То, чего мы были лишены в Вильнюсе, а именно, новогодних гуляний, праздного люда и ощущения праздника, неожиданно получили в
Каунасе.
Каунас или Ковно - древний литовско-польский город, игравший важную роль в исторических событиях. Всего час езды от Вильнюса по неплохому шоссе. Он необыкновенно мил и уютен. После столичного, чуть мрачноватого Вильнюса оказаться здесь было крайне приятно. Я жалею, что смог уделить этому городку только один световой день и по сути не успел толком ничего посмотреть, но зато теперь есть повод обязательно сюда вернуться.
Каунас гораздо чище, и здесь существенно меньше бича Вильнюса - отвратительных граффити на стенах исторических зданий. По всей видимости он был торговым городом, поскольку структура домов в центре напоминает русские купеческие дома: первый этаж - лавки, второй-третий - жилые. До 1918 года треть населения составляли евреи.
После захода в очередной костёл, построенный между прочим Витовтом в честь своего спасения в битве на Ворскле, когда он раненый чудом избежал гибели, мне открылась основная причина раскола в римско-католической церкви.
Представим себе Европу в 15 веке. Есть небольшой город с замком, крепостными стенами и очень большой плотностью населения - городскими жителями. Владеет им князь, или герцог, или барон, или даже король. Вокруг города множество полей, деревень, хуторов с сельскими жителями, которые обеспечивают город продовольствием, а также при необходимости защищают его. В Европе царит эпоха Возрождения. Люди уже не обеспокоены исключительно выживанием, появляются излишки денег, расцветает культура, и наступает подъём промышленности. Самые активные начинают богатеть.
Но вот периодически князь или барон затевают масштабные стройки и облагают свой народ непомерным налогом. Когда строится замок, ратуша или крепостная стена - всё понятно, это необходимо для обороны и защиты ценностей. Но когда затевается строительство огромного собора или костёла, масштабы которого даже сейчас поражают воображение, а в то время это запредельное сооружение, напичканное роскошью якобы в угоду богу, народ начинает роптать. Ведь строительство длится, порой, десятилетиями и несёт обычно две цели: а) потешить самолюбие властителя, типа у него лучше, красивее, выше, чем у соседа; б) обогащение церкви. А затраты ложатся тяжёлым бременем на народ.
И передовой люд начинает задаваться вопросами: анафига?! Вначале Ян Гус и его последователи, что привело к гуситским войнам, когда его сожгли за ересь, но это были цветочки. А ягодки пошли с деятельностью Мартина Лютера, который откровенно пошёл против римского папы и расколол церковь на католиков и протестантов. И вот протестанты заявляют: не нужно никакого роскошества в священнодействии, а достаточно в любом помещении поставить скромное распятие и молиться себе на здоровье. Никаких гигантский костёлов, никаких органов, никаких индульгенций и торговли в храме. Никаких дорогих икон и иконостасов, даже священник не особо нужен, достаточно скромного проповедника!
Всё! Высовобождаются гигантские денежные средства и людские ресурсы. И страны, принявшие протестантизм, улетают в космос по-сравнению с ортодоксальными католиками. И даже сейчас разве можно сравнить уровень Дании, Швеции или Германии с Польшей, Португалией или Италией?
А ещё в Каунасе есть Музей Чертей! :-) Местный художник всю жизнь собирал чертей, друзья привозили их ему со всего света, а когда отошёл в мир иной его квартиру сделали музеем, а заодно и экспозицию чертей выставили на трёх этажах. Довольно интересно!
Позабавило, что музейная работница-литовка каждому заходящему с жаром рассказывает, что и Сталин тут есть в виде чёрта! :-)