Тянущиеся не первый год реформы образования сильно раздражают не только меня, моих родных и близких, но и большинство граждан России как доказывают результаты опроса АКСИО-6. Увы, но пока не возникло гражданского сопротивления на образовательном фронте, значительных улучшений в этой сфере ждать не стоит.
На 2-ом Съезде Родительского Всероссийского Сопротивления была выработана примерная программа действий для поворота образовательного процесса в позитивную сторону:
«Делегаты и гости съезда, ориентируясь в стратегическом плане на скорейшее создание новой концепции образования, в плане тактическом считают необходимым:
1. Восстановить отношение к образованию как к государственной функции, а не к сфере услуг. Отказаться от рыночных методов регулирования образовательной деятельности. Отказаться от нарастающей фактической коммерциализации образования.
2. Заявить о принципиальной недопустимости отказа от всеобуча. Вернуться к всеобщему обязательному среднему образованию.
3. Восстановить единые требования к знаниям, умениям, навыкам по всем предметам на каждый год обучения, тем самым наполнив реальным предметным содержанием Федеральный государственный образовательный стандарт.
4. Отменить ЕГЭ в качестве выпускного экзамена. Восстановить классические выпускные экзамены по всем основным школьным предметам.
5. Восстановить главенствующее положение учителя в образовательном процессе.
6. Выйти из Болонского процесса.»
Полный текст резолюции Второго съезда Общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» по вопросам образования Полностью поддерживая изложенное в резолюции, хочу написать о наследии, которое так и не было отброшено ибо заменить его было нечем. Списки литературы для внеклассного чтения хоть и изменились за последние тридцать лет, для меня, выпускника конца 90-ых годов, выглядят довольно-таки знакомыми. Буквально, бери читай и приобщайся к русско-советской культуре. Но в большинстве школ эти самые списки существуют лишь для галочки. Воспитательная роль школы просто так сама не восстановится и интерес к чтению детям не привьется.
Многие родители, занятые выживанием (зарабатыванием денег), о таких вещах как чтение даже не задумываются. Опять же, кризис, санкции и простая серая бытовуха отодвигают мысли о культурных ценностях на задний план сознания. А приобщать наших детей к классическому культурному наследию, которое далось предыдущим поколениям не за просто так, жизненно необходимо. Иначе мы рискуем получить ситуацию, при которой население не будет связывать свою судьбу с исторической судьбой своей страны.
Что же делать в такой патовой ситуации? Школа лишь рекомендует читать, не прививая интерес, а родителям не хватает времени и моральных сил на конкурентную борьбу за внимание своих чад с авторитетными уличными друзьями (друзья как правило не читают тоже) или цифровыми развлечениями (по мне так это вариант даже хуже, хотя контролировать немного легче).
Мне кажется, что выход есть и он доступен. Имя ему советский кинематограф. При желании, конечно, можно посчитать сколько всего было экранизировано художественных произведений, но здесь я просто напишу - их много! Большинство советских, доперестроечных фильмов можно смотреть всей семьёй. Учитывая то, что окружающий мир сильно изменился, фильмы желательно обсудить и прокомментировать для ребёнка непонятные ему моменты. Возможно, что после совместных кинопросмотров дети не начнут читать, но по крайней мере, они познакомятся с художественными произведениями, которые гораздо выше по своим качествам современных отечественных поделок.
Итак, вернемся к советским экранизациям и спискам литературы. За образец я взял этот
список и отметил в нём что существует в виде фильмов или мультфильмов.
Примерный список литературы для летнего чтения в 5 классе (с 4 на 5 класс)
Обязательная литература
1. Мифы Древней Греции (по выбору учащихся)
http://www.kinopoisk.ru/film/43527/ http://www.kinopoisk.ru/film/224297/ http://www.kinopoisk.ru/film/315858/ http://www.kinopoisk.ru/film/265898/2. Мифы Древних славян
3. Сказки народов мира (по выбору учащихся)
4. Легенды и предания. О граде Китеже. Атаман Кудеяр. Про Никитушку Ломова
5. А. Пушкин «Руслан и Людмила»
http://www.kinopoisk.ru/film/42146/ http://www.kinopoisk.ru/film/42147/6. Г. Х. Андерсен «Снежная королева», «Истинная правда»
http://www.kinopoisk.ru/film/29818/ http://www.kinopoisk.ru/film/43890/7. Ш. Перро «Золушка»
http://www.kinopoisk.ru/film/45398/8. П. Бажов «Каменный цветок»
http://www.kinopoisk.ru/film/44697/ http://www.kinopoisk.ru/film/656088/9. И. Крылов Басни
http://www.kinopoisk.ru/film/438333/ http://www.kinopoisk.ru/film/438335/ http://www.kinopoisk.ru/film/471905/ http://www.kinopoisk.ru/film/259911/10. Эзоп «Рыбак и рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград»
11. Жан де Лафонтен «Лисица и виноград»
12. И. Тургенев «Муму»
http://www.kinopoisk.ru/film/46734/ http://www.kinopoisk.ru/film/469597/13. Л. Толстой «Кавказский пленник»
14. В. Гаршин «Сигнал»
15. Л. Андреев «Кусака»
16. А. Куприн «Белый пудель»
http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/46073/sr/1/17. А. Пушкин «Обвал»
18. К. Паустовский «Мещёрская сторона»
19. Е. Носов «Тридцать зёрен», «Как ворона на крыше заблудилась»
20. В. Шукшин «Жатва»
21. Ю. Казаков «Тихое утро»
22. В. Солоухин «Мститель»
23. Р. Брэдбери «Мальчик-невидимка»
Литература для внеклассного чтения в 5 классе (с 4 на 5 класс)
Русская литература
1. В. Жуковский «Лесной царь»
2. В. Короленко «Дети подземелья»
3. В. Катаев «Белеет парус одинокий»
http://www.kinopoisk.ru/film/46061/4. М.Пришвин «Кладовая солнца»
5. А.Чехов «Каштанка»
http://www.kinopoisk.ru/film/95625/ http://www.kinopoisk.ru/film/461843/6. М. Зощенко «Великие путешественники»
7. Е. Носов «Трудный хлеб»
8. В. Белов «Скворцы»
9. А. Алексин «Как ваше здоровье», «Самый счастливый день»
10. Д. Кедрин «Зодчие»
11. Т. Габбе «Город Мастеров или Сказка о двух горбунах»
12. А. Толстой «Иван да Марья»
13. П. Бажов «Малахитовая шкатулка»
http://www.kinopoisk.ru/film/321413/14. Б. Шергин «Волшебное кольцо»
http://www.kinopoisk.ru/film/45834/15. А. Куприн «Синяя звезда»
16. М. Салтыков-Щедрин Сказки («Богатырь», «Карась-идеалист», «Коняга», «Медведь на воеводстве»)
17. А. Платонов «Волшебное кольцо», «Никита», «Неизвестный цветок», «Разноцветная бабочка»
18. П. Ершов «Конёк-Горбунок»
http://www.kinopoisk.ru/film/44916/19. В. Жуковский «Сказка о царе Берендее», «Об Иване-царевиче и сером волке»
20. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
http://www.kinopoisk.ru/film/43184/21. В. Астафьев «Белогрудка»
Зарубежная литература
1. Д. Дефо «Робинзон Крузо»
http://www.kinopoisk.ru/film/42101/2. М. Твен «Приключения Тома Сойера и Гекльбери Финна»
http://www.kinopoisk.ru/film/79906/3. Р.Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена»
http://www.kinopoisk.ru/film/178713/4. Ж.Верн «Таинственный остров»
http://www.kinopoisk.ru/film/42168/5. А.Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста», «Пеппи Длинный чулок»
http://www.kinopoisk.ru/film/94998/6. Д.Лондон «Любовь к жизни»
7. Д.Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»
8. Р. Брэдбери «Каникулы», «Зеленое утро»
9. О.Уайльд «Кентервильское привидение»
http://www.kinopoisk.ru/film/44759/10. Т.Х.Уайт «Свеча на ветру»
11. М. Метерлинк «Синяя птица»
http://www.kinopoisk.ru/film/43795/12. Э.По «Лягушонок»
13. Р. Саути «Суд Божий над епископом»
14. Ф.Шиллер «Перчатка»
15. О.Уайльд «Счастливый принц»
16. Н. Готорн «Снегурочка»
http://www.kinopoisk.ru/film/43889/ http://www.kinopoisk.ru/film/43888/17. А. Экзюпери «Маленький принц»
http://www.kinopoisk.ru/film/46521/18. Л. Кэрролл «Алиса в стане чудес»
http://www.kinopoisk.ru/film/43457/19. Р. Киплинг «Маугли»
http://www.kinopoisk.ru/film/14000/20. И. В. Гёте «Рейнеке-лис»
21. Д. Даррелл «Говорящий свёрток», «Зоопарк в моём багаже»
22. Д. Родари «Джельсомино в стране лжецов», «Сказки по телефону»
23. Э.С. Томпсон Рассказы о животных
На мой взгляд, того что экранизировано уже достаточно, чтобы смотреть в течении всего учебного года или на каникулах. Плюс, у некоторых авторов экранизированы другие не указанные в списке произведения.
Если дойдут руки, то сделаю такие же списки и для других классов.