- Кто здесь самец, а кто самка?
- Я не знаю, - честно призналась Таня.
- Если перенести патриархальные принципы на это изображение, - сказала Жизель, - кто тогда?
- Наверно, самка должна быть вся разукрашенная?
- По человеческой гендерной логике да, - ответила Жизель. - Но по логике природы все обстоит с точностью до наоборот. Птица с огромным пестрым хвостом - это самец. А эта серенькая курочка - самочка.
- Ну да, конечно, - наморщилась Таня. - Это я туплю. Петух и курица. Ведь то же самое.
- Именно так. Кстати, гребень петуха создает серьезные проблемы для своего владельца, увеличивая риск заболеть. Тестостерон вообще снижает активность иммунной системы. Знаешь, в чем его назначение в природе?
Таня отрицательно покачала головой.
- Он необходим именно для роста причудливого брачного наряда самцов. Это вообще гормон понта… Ты, может быть, думаешь, что фазаны и петухи - это какое-то исключение? Или дело только в птицах? А в остальной природе все иначе?
- Я не знаю, - ответила Таня.
- Подобный половой диморфизм действительно в наиболее яркой форме свойствен птицам. Но птицы, - Жизель ленинским жестом подняла руку к экрану, - это прямые потомки динозавров. Все происходящее в их мире есть эхо великой земной древности. Когда ты видишь прыгающую по земле птичку, перед тобой скачет маленький тиранозавр-рекс, досношавшийся, так сказать, до мышей. Погляди, как павлин наряжается для своей курочки, и ты поймешь, как выглядели брачные ритуалы динозавров… Это значит, что многие сотни миллионов, если не миллиарды лет, в природе происходило то же самое. Себя украшали самцы.
- А рыбы? - спросила Таня. - Млекопитающие?
- И рыбы, и млекопитающие, и даже насекомые. Смотри и слушай…
За следующий час на Таню обрушился огромный массив новой информации из мелькающих на экране картинок и клипов - и тихого комментария Жизели, голос которой понемногу начинал казаться вполне женским контральто. Не то чтобы подобные факты кто-то раньше от Тани прятал - но никто не сводил их в такую убедительную картину.
В живой природе, кажется, существовал универсальный стандарт: самочка была серым и скромным по виду существом, малозаметным и как бы закамуфлированным, а самец - ярким красавцем, украшенным пестрыми, неудобными и часто нелепыми атрибутами маскулинности. Мало того, самец платил за свои украшения цену - часто непропорционально высокую, вплоть до самой своей жизни.
Самки рыб-мечехвостов, в точности как павлины, выбирали самцов по длине хвоста. Олень привлекал самок раскидистыми рогами - лишь у северных оленей небольшие рога росли у самок тоже. Так же обстояло у насекомых - и даже еще изощреннее: самка сверчка, например, слушала пение самцов и выбирала того, у кого самая сложная и изысканная песня. Мало того, самцы насекомых часто жертвовали собой, чтобы накормить оплодотворенную самку. Некоторые из клипов, показанных Жизелью на эту тему, вызвали у Тани почти ужас.
- Ты часто видела таких мужчин? - спросила Жизель.
Таня вспомнила свои аборты от Игоря Андреевича - и только усмехнулась.
- В естественной природной среде самцы везде и всегда украшают себя, чтобы понравиться самке. Самка подобным себя не утруждает. Мелкие исключения лишь подчеркивают правило. Но у человека этот великий древний закон перевернут с ног на голову. Женщина не только продолжает род - патриархия вынуждает ее вдобавок взять на себя эстетическую функцию самца, освобождая последнего от любых биологических нагрузок вообще…
В. Пелевин. Тайные виды на гору Фудзи.
Теперь музыка перемежалась заявлениями диск-жокея:
- Не нуждается в особых доказательствах тот факт, что во всем животном мире самцы имеют более яркое оперение, более интересные шкуры, более ветвистые рога, и, вообще, они более привлекательны и красивы, чем самки! И это несмотря на то, что в животном мире любое живое существо изначально поставлено в условия жесточайшей борьбы за существование, которые вроде бы должны делать животное как можно менее заметным для окружающих, чтобы лучше скрываться от бесчисленных внешних врагов и опасностей! Значит, даже в условиях жесточайшей борьбы за существование именно самцы, а не самки сохраняют более яркие оперение и шкуры! А значит, ими движет еще инстинктивная тяга к продолжению рода или же эрос. То есть желание привлечь к себе внимание самок в животном мире у большинства самцов на инстинктивном, подсознательном уровне оказывается сильнее, чем желание выжить самому! Приходится признать, что самцы в животном мире и в наши дни подвергают себя значительно большему риску, чем самки… из-за чего? Из-за красоты!
Ф. Незнанский. Последняя роль неудачника.