В статье товарища
svonb «Удар в спину» приводится экспертное заключение на выступление сборной филфака ВлГУ на молодежном фестивале «Студенческая весна 2015».
Хоть и с большим трудом, но все же я посмотрел видеозапись мероприятия. Во время просмотра неоднократно возникало чувство стыда за все происходящее на сцене. Очень жалко участников этого действа. Не их вина в том, что они родились после развала СССР - в обществе потребления, лишённом каких бы то ни было гуманистических идеалов.
На первый взгляд, студенческий перфоманс не сравнить ни с тверком в Новороссийске, ни с обнажёнкой в Кемерово. Там «детки» совсем уж бесцеремонно демонстрируют свои прелести и явно пляшут «на костях».
В нашем случае, как замечает эксперт:
«Наряду с хорошей хореографией, вокалом и театральной игрой студентов мы видим абсолютно нелогичные и очень странные по смыслу сюжеты-вставки в общую канву театрального действа. Поначалу кажется, что они случайны, однако очень скоро становится ясно, что эти мины-закладки были тщательно спланированы.»
Дальше я просто проиллюстрирую заключение эксперта закладками на ролике с выступлением.
«Сюжет первый. Действие происходит на оккупированной немцами территории. Девушки работают на фабрике. По ходу спектакля в уста фашиста-надзирателя вкладываются близкие по звучанию слова - «самогонка», «самооборонка», «самобранка». Эта игра слов призвана уравнять по смыслу как негативные качества, приписываемые русскому народу («самогонка»), так и ключевые понятия, имеющие тесную связь с обороноспособностью страны («самооборонка») и с культурным кодом страны («самобранка»). Заметим, что пришедший из русских сказок образ скатерти-самобранки есть не что иное, как символ народной мечты о семейном достатке. Пусть на сцене эти слова произносит враг-фашист, но смеемся-то мы, не задумываясь об истинной цели смешения важных понятий в один карикатурный образ.»
Click to view
«Сюжет второй. Та же фабрика, те же фабричные девчонки, работающие на оккупантов. О чем они мечтают? А вот и материализация их мечтаний: они перевоплощаются в немецких фрау, вызывающими по телефону для своих развлечений «кровавого гестаповца» и «страстного Сталина». И все это под вульгарные телодвижения и омерзительное хихиканье. Режиссеры с филфака в один ряд поставили образ врага, пришедшего на нашу землю, чтобы уничтожить и поработить наш народ, и имя Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР, ассоциирующегося с нашей Великой Победой над фашизмом. И все это было задумано режиссерами-постановщиками ради того, чтобы посмеяться? Редакция «Шарли Эбдо» просто позавидовала бы этим находкам режиссеров с филфака.»
Click to view
«Сюжет третий. Фабричные девушки на оккупированной территории развлекаются чем? Ходят на танцы в деревню Хендехоховку, о чем радостно и сообщают. Там пьют и танцуют под веселую песенку: «О, Боже, мутер-мутер, мутная вода. Давай её сюда». Огромная бутыль с самогоном демонстрируется тут же. Этакие попрыгуньи-стрекозы, и это в военное время на захваченной врагом территории.
С упорством геббельсовской пропаганды нам пытаются внушить, что природная черта русских - тяга к пьянству, предательству и легкой жизни. Невольно приходит на память
апрельская фотовыставка в Брянской областной библиотеке, где были представлены фото «счастливых» жителей на оккупированной территории. Выставка, демонстрирующая выполнение немецкими фотографами задания Геббельса по созданию пропагандистских постановочных кадров на захваченных территориях, была со скандалом закрыта, плавно перекочевав в интернет.»
Click to view
«Кульминация студенческого спектакля - объяснение в любви фашиста-начальника с русской девушкой Марией. Он говорит ей, что на его совести - «не одна прерванная жизнь», но всё же…она должна его, фашиста и оккупанта, полюбить, ведь у него много достоинств - он ненавидит «эту страну, зараженную красной чумой», он из семьи белого офицера, и вообще он занят чтением русских романов и поисками своей Прекрасной Дамы. Далее он подкрепляет свой крайне «положительный» облик стихами Блока.
Тут уж просто остается в недоумении разводить руками: может, зря наши деды проливали кровь на фронтах, изгоняя фашистов, которые просто искали в России «вечную женственность», зачитываясь русской поэзией. И как будто не было миллионов убитых, замученных фашистами за годы войны, погибших от голода в блокадном Ленинграде, расстрелянных и сожженных фашистами заживо. Да… режиссеры-постановщики с филфака, очерняющее наше советское прошлое и героизирующие фашистов на сцене государственного вуза (и за государственные деньги), видимо, родились только вчера, и, решив переписать историю, черпают знания о войне из опросников телеканала «Дождь» и «Эха Москвы».»
Click to view
«Следующий сюжет спектакля - борьба девушек с фашистским режимом также решен в карикатурном ключе карнавального шоу. Примечателен главный лозунг в их борьбе за свободу - «Хватит жрать! Да! Сопли вытри! Да! Готовь транспаранты! Да!»
Click to view
«Удивительно, но завершается это действо победой красных сил над черными. Но даже художественно выполненный финал постановки не может затмить общую нелогичность действа, по окончании просмотра которого остается вопрос: «А что это было?» И как подобная постановка стала возможной в такой знаменательный год, когда наш народ отмечает 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, когда выходят книги воспоминаний и публикуются письма людей, прошедших войну, рассказывающих всю правду о том, как добывалась Победа. Но их не слышат, или не хотят слышать «режиссеры» с филфака. Наша история для них - развлечение, карнавал, отрицание всех моральных норм, протаскивание под личиной смеха героизации фашизма. В романе Федора Достоевского есть фраза, сказанная одним из бесов: «Кто проклянет свое прошлое, тот уже наш!»
Click to view
«Подобные пробные шары по обелению фашизма уже периодически забрасываются в наше общество. Главное вовремя и четко на этот процесс реагировать. По факту, картина налицо: героизаторы фашизма пошли нынче в молодежную культуру, им бы все оскорблять и скакать. И делать это за государственный счет. Интересно, как руководство Владимирского государственного университета все это объясняет?»
Отдельно можно отметить реакцию зала: никто не выходит, все хлопают тому, что происходит на сцене. Неужели всем всё нравится? Неужели никто не заметил ничего кощунственного? Или заметил, но не захотел выделиться из общей массы зрителей и тоже хлопал?
9 мая 2015 года все мы - и те, кто трудится над восстановлением идеалов гуманизма в обществе, и те, кто действует в противоположном направлении, - своими глазами увидели и убедились, что несмотря на планомерную работу по десоветизации и окончательному разлому общества, подвиг советского народа в Великой Отечественной войне не забыт. Грандиозный многомиллионный марш «Бессмертного полка» убедительно показал, что этот великий подвиг по-прежнему свят для подавляющего большинства жителей России. Акция «Бессмертный полк» оживила историческую связь поколений. И чтобы у героизаторов неофашизма не осталось никаких шансов на успех, молодому поколению необходимо рассказывать об ужасе, который творился на нашей земле немногим больше 70 лет назад. Рассказывать о том, что фашизм, как показало время, не умер. Что его идеи по-прежнему живы, о том, чем чреват такой вот его ренессанс для мира и для всей нашей цивилизации в целом.
Ставший уже классическим документальный фильм
«Обыкновенный фашизм» (1965 год, режиссёр Михаила Ромма) теперь можно дополнить недавно появившемся в сети проектом
«Фашизм-Реваншизм XXI» Click to view
Click to view