Третью часть подборки пришлось ждать очень долго. Но ведь лучше поздно, чем никогда, не так ли?)
Места 76-100 Места 51-75 50. Чувак / Джефф Бриджес / "Большой Лебовски"
Персонаж настолько культовый, что стал основой для религии "Дюдеизм". Беспечный раздолбай средних лет Лебовски своим абсолютно пофигистическим отношением ко всему происходящему покорил немало зрителей. Братья Коэн сняли много жестких криминальных картин, но у них всегда было хорошо с чувством юмора. "Большой Лебовски" - прекрасный пример. Тк, я думаю, это их самый веселый фильм. Остроумный и вальяжный Дюдя волею судьбы оказывается втянут в странные криминальные делишки, из которых со всей свойственной ему нелепостью и везучестью будет выпутываться. И наблюдать за этим гомерически смешно. Образ так прилип к Джеффу Бриджесу, что к нему до сих пор фанаты обращаются "Dude". Но Джефф не раздражается и с присущей его титульному персонажу невозмутимостью идет по жизни бок-о-бок с Лебовски.
49. Бен / Уилл Смит / "Семь жизней"
Критики данный фильм уничтожили. Не знаю точно за что: за нескрываемое желание Смита получить Оскар или за чрезмерную драматичность? В общем, что-то им не понравилось. Но зрители оказались благосклоннее, и в прокате фильм окупился, а оценки на профильных сайтах высокие - на КП фильм входит в Топ-250. Я смотрел кино без оглядки на оценки критиков и зрителей - я смотрел из-за участия в фильме Уилла Смита. Сейчас звездная фигура Смита стала тускнеть из-за ряда сомнительного качества картин, но восемь лет назад, когда я и посмотрел "Семь жизней", имя Смита было неким знаком качества. К тому же в режиссерах тот же человек, что снял "В погоне за счастьем" - еще одну слезовыжималку, но уже не такую беспросветную. Да, "Семь жизней" - слезовыжималка. И что с того? Неужели вас не проняло, когда Бен пришел в больницу и на его глазах старушка бессильно рыдала из-за издевательств персонала? Или когда он сорвался на слепого Эзру в исполнении Вуди Харрельсона, чтобы проверить, какой он человек? А финал? Да ну, сильно же. Или я просто такой сентиментальный? Возможно. А персонаж Смита, который хочет искупить свою вину, зная, что вину эту не искупить никак, и буквально разбирает себя на части - очень трагичный. Смит играет очень "уиллсмитово", признаю, но образ им воплощенный должен был попасть в этот список. Человек совершил страшную ошибку - и жить ему с этим до самой смерти. И кто знает, долго ли.
48. Астерикс и Обеликс / Кристиан Клавье и Жерар Депарьдье / "Астерикс и Обеликс"
Да, все верно - сразу два персонажа. Думаю, нет необходимости объяснять почему. Хотя ладно, включу капитана - эти герои неразделимы и друг без друга не могут существовать. Про их приключения наснимали уже фильмов четыре или пять, и большинство из них несмотрибельны. Я же выделю первые две части: "...против Цезаря" и "Миссия: Клеопатра". Две замечательные комедии, и при этом такие разные. И обе горячо любимые. Тк первый фильм - такая классическая приключенческая сказка - милая, красивая и захватывающая. Второй же - невероятно уморительная, постмодернистская буффонада. И я не возьмусь судить, какой подход оказался удачнее. Но все же замечу, что вторую часть я смотрел чаще - ее по тв повторяют с завидным постоянством, и каждый раз я нахожу, где посмеяться, как в первый раз. Клавье и Депарьдье до этого уже играли вместе пять раз, поэтому в их дружеский дуэт веришь без сомнения - саркастичный и даже ехидный Астерикс и добродушный детина Обеликс вместе просто искрят. К сожалению, Кристиан Клавье после "Клеопатры" возвращаться к образу Астерикса не стал - вроде дело в конфликте с продюсерами. И серия резко полетела вниз. Дело, конечно, не только в участии Клавье. Режиссеры третьего фильма будто бы не умеют снимать смешно. Фильм настолько тухлый, что смотреть его даже неловко. И к тому же, Астерикс и Обеликс перестали быть главными героями в своем же фильме. Они скорее сайдкики, которые помогают парню завоевать девушку. Это, конечно, надо было умудриться. Но Шумахер в роли гонщика на колесницах - это было забавно, ладно уж. Скажу честно, триквел я даже не досмотрел. Не смог. Мне было больно. Дальше я продолжать не стал, и 4-ю часть я уже пропустил - к тому же там снова сменился Астерикс.
47. Доктор Кинг Шульц / Кристоф Вальц / "Джанго освобожденный"
Вальц, конечно, вытянул счастливый билет, когда познакомился с Тарантино. Два фильма - и вот ты уже двукратный обладатель Оскара. И если получить награду - например, за роль какой-нибудь сволочи - задача нелегкая, то получить золотого болванчика за роль положительную - еще сложнее. Ну, насколько положительным может быть холоднокровный убийца - охотник за головами. Невозмутимый и манерный Кинг Шульц - хоть и не главный герой, стараниями несравненного Кристофа Вальца перетягивает на себя все одеяло зрительского внимания и любви. Джейми Фокс, хоть и сам Оскароносец, противопоставить Вальцу своим Джанго ничего не может. Но тут вина или заслуга великого и ужасного Квентина Тарантино - Кинг Шульц ему как персонаж заметно интереснее. Вальц в этой роли так хорош, что оставил с носом и голливудского небожителя Леонардо Ди Каприо, как бы тот ни входил в роль и не резал руки в кровь, разбивая бокалы в пылу игры.
46. Кит Латура / Сильвестр Сталлоне / "Дневной свет"
"Дневной свет" - крепкий, напряженный фильм-катастрофа, который насыщен как эффектными экшн-сценами, так и душераздирающими, трагичными моментами - те, кто смотрели, поймут о чем я. В прокате фильм провалился и считается одной из тех картин, с которой началось падение Сильвестра Сталлоне с голливудского олимпа. Дальше у него действительно пошли годы упадка, но "Дневной свет" я сюда точно не причислю. Этот фильм я полюбил с первого просмотра. Как и персонажа Сталлоне. Благородный и несгибаемый Кит Латура - в одиночку пошел добровольцем на самоубийственную миссию по спасению замурованных в обрушившемся тоннеле, который заливает водами Гудзона. Сначала встреченный испуганными бедолагами в штыки Кит сплотит людей, даст им общую цель, покажет, не удержусь от каламбура, свет в конце тоннеля. Латура буквально пройдет огонь и воду, но без медных труб - не та ситуация. Чем мне нравится этот персонаж, так это тем, что Сталлоне, привычный всем в образе очень крутых мужиков, который, даже будучи простым альпинистом, может разделать под орех банду вооруженных до зубов террористов. А в "Дневном свете" - это обычный человек, без каких-либо уникальных черт, которыми зачастую наделяются главные герои экшн-фильмов. Бывший спасатель, уволенный из-за неудачной спасательной операции, погубившей жизни нескольких коллег. И когда все опустили руки, и представился шанс "вернуться в игру", Латура, не мешкая спустился в злополучный тоннель. Зная, что может оттуда не вернуться.
45. Джон Райдер / Рутгер Хауэр / "Попутчик"
На тему того, кем все же является персонаж Рутгера Хауэра - инфернальный Джон Райдер - написано немало теорий. Перечислять здесь не буду - почитайте, там есть интересные предположения. Райдер сам по себе - будто некое персонифицированное чистое зло, которое устраивает жизненное испытание главному герою. Если учитывать невероятную проворность злодея, и правда можно поверить в сверхъестественное происхождение попутчика. Даже имя его - Райдер - ездок. Кто он? Откуда? Зачем делает это? Никаких ответов не будет. Есть зло, которому стало скучно, и оно решило сыграть в игру с добром. В игру такую страшную, что даже если добру и посчастливится выйти победителем, то непоправимо покалеченным. Хауэр в этой роли идеален. Издевательская улыбка и холодный взгляд красивых глаз не дают зрителю устоять перед извращенным обаянием Райдера. Смотришь, и тебя посещают противоречивые чувства - понимаешь, что он - отвратительный маньяк, но не можешь не признать, что он впечатляюще хорош и даже притягателен. Кино, получившее незаслуженно мало внимания.
44. Джон Уик / Киану Ривз / "Джон Уик"
Осмелюсь сказать, что "Джон Уик" - один из знаковых боевиков 2010-х годов. Фильм, ставший культовым с момента выхода в прокат, нарастивший крепкую фан-базу, которая благодарно удвоила кассовые сборы сиквела. И теперь, если в кино круто дерутся, то говорят: "Как в "Рейде"", а если видят эффектные перестрелки, то говорят: "Как в "Джоне Уике"". Постановщики стали одними из самых востребованных в Голливуде, Киану Ривз напомнил всем, что он еще ого-го, персонажу уделили свою комикс-серию, а сюжетный ход "Они убили его собаку - он отомстит!" превратился в мем. В общем, свой заметный след фильм оставил. И вполне заслуженно. Ведь это очень красивое и стильное кино. Перестрелки и драки, похожие на отточенный танец; ревущий саундтрек и глянцевая картинка; убедительная мифология: кодекс киллеров, отель со своими законами, собственная валюта, и вишенкой на торте - суровейший косолапик Киану Ривз. Его образ очень грамотно преподнесли в первой половине фильма - мы видим грустного, скорбящего по жене дядьку, а матерый мафиозо рассказывает о нем леденящие душу байки, описывая его чуть ли не правой рукой самой старухи с косой. И ведь загвоздка в том, что Уик это звание оправдает, в первой же экшн-сцене виртуозно выкосив отряд засланных к нему убийц. У Уика после смерти жены были лишь две отдушины - винтажный мускул-кар и милый щенок бигля. В одну злополучную ночь его вероломно лишили и того и другого. Кто-то скажет, что это просто машина и просто собака, но для Уика это не так. И это будет дело принципа. Ему нужно найти сына босса мафии - тщедушного слизняка, упивающегося своей безнаказанностью, чтобы собственноручно стереть его мерзкую самодовольную ухмылку с его физиономии. И он сделает это, даже если придется убить десятки и сотни врагов. Для Ривза этот фильм - большая удача. После Нео и Константина ему был необходим новый ударный персонаж.
43. Фредди Хефлин / Сильвестр Сталлоне / "Полицейские"
Когда Джеймс Мэнголд узнал, что одной из главных ролей в его суровой криминальной драме заинтересовался Сильвестр Сталлоне - довольно капризная звезда с большим эго, он покривился и захотел "слить" актера, чтобы избежать потенциальную головную боль от попыток совладать с примадонной. На деловой обед он шел с неохотой. А по завершении встречи он знал, что роль шерифа Хефлина будет отдана именно Сталлоне. Он покорил постановщика своей воодушевленностью, готовностью играть за гроши (привыкший зарабатывать по 15 миллионов за фильм, здесь получил чек на 60000 долларов) и даже расстаться со своей безупречной фигурой. Доверие режиссера Сталлоне оправдал, исполнив одну из лучших своих ролей. Фредди - совсем не типичный персонаж для Слая. Чуть ли не впервые со времен первого "Рокки" внимание в фильме приковано не к герою Сталлоне. Будучи шерифом в маленьком городке, населенном сплошь семьями копов, он вынужден наблюдать за всем как бы со стороны. Его не воспринимают всерьез, на веселых полицейских пьянках он сидит поодаль в одиночестве, тк никому нет до него дела. Настоящие копы смотрят на него смотрят свысока и не упускают возможности подколоть. Не помогают делу ни кроткий характер Фредди, ни его тучное телосложение (Сильвестр потолстел для роли на 18 кг). Шериф в городе копов - это даже звучит комично. Мечтавший когда-то о жетоне офицера полиции, но упустивший эту возможность из-за несчастного случая, получил это место, скорее, как подачку. Он считает себя блюстителем закона, но только и делает, что выписывает штрафы за парковку, да возвращает детишкам потерянные игрушки. Прямо на его глазах нечистые на руку фараоны проворачивают грязные делишки, а он не может, а отчасти и не хочет вмешиваться. Но когда дела начнут принимать совсем уже тревожный и даже зловещий оборот, робкому, толстому и глухому на одно ухо Фредди придется что-то предпринять. Думаю, по описанию понятно, насколько это непривычный и трогательный персонаж. И да, Сталлоне умеет играть. Он выступает в связке с блестящим актерским составом в лице Роберта Де Ниро, Харви Кейтеля, Рэя Лиотты, Роберта Патрика и Питера Берга, и не только держится на уровне, но даже вырывается вперед. Незаслуженно обделенная вниманием полицейская драма с одной из самых необычных ролей Сильвестра Сталлоне.
42. Эйбилин Кларк / Виола Дэвис / «Прислуга»
Ранее игравшая, в основном, второстепенные и даже эпизодические роли Виола Дэвис в последние годы стала чуть ли не главное темнокожей актрисой Голливуда. И ракетой, запустившей карьеру Виолы в космос, где ее вскоре будет ожидать Оскар, стал фильм «Прислуга». Многим осточертела тема угнетения чернокожих - их раздражает разыгрывание «черной» карты - якобы нечестная игра на чувстве вины белых. Но «Прислуга» - кино деликатное, остроумное и очень трогательное, и конъюнктурным назвать его у меня язык не повернется. Фильм не зацикливается на жестокости белых - он показывает и их трусость, глупость - видеть, как в 60-е годы у южан до сих пор оставались повадки плантаторов-рабовладельцев, было довольно больно. Но и черные здесь не показаны божьими одуванчиками - они воруют (хоть и из благих побуждений), творят откровенные гадости своим работодателям (бесспорно, гомерически смешные и изобретательные, но крайне унизительные и жестокие). И в эпицентре этого пассивно-агрессивного, а зачастую и открытого конфликтного сосуществования находится наша героиня Эйби. Служанка средних лет, работающая на белую зажиточную семью - не самую плохую. Героины Октавии Спенсер повезло меньше. Эйби, если можно так выразиться, потомственная служанка - ими была ее мать и ее бабушка. Она очень добра, мудра и у нее такой теплый материнский взгляд, что проникаешься к ней симпатией моментально. Даже маленькая дочка ее работодателей к ней привязана больше, чем к матери, тк Эйби проявляет к ней искренние материнские чувства. Она всегда сохраняет здравомыслие и избегает конфликтов. Но межрасовые отношения тех лет были похожи на пороховую бочку, и когда вспыхнет искра, заденет и Эйби. И у нее не получится остаться в стороне. И когда из-за белых пострадают ее подруги-служанки, она, заручившись поддержкой бойкой журналистки в лице Эммы Стоун, в свою очередь когда-то воспитанной чернокожей, будет действовать, нанеся мощный удар по злобным белым бездельницам-домохозяйкам с самой неожиданной стороны. Чудесная, красивая, сильная женщина - Виола Дэвис заслуживала статуэтку еще тогда, но она взяла свое за «Ограды», так что нет повода для расстройства.
41. Макс Рокатански / Мэл Гибсон/Том Харди / «Безумный Макс»
Надеюсь, вы простите мне это жульничество, но лучше я включу в список Макса в обеих интерпретациях, чем оставлю одного только Тома Харди - меня распнут за неуважение к классике. Я признаюсь, что ценю оригинальную трилогию, но искренне полюбил я именно, то ли квадриквел, то ли ребут то ли ремейк «Воина дороги» - «Дорогу ярости». Легко можно сказать, что персонаж Макса в фильме вообще вспомогательный, и то и дело кряхтит и рычит, произнеся за фильм не больше десяти реплик. Макс Гибсона из легендарного «Воина дороги», справедливости ради, также болтливостью не отличался - и его участие в истории тоже сводится к воле случая - он наткнется на поселение, осаждаемое разбойниками-стервятниками, и предложит свою помощь в обмен на бензин. Как видите, истории схожи. Макс - персонаж вроде бы не блистает глубиной проработки, но история у него трагичная. Он был копом, чью семью жестоко убили дорожные бандиты; обезумев от горя и жажды мести, он расправляется с обидчиками, и, тк в нем почти не останется человечности и не останется смысла существования, он будет скитаться по пустынным дорогам Австралии, испепеленной ядерной войной, где царят хаос и беззаконие. Но добро и жажда справедливости в нем не умерли окончательно - и в израненном сердце Макса остались крупицы света. Понятное дело, что все смотрят эти фильмы не ради драматических перипетий, а ради зубодробительного экшена, состоящего из лязга покореженного металла, людских воплей и вихрей огня и пыли. Но такому безумному действу нужно безумное действующее лицо - Макс Рокатански. Человек, которому нечего терять - даже рассудок. Потому даже не возникает вопросов, зачем он бросается в эту бешеную, смертельную круговерть. Безумному миру - безумный герой.
40. Алан Перриш / Робин Уильямс / «Джуманджи»
Идеальный, на мой взгляд, приключенческий детский фильм. Жуткая история, приятные герои, разнообразные напасти и наэлектризованное, безостановочное действие. Смотря этот фильм, невозможно заскучать. Обожал это кино в детстве и люблю его и сейчас. А Робин Уильямс всегда был одним из любимых актеров. Его персонажу не позавидуешь - маленьким мальчиком его по воле магической игры закинуло в смертоносные джунгли, где он провел больше двадцати лет, чудом сумев приспособиться и научиться выживать. Но настанет момент, и кости в игре лягут так, что он сможет вернуться обратно - спустя столько времени выпасть из реальности. Меня всегда это будоражило и пугало до мурашек. Но вернуться к обычной жизни Алану сразу не получится - игра еще не закончена. Изолированный от общества и цивилизации, предоставленный лишь самому себе, он так и останется ребенком в теле взрослого мужчины. И здесь, как никто другой, подходит Робин Уильямс - ярчайший актер с сильнейшей положительной энергетикой и десткой непосредственностью. Его Алану придется продолжать, используя все свои навыки по выживанию, то и дело увиливая от смертельной опасности, что несет игра, попутно еще спасая жизни двум незадачливым подросткам и своей любви детства. Им предстоит пережить ворох головокружительных приключений - страшных, но бесконечно увлекательных.
39. Бенджамин Мартин / Мэл Гибсон / «Патриот»
Будучи на тот момент рьяным католиком и примерным семьянином - отцом семерых детей (сейчас их больше, но от других женщин), Гибсон не упускал возможностей представать таковым и на экране. Герой Гибсона на первый взгляд положителен со всех сторон - честный плантатор, не использующий рабскую силу (платит неграм за работу); вдовец, чтящий память супруги одиночеством; строгий, но справедливый отец семерых детей (да, как в жизни - по сценарию их было меньше, но по просьбе актера потомство ему увеличили); к тому же, начинающий, но неудачливый столяр. В сундуке своего кабинета он хранит напоминание о постыдных страницах своей биографии - в колонизаторские времена Бенджамин участвовал в зверских расправах над конкурентами-французами и индейцами, сотрудничавшими с французами охотнее, чем с англичанами. И вместе с мундиром офицера английской армии он хранит трофейный индейский томагавк - все такой же острый, что и в дни боевой молодости. Когда практически у порога их дома начнутся ожесточенные боевые действия - англичане будут жестоко подавлять новоиспеченных американцев, решивших, что раз король далеко, то и законы его на них не распространяются - то Бенджамин, зная, что такое война, всеми силами будет пытаться отгородить и защитить свое семейство. Но, увы, старшие сыновья уже повзрослели и отцовское слово уже не имеет на них былого влияния, и старший отпрыск в исполнении юного Хита Леджера, последовав примеру своих друзей, добровольно ушел воевать. Когда ребенок уходит из дома на войну - это страшно для любого родителя. Но когда война сама приходит в дом - это еще страшнее. И в результате нелепости вкупе с холоднокровной человеческой жестокостью происходит ужасное - на глазах Бенджамина английский кавалерист убивает его ребенка и самодовольно удаляется, не испытывая ни капли угрызений совести. После такого у героя Гибсона от недавнего пацифизма не останется и следа. И ослепленный яростью Бенджамин Мартин встанет на пусть страшной, кровавой мести, к несчастью, подвергая опасности других своих детей. «Патриот» - кино крайне пафосное, и на историческую достоверность я бы не рассчитывал, но в остальном это брутальный, жестокий (иногда даже чрезмерно) военный боевик с неистовым и органичным в роли мстителя Мэлом Гибсоном. Его персонаж в мирное время предстает перед зрителем мудрым, сдержанным, внушающим уважение, но при этом остроумным и саркастичным. Тогда как в военное время он превращается в берсеркера, в одиночку сметающего десятки врагов, и который не чурается даже убийств безоружных. Страшно сказать, но смотреть, с какой агрессивностью и беспощадностью Мартин вершит свое возмездие, приносит нескрываемое удовольствие. Название фильма не очень подходит теме картины, тк борется Гибсон далеко не за патриотические идеалы - сам Гибсон и режиссер Роланд Эммерих того же мнения. И да, режиссер фильма - мэтр мегаломанских блокбастеров, так что «Патриот» - тоже кино, снятое с размахом: огромные декорации, многочисленная массовка, разодетая в аутентичные наряды тех лет, натуралистичные спецэффекты, и все приправлено эпичной музыкой живого классика Джона Уильямса.
Я сейчас в шоке, но пришлось разбивать этот пост на две части, тк ЖЖ не дает загрузить его целиком, говоря, что пост слишком большой. За 5 лет здесь такое произошло впервые.
Продолжение здесь:
Места 26-38