Когда я читал роман Салтыкова-Щедрина, в числе прочих меня не покидала одна мысль: как вообще можно сыграть Иудушку Головлёва? Есть в литературе такие персонажи, которых невозможно перенести на экран или на сцену театра. Скажем, мой любимый Печорин. Ни у кого не вышло убедительно его изобразить. Все актёры оказывались слишком мелки для такой личности.
И вот Иудушка. Квинтэссенция лицемерия. Её эталон. Как писателю удалось создать такой образ - ума не приложу? Один из самых омерзительных персонажей в мировой литературе, да. Но! Он ведь ещё в чём-то обаятельный и уж точно притягательный. Мерзость создать несложно, а вот притягательную мерзость - тут большой талант нужен.
Дмитрий Быков, по-моему, назвал Салтыков-Щедрина самым актуальным русским классиком. Не Пушкина, не Достоевского, не даже Оруэлла (он тоже уже стал русским классиком, недаром один из самых продаваемых у нас писателей, и мы живём уже в Оруэлловской антиутопии), а именно Салтыкова-Щедрина. Мне тут товарищ сказал, что когда читал роман, перед глазами стоял тотчьёимянельзясейчаспроизноситьвтакомконтексте. И я на 100% согласился. Вот где распад личности наблюдаем воочию. И никаких театров не надо.
Но я всё же про театр! Сходили на спектакль Господа Г.
В маленький театр Антрепризы им. Андрея Миронова.
И, блин, получилось!!! Сергей Русскин сыграл невероятно точно и убедительно. С отвращением и заворожённостью следил за его игрой. Блестящая работа, очень рекомендую. И вот после спектакля на следующий день я под впечатлением полез в интернет смотреть, как другие сыграли Иудушку. Скажу сейчас крамолу, но мне даже роль Смоктуновского не понравилась после Сергея Русскина!!! Смоктуновкий сыграл органичного человека, как будто он внутренне сам такой по себе, тогда как Иудушка лицемер, плохой даже отвратительный человек, прикрывающийся личиной святоши.
А "друга маменьку" сыграла знаменитая Татьяна Ткач. Сыграла хорошо, но первая часть, где она властная помещица, у неё вышла убедительнее.
Сам же театр разочаровал. Во-первых, двойные билеты продали и пришлось пережить несколько неприятных минут на входе, когда выяснилось, что по нашим билетам уже зашли. Всех в итоге разместили, но на моей памяти такое впервые. Во-вторых, в буфете алкоголя нет!!! Ладно, я за рулём, но как, Карл, такое может быть?! В театре нет шампанского и виски! В третьих, в зале душновато, и сам он чересчур уж маленький.
Тем не менее, спектакль блестящ! Рекомендую.