Честно потырил в Сети.
Читаю, и мне интересно, ибо я старый Квакер - но не тот, что сектант из Америки, а тот, что скачет по локации с рокетлаунчером наперевес в локальной сетке или Интернете :)
Конечно понятно, из-за того что оно всё изначально зародилось как игры где "сюжет не главное", то и никакого СПГСС испытывать не стоит.
Однако всё таки, такая культовая игра вызывает у меня неоднократно так сказать желание досконально разобраться. =)
Для начала вспомним что было в играх в качестве сюжетноцентровых вещей, заодно и выясним и почему я предпочитаю рассматривать обе серии как единое целое.
1) Doom 1
Довольно очевидно - Doom 1 был именно что "просто игрой". Про доскональные сюжеты в то время когда он создавался предпочитали особо не думать. Затравка у подавляющей массы игр была вида "на мир накинулись силы зла и протагонист методично раздаёт им люли". В данном первопроекте дальнейших вселенных всё было просто. Набегают корованы адские силы зла разнообразного состава и калибра и мы их мочим в меру сил космического пехотинца. Однако уже выделились важные вещи:
1. Человечество колонизирует космос (как минимум ближайшие планеты)
2. Изобретает технологию телепортации
3. Через открытые телепорты на человечество хлынули адские (в прямом смысле, в игре это подчеркивается прямым текстом) силы, прямо из ада, где и происходят последние эпизоды игры
4. Эти силы разнообразны в видовом количестве и качестве
5. Способны к откровенной магии в виде захвата разума людей и превращению их в зомби
6. В качестве участвуют кибернетически усиленные монстры (кибердемон и спайдермайнд. а так же мелкие паучки еще были, да, в качестве регулярных монстров)
2) Doom 2
Второй дум, являясь фактически дополнением всё заимствует из первой части, добавляя следующие детали в общую картину:
1. Боссы из первой части не являются единственными экземплярами, но лишь типа "генералы армии зла".
2. В конце выясняется что основной "источник заразы" это некая "Икона греха" ("Icon of sin"), механизированная опять таки гиганская черепушка козла изо лба которой (где известно что находится внутри) вылетают экземпляры монстров. Опять две важных в дальнейшем черты - а) элементы кибернетизации б) голова является "спавнером" монстров и похоже всех их и наспавнила за время своего существования.
Всё это конечно было интересно в своё время, но вопросов возникает как это часто бывает больше чем ответов. Почему адские, в сущности, силы усилены кибернетически? Почему это не просто демоны, но еще и кибердемоны? Откуда вообще взялась Икона греха? Если это ад - то где всякие Сатаны и Везельвулы? Кто строил в аду все эти укрепления и сооружения и зачем? Конечно понятно, что ответ - так просто было прикольней для сеттинга игры. Типа "не страдайте СПГСС". Верно да. Но идем дальше...
Проходит время и появляется не менее эпохальный...
3) Quake 1
С ходу в карьер Кармак решил не переизобретать формулу, но ярко выделил в ней элементы готики. Однако основные вопросы остаются за кадром всё так же.
1. Человечество технически развито (хотя не вскрыт вопрос колонизирован ли космос и если да, то насколько, однако все предпосылки имеются. но для сюжета в данном случае это неважно и вопрос просто не освещен ни разу и никак)
2. Человечество изобретает телепортацию (см. 1.2)
3. Через телепорты хлынули монструозные мистические существа. Про ад тут уже прямо не говорится, но всё равно см. 1.3
4. См. 1.4
5. См. 1.5
6. Источником зла оказывается некий "Шуб-Ниггурат", персонаж мало того что просто мифический, но еще и изобретен никем иным как Лавкрафтом, а не народным творчеством. Отчего становится понятно почему и нет прямых отсылок к аду, как в Doom - но мистика, мистика тем не менее хлещет через край. И тут важный момент - говорится что именно Шуб-Ниггурат порождает всех этих монстров, что населили его измерение и проникли в человеческое. Естественно см. 2.2
Прямое заимствование с мелкими ответвлениями заметно не то что сразу, а вообще. Однако есть 2 важных момента: а) исчезла кибернетизация монстров. б) но в то же время замки и укрепления "иного" измерения чуть чуть но обладают механикой. готической механикой. даже не стимпанком, а тупо кольями на пружине. Но это есть. Остаётся всё тот же вопрос что был задан выше про doom - кто построил все эти замки с их механизмами?
Тем не менее заимствование настолько сильное, что какому нибудь даже начинающему сценаристу не составило бы никакого труда объединить обе линии вместе. Это я и беру на ум всегда когда рассуждаю о вселенных Doom и Quake. Они ОЧЕНЬ похожи.
4) Quake 2
И вот тут впервые появляется попытка поставить мифологию вселенных Doom/Quake на научно-обоснованные рельсы. Рельсы настолько обоснованы и научны что и вопросов особых не возникает. Однако проследим еще раз основные вехи этого сеттинга:
1. Человечество технически развито и достаёт ручонками своими космических аппаратов до других планет (см. 1.1 и 3.1) и даже звездных систем.
2. Сталкивается с инопланетной цивилизацией которая пытается человечество забороть
3. Её представители разнообразны по видовому и качественному составу (см. 1.4)
4. Она используют представителей других обнаруженных цивилизаций как своих рабов и более того эксплуатируют тела навесив зомбирующие технологии на мозг (см. 1.5)
5. Она широко использует кибернетизацию всех и вся! (см. 1.6)
Налицо опять таки тесное взаимоствование из того что было сделано ранее с тем что было придумано позже. Однако как только вселенную Quake 2 населила научность и обоснованность тут же из неё исчезла мистика и потусторонние адские измерения... Хотя и наметился важный момент объясняющий многие вещи в предыдущих частях серии - злые силы колонизировали цивилизацию за цивилизацией! Это и объясняет видовое разнообразие и вопрос "кто все эти готические замки построил в своё время". Однако смотрим дальше.
5) Quake 3
Из внимания выпадает полностью, т.к. есть лишь почти бессюжетный мультиплеер. Однако подметим что попадает под формулировку "человечество освоило космос и порталы". Больше ничего интересного тут нет. =)
7)Quake 4
Я намеренно разместил 7-ой пункт выше 6-ого, ибо так же как и 5-ый он ничего нового для вселенных в целом абсолютно не дает. Просто продолжение линии Quake 2, не более того. Занимательно только тем что за процессом пресловутой "зомбификации", знакомой концептуально с самого первого дума, мы следим из головы ГГ. =)
6) Doom 3
И вот тут у самого Кармака возникает логичное желание, которое и подстегнуло меня создать эту тему, взять первовселенную Doom 1 и выдать результат научно так сказать обоснованный.
Итак, здесь мы наконец то проясняем моменты многие.
Действительно некая потустороняя "цивилизация", хоть и будучи в своём корне мистической усваивает порабощенные расы и делает из них своих рабов.
Действительно в процессе порабощения так же были усвоены кибернетические технологии и они используются "силами ада" как свои собственные.
Появляются даже логичные обоснования почему скелет с самонаводящимися ракетами (revenant) выглядит как скелет (полупрозрачность органики на скелете в человеческом цветовом диапазоне).
И многие другие вещи, типа порождающий плазму желез в конечностях импов.
Налицо желание самого Кармака придать вселенной Doom 1 реалистичность за счёт научного объяснения многих вещей что в ней творятся.
Но вопросов всё равно после игры остаётся миллион. =)
Почему уничтоженная цивилизация марсиан нашла решение в том что всех оставшихся в живых взять и заточить в "душекуб"?
Что за цивилизация служит "источником зла"? Есть ли у неё "спавнер"-источник? Откуда она взялась? Почему получила "магические" способности?
И всё такое прочее.
Есть у кого мнения по поводу? =)
Источнег. Там, в источнике, ещё и каментов пять страниц после поста, довольно занимательных.