В продолжение пасхальных размышлений над евангельским текстом читаю 27 главу от Матфея.
В этом тексте описывается события суда и смерти Иисуса, но интересная особенность главы в том, что суд и смерть Спасителя является лишь частью общего евангельского сюжета. Автору важно показать, как изменилось отношение евреев к Иисусу. Возникает ощущение, словно сюжет состоит из несколько небольших кусочков, составленных словно пазлы в единое целое, при этом расположенных в виде противопоставления. Интересно, что противопоставления описываются попарно.
Первая пара - первосвященники, старейшины противостоят желанию Иуды вернуть деньги, равнодушие и презрение религиозных лидеров ввергают бывшего апостола в состояние отчаяния и приводят его к мысли о самоубийстве.
Вторая пара - Варавва и Иисус. Интересно, что слово «Варавва» - это не собственное имя, а фраза на арамейском языке. Вар (бар) переводится, как «сын», а авва - «отец», т.е. сын отца, просто описывается факт, что он был чьим-то сыном. Нам неизвестно его подлинное имя, но из текста становится понятным, что это мятежник, скорее всего зилот, который боролся против римского ига и был арестован за убийство. И в этом явное противопоставление с Иисусом, первый - убийца, мятежник, сын неизвестного отца, второй - праведник, в смирении исполняющий волю Небесного Отца.
Далее описывается следующее противопоставление - иудейский народ (а вернее толпа) и Иисус, когда под влиянием манипуляции религиозных лидеров толпа избирает разбойника, человека избравшего насильственный путь за освобождение от ига язычников, а подлинного, невиновного Мессию отправляют на крест.
И последняя, четвёртая пара противопоставления - это язычники и иудеи. Сотник и солдаты исповедуют, что Иисус - Сын Божий и в этом я вижу противопоставление их слов издевательским насмешкам евреев над распятым Иисусом.
Интересно, как пророчески описаны события в этой главе. Ведь спустя сто лет евреи вновь изберут себе очередного Варавву, который поднимет восстание против Римской империи. В историю это событие войдёт, как восстание Бар-Кохбы. Сначала Бар-Кохба будет с большим успехом бороться против римлян, которые даже будут вынуждены оставить Иерусалим, так что Бар-Кохбу объявят царем, и он станет чеканить собственную монету. Но в дальнейшем восстание будет жестоким образом подавлено Римом, около 580 тысяч евреев погибнут в этой борьбе, а выживших казнят через распятие. В образе же сотника и римских солдат, на мой взгляд, угадывается аллюзия на будущую Церковь, которая перерастёт границы иудейства и распространиться по всему лицу Земли.