драгоценную энергию на их поддержание, редуцируются до следующего года, так что их вообще не видно. Вот ведь! Станция активно работает и не бедствует, живёт грантами. Например, уже четыре года их кормит большой грант на изучение птичьего гриппа.

Янтарь

Он везде. В Калининграде, в Светлогорске, на Куршской косе... Салоны янтаря, магазины янтаря, лотки янтаря... Говорят, много подделок, так что с желанием купить лучше идти в салон. Сходили, посмотрели. Я честно пытался купить там подарков - не сумел. Вроде и прикольный камушек, но то ли что-то с ним не так, то ли оформляют его как-то не эдак, то ли действительно, как говорят, янтарь - для зрелых женщин... в общем, не увидел ничего, что захотелось бы купить.