Всем доброго времени суток.
Сижу, значит, жду появления электричества (у нас прошла сухая гроза - самая опасная), читаю на телефоне ЖЖ, прочитал
комментарий камрада
guriny и захотел рассказать историю о своей первой дальней поездке на велосипеде.
Совсем сопливое моё детство прошло на БАМе, в пос. Новый Уоян, в Бурятии. Это тема длинная, и уже у меня в блоге упоминавшаяся.
Когда мне настало 6 лет, мои родители заскучали по родному дому и решили окончательно вернуться обратно домой, в Хакасскую автономную область Красноярского края, что впоследствии станет респ. Хакасия. Собирались всё лето, и в августе они у меня едва не взвывали уже по ночам.
И вот мы приехали домой, 1 сентября 1985 года. Первым впечатлением было то, что, в сравнении с глухой дикой тайгой вокруг Нового Уояна, безумными горами там, в Хакасии такие низенькие, уютные горки, и так красиво обрамляют долинки, что вообще всё как на картинке, красиво и приятно. Потом мы доехали в деревню, там мне тоже понравилось.
Меня определили в школу, и купили мне велосипед "Тулячок", и сразу же переналадили его на два колеса, научив ездить на нём.
Как только я научился сносно держаться в седле - оказалось, что эта наша гигантская, как мне показалось, деревня, на самом деле невелика; за неделю я излазил все закоулки.
Доездил до холодов, поставил велосипед в дедов гараж к Запорожцу под бок, и ждал тепла, чтоб кататься дальше.
По весне, оседлал его снова, но я подрос и пришлось велик слегка отрегулировать, и я поехал.
Правда, помер он довольно быстро - сам я чинить-смазывать ещё не умел, а взрослые не хотели. А сломалась - прокрутилась - обгонная муфта в заднем колесе.
Отец заварил механизм в колесе, вручил мне велик, но ездить стало невозможно, и я его бросил. Дед потом разрезал раму на трубки, выкусил спицы и выбросил остатки.
На всё лето я остался пешеходом.
Друзья и братья задавались и не позволяли даже прокатиться на своих велосипедах. Старшая (двоюродная) сестра, казалось, и не подозревала о моём существовании. Она была взрослая, рослая, длинноногая и ездила на Урале.
А я ходил пешком.
Но когда, в мае 1987-го, на День Рождения мне подарили велосипед Салют - моему счастью не было предела.
Я стал ездить дальше, всё дальше и дальше. Живём мы среди гор, недалеко от тайги, в степной долине, примерно овальной в профиле, со сторонами 8 на 25 километров, очень живописной. Мне очень хотелось побывать во всех её местах, и дальше тоже...
Но я был весьма и весьма мелким, самым низеньким в классе, и немного комплексовал по этому поводу. Родители успокаивали меня - они мне говорили, что в нашей семье такое бывает часто и я ещё вытянусь, что впоследствии и произошло; я с последнего места в линейке передислоцировался на второе.
Но тогда я ещё был мелким, и пацаны из моей компании меня всерьёз не воспринимали.
И вот как-то они поехали купаться летом, куда-то, меня с собой не взяли - далеко, мол, а ты мелкий.
Мне стало обидно - особенно когда родители их потом ругали - а я завидовал, ведь поехали они и правда далеко, в масштабах восьмилетнего мальчика, аж на озеро Песчанка, до которого по асфальту 15 км в одну сторону, да ещё и за железной дорогой, в другой, соседней долине...
Бывать-то я там как-то уже бывал, с родителями, но давно и однажды.
Я же не знал тогда, что если ехать не по трассе, а по степи до хутора Мысок и потом проехать под мостом железки, и немного по степи, то до Песчанки всего лишь 4 километра напрямую...
Узнал я об этом, когда напросился однажды с отцом, он работал на автокране. В тот раз он как раз в том краю столбы электрикам разгружал, и я всё и увидел, и удивился тому, что Песчанка, оказывается, рядом!
Но вот наши пацаны засобирались снова. Меня снова не берут.
Я поступил хитро - я поехали за ними поодаль. Когда деревня скрылась - я смело присоединился к коллективу. На меня поворчали, но препятствовать не стали.
И вот мы доехали, миновав две речки, до большой заводи у ЖД-моста. Я ехал замыкающим на тот момент, передо мной были камыш, осока и прочие травы. Левой рукой я отвёл траву, снова взялся за руль, но почему-то руль стал липким.
Я остановился и увидел, что камыш рассадил мне кожу на мизинце - да так, что я видел сухожилия!
То есть, кожу рассекло напрочь.
Закричал, чтоб пацаны вернулись, и они вернулись.
Показал рану, кому-то даже стало плохо.
Мой брат Серёга, разорвал рубашку и перемотал мне палец, предварительно заставив меня обоссать рану и наложить подорожник, найденный рядом.
Что характерно, боли я не чувствовал совсем, пощипало, разве что.
Пацаны мне посоветовали валить домой, но я упрямо поехал с ними; возвращаться домой было страшно. Пугало не расстояние - ибо мимо деревни я б не проехал - пугало то, что со мной сделают родители. Я почему-то тогда считал, что за порез пальца мне как минимум дадут ремня, а за Песчанку - вообще прибьют, поэтому никакого резона не искупаться, не было. О том, что домой попасть таки придётся, я не думал.
Но вот мы доехали, искупались раз, два, три, четыре - надо ехать обратно.
Как оказалось, обратный маршрут напрямки, моим друзьям уже казался коротким и пресным, и они захотели ехать по дальнему.
Надо значит надо, едем.
А у меня, спустило переднее колесо!
Пробовали накачать, шипело и всё.
И я покатил велосипед...
За всеми.
Пешком.
По дальней дороге - по асфальту.
Докатив до поворота на нашу деревню, меня ждали ещё 7 километров.
Пацаны-старшаки уже давно были дома.
А я катил велосипед.
Под вечер я прикатил его домой - там меня ждали заплаканная мама и сердитый отец.
Старшаки (на год-три старше меня) сказали, что вообще не в курсе где я и меня сегодня не видели, как мне сообщили родители.
Я честно рассказал о своей поездке. У родителей в глазах и на лицах было странное выражение - и страх за меня и волнение и, как мне показалось, некоторое восхищение.
Меня заставили помыться, обработали мне палец (утром мама пошла со мной в больницу, где палец осмотрели врачи и остались довольны им), и уложили спать. Вырубился я мгновенно.
Перед сном мама и папа мне сказали, чтоб я сделал вывод из своего трэвела, а именно:
Эти твои "друзья" предали тебя, не помогли и даже нам не сказали, что ты катишь там этот свой велосипед. Если б сказали - отец приехал бы и забрал тебя.
И то правда, подумал я и более с ними в авантюрах не участвовал. Я нашёл других друзей и участвовал в авантюрах с более надёжными товарищами.
Но это уже совсем другая история...
А колесо мы с отцом сделали на следующий же день, и я продолжил полкать по местности.
Кстати, несколько позже, когда у многих пацанов моих лет уже появились мотоциклы, я ездил на дедовом Запорожце, но, памятуя, что надеяться мне не на кого, изрядно налегал на изучение матчасти, и некоторым образом ещё в сопливой юности в этом преуспел.
Но это тоже отдельный набор историй...
ЗЫ Пишу это всё сейчас и думаю: ВОСЕМЬ лет ребёнку, в одну каску катит лисапед 15 с лишним километров ОДИН, по трассе. Катит упорно. Вокруг едут автомобили, всем пофиг, ни одна проблядь не остановилась и не помогла.
Брррр.
А шрам на пальце остался со мной на всю жизнь.