Если кто помнит, я как-то выкладывал историю, как я попал на север, но недописанную. Как я уже указывал, у меня ноут тогда гавкнул - и всё пропало. Потом помер батя мой, и я всё никак не мог взяться дописать из-за этого - ну так вот, я дописал.
Ехали мы долго, по субъективным ощущениям.
Быстро стемнело, мы то и дело то карабкались в гору - долго и нудно, то спускались с горы - также, долго и нудно. У нас кончилась солярка, залились из припасённой бочки. КамАЗ пока ехал и так. Опять едем, места - те же: горы, тайга...
Снова потерялся КамАЗ: кончилась-таки солярка.
- Приключения продолжаются - снова изрёк мой батя.
Вернулись, заправили, поехали.
Мы несколько вырвались вперёд, ибо гора попалась особенно крутая и затяжная, закипели у вершины, постяоли на вершине, остывая на холостых, и поджидая КамАЗ - и, попутно, наш МАЗай ужасно стал промерзать, ибо на вершине было -30. Это притом, что ещё в Брянке было около двадцати по Цельсию тепла. Пришлось закрыть шторку и включить отопитель, но он, как ни странно, не работал. Пока ждали, успели и его починить.
Отец решил спуститься и ждать там - сказал, что машина замерзает. Тронулись.
В середине спуска, дизель стал чахнуть: остыл совсем.
- Приключения продолжаются - снова изрёк мой батя.
Вылезли посмотреть.
Оказалось, мы почти потеряли шторку - её сорвало с креплений сверху, и она волочится внизу. Утеряны мелкие детали.
Привязали шторку, закрыв радиатор, едем дальше. Дизель держит температуру не выше пятидесяти.
Как только температура падает - тормозим и снова чиним шторку - да она над нами издевается просто!
Останавливались разика четыре, её срывало, по до сих пор неизвестной мне причине.
Нам это надоело - мы убрали остатки родной шторки и закрыли радиатор обычной тряпкой - это помогло. Слетать она перестала.
Разморозить дизель или радиатор мы не боялись: как и у всех прочих северян - в системе тосол, но самим мёрзнуть не хотелось, да и холодный дизель нифига не везёт...
Начался подъём, под колёсами сравнительно ровная замёрзшая изморозь, убрали импровизацию на тему шторки, дизель греется, мы едем в гору. Залезли, тут же закрыли радиатор тряпкой, и уже тут ждём КамАЗ.
Появился разгорячённый КамАЗ, встал немного поостыть.
Поужинали слегка, на часах было около трёх ночи, да поехали дальше.
Вот местность снова стала, сначала, преимущественно, забирать в гору, потом стала более равнинной, пусть и не стала лачше дорога, стали чаще появляться признаки жизни в виде более ровной дороги и более наезженной при этом колеи, и батя мой оживился. Да, сказал он, скоро приедем. Скоро, сказал он, Викторовский!
Я уточнил, что это, и получил ответ - это когда-то был посёлок, сейчас посёлка нет, но там есть развилка. Поедешь налево - в Еруду попадёшь, поедешь направо - в Калами и Северо-Енисейск попадёшь, а поедешь прямо - с насыпи дорожного полотна в речку Калами попадёшь. Я сказал "понял" и мы едем дальше.
И правда, вот он, Викторовский.
Слева от нас - не очень видимый за высоким снежным бортом холм (не очень-то и высокий, как оказалось позже), а справа у дороги, выхватываемая на поворотах фарами, странная на вид болотина: корявые, низенькие стволы, в основном берёза-осина, очень тонкая и низкая, не горы а холмы, и много, много снега. Однажды при очередной остановке я отошёл на обочину на предмет отлития лишних организму жидкостей, да так и ушёл по шею в снег - чем был изрядно удивлён.
Заметны следы давней деятельности драг: перерытая, абсолютно плоская местность, состоящая из галечника, начинающего зарастать кустарником и березняком. Тогда я, конечно же, увидел не всё, мне это описал отец - а позже я и сам насмотрелся.
Но едем дальше.
Свернув налево, едем. Наш МАЗай стал ужасно перебоить. Батя поддаёт газу, давит на него - а он не едет: кончается солярка.
Отец мой ругается - не доедем, говорит, до Еруды каких-то пять километров!
Остатки солярки, ранее, мы вылили в КамАЗ, да и он, судя по всему, тоже встанет недалече - расход топлива мы уже прикинули, и сходится так, что мы таки не доедем. Довольно скоро мы окончательно встали - а вскорости и КамАЗ не доехал до нас около трёхсот метров, хоть и выходило по оптимистическим прикидкам, что он, может быть, встанет всё-таки уже в самой Еруде. На тот момент немного пуржило, видимость была не очень. Вова позвонил, узнал, где мы, сообщил нам своё местоположение, и прибежал. Мы попытались дозвониться до своих в Еруде - но никто не ответил: все, очевидно, отметив приезд, спали. Мы решили тоже поспать - чего ж ещё нам делать...
Спать решили в МАЗае - кабина его меньше, есть шанс спать и не бояться замёрзнуть, хотя бы пару часов сна урвать. Перекусили остатками еды, кое-как разместились - и спать...
- Приключения продолжаются, спим - снова выдал батя.
На часах - около пяти утра.
В семь утра, сначала позвонил, и следом прилетел Эдик, он же Эдуард Николаич. Мы выгрузились из машин, взяли свои баулы и поехали с ним на таблетке в Еруду. И вот она, Еруда, я её увидел!
Мы проехали по всему посёлку, а перед постом вохры у карьера, свернули у указателя вправо, попав в единственную сохранившуюся часть старой Еруды. Доехав до выданного нашей фирме домика, выгрузились и пошли досыпать.
Уговаривать нас не пришлось - мгновенно упали спать и спим.
Точней, спали мои компаньоны.
Меня быстренько усадили за руль таблетки (я единственный был трезв стопроцентно: крановые мои перед сном немного приняли на грудь; упрекать их в этом трудно, дорога была не сахар), выдали знакомого с Ерудой человека, и я повёз наших штудентов-практикантов-сварщиков в контору регистрироваться, и регистрироваться, в том числе, самому. Остальные, как оказалось, там уже давно все числятся, где надо, им просто продлили пропуска. Как сейчас помню - утро, холодно, я за рулём, борящийся со сном, еду по Еруде. Мне всё в новинку, всё интересно. Сзади сидят парнишки молодые, обсуждают то, что видят. Разминулись на дороге с большим китайцем-тягачом, везущим что-то крупногабаритное, накрытое тентом.
Свернули у указателя, проехали пост охраны - сопровождавший меня сказал, что едем в РБК на регистрацию и на ТБ. Нас пропустили; машина уже имеет прошлогодный пропуск, приклеенный на лобовое стекло, но был показан новый пропуск, взятый уже заранее начальником. Спустились в долину по заснеженной дороге, проехали по долине на другую её сторону, свернули на перекрёстке и доехали до РБК. Зашли внутрь, поднялись на второй этажи и сели у какой-то двери, где меня и сморило от тепла.
Когда меня разбудили, мне выдали бумажек ворох, я их подписал и ещё немного покемарил.
Но вот меня будят и говорят - поехали. Я вышел и завёл машину, прогрел слегка, и мы поехали обратно, но по другой, почему-то дороге.
Позже выяснилось - мы поехали по дороге для карьерных самосвалов (хотя там не только они), мимо карьера, дабы его осмотреть - но поворот на него был забит грейдером, и заезжать туда мы не стали, пришлось ехать прямым ходом домой.
Там-то я и высплюсь - подумал я.
А вот фиг - сказали обстоятельства...
Наш главный, витая в винных парах, решил всё несколько иначе. Он решил сегодня же рассовать народ по должностям, так сказать. Начал он с механика. Так и сказал - а сейчас у нас состоятся выборы начальника транспортного цеха, то есть, механика.
Народ стал интересоваться, а, мол, что для этого надо?
Игорь Леонидыч, как звали начальника, ответствовал: я ещё не придумал. Я ещё думаю.
Я успел выпить чаю (меня нещадно рубило в сон), как сидящий напротив Леонидыч, озвучил свою идею.
Вызывает он всех, кто заинтересовался (кроме сварщиков и крановых, как он сказал), и говорит: - вон, видите, за окошком вмёрз в местность Литаец?
Все, дружно и одновременно, выдали разное: "видим" и "а что это?".
Он пояснил - японский микрик, на котором мы сюда приехали!
Последовл другой вопрос: - А что с ним?
Игорь сказал, что он как заглох, так его больше завести он и не смог. Кто, говорит Игорь, его заведёт и, до кучи, колесо спущенное заменит - тот и будет нашим новым механиком!
Дал он на всё про всё час.
Сначала народ кинулся менять колесо - но не оказалось баллонника на виду. Потом народ взялся садить аккумулятор.
Аккумулятор благополучно посадили.
Машина так и не завелась.
Прошло, при этом, полчаса; пробовали многие, не вышло ни у кого.
Я успел допить ещё кружку чая, заедая его сгущёнкой, знающие меня люди знают, я от неё ещё со своего БАМовского детства без ума: ночью разбуди и скажи - айда сгущёнку есть, я встану и пойду.
Я не спеша вышел, закурил, осмотрел место действия и организовал небольшую банду. Выдал двоим бомкрат и баллонник - они, как и полагается на этом микрике, сидели сзади в кармане обшивки за дверкой, ещё одного посадил за руль, а сам полез под капот.
Вызвонил мультиметром, что свечи накала, увы и ах, померли. Целой осталась лишь одна.
Кстати, масло греть не пришлось: на машине стоял котёл подогрева, блок был тёплым, а за бортом было минус восемнадцать, и масло зимнее. Стартер крутил легко, псоел замены аккумулятора.
Сменил аккумулятор, взял его на таблетке. Попутно научил народ менять аккумулятор с помощью двух проводков безразрывным способом.
Открутив резиновый патрубок от впускного коллектора (кстати, я там обнаружил, что мотору амбец), я взял портативную газобаллонную горелочку и нагрел впускной коллектор. Поставил человека с горелкой наготове подогревать впускной воздух.
Сам же, проводом от аккумулятора, стал подавать по давно усвоенной системе, напряжение на шину свечей накала.
после тщательного прогрева оставшейся свечки, поддержки нагрева коллектора, я крикнул челвоеку за рулём "давай!".
Машина взревела.
На крыльцо вышел Игорь. Человек из-за руля, гордой походкой, подошёл к Игорю, со словами "Ваш новый механик приветствует вас!".
Игорь же спросил - а кто всё организовал-то?
Орава показала на меня, мол, это он завёл машину, а парень за рулём лишь по его команде крутнул стартер.
Игорь сказал: - Смотрите, он вас всех организовал, разобрался с неисправностью, завёл машину - он и будет механиком!
Народ слегка приуныл и было озвучено, что зря они подписались на мою аферу.
Игорь лишь посмеивался в усы...
Я же показал Игорю масло на тряпке, вытертое во впускном коллекторе и сообщил, что Литаец скоро потребует капиталовложения. Мне было сказано, что это не моего ума дело, что я списал на принятый Игорем алкоголь, и меня позвали на обмывание должности. Выпив две стопки, закусив и согревшись, я стал засыпать тут же. Меня препроводили до моего койкоместа, где я, наконец-таки, и уснул.
Длинный день мой закончился.
Далее бывало много всякого - интересного и не очень, достойного освещения и не очень - но остальное потом.
©2017 John Warner