Леопард (Il gattopardo)
![](http://isohunt.com/img.php?mode=release&path=247557.jpg)
Режиссер - Лукино Висконт
В ролях - Ален Делон, Клаудия Кардинале, Берт Ланкастер, Паоло Стоппа, Джулиано ДжеммаПродолжительность - 185 минут
Год выпуска - 1963
Во времена развитого социализма такие фильмы милосердно резали на две серии и показывали раздельно. Снятый в неторопливой стариковской манере, «Леопард» утомляет. Но он настолько величав, что даже эта усталость благородна…
Фильм, снятый аристократом Висконти, написан по книге аристократа Лампедузы (именно так!) и рассказывает, разумеется, об аристократе князе Фабрицио Салине. Князья, графья, как сказал бы Владимир Молчанов… Род Салина властвует в одной из частей Сицилии, которая еще не начала экспортировать за океан бойких парней с правильными инстинктами. Идет 1859 год. Войска Гарибальди высаживаются на Сицилии, берут Палермо. Новая жизнь надвигается со страшной силой. Глава рода Салини, дон Фабрицио по прозвищу «Леопард», действует по принципу предков: «Если хочешь сохранить старое, прими новое». Выходит не очень…
Удовольствие, получаемое человеком в жизни, бывает разного рода. «Леопард» не гарантирует его вовсе. Но вряд ли его создатель намеревался кого-то удовлетворить. Люди, подобные Висконти, плевать хотели на мнение окружающих. Их интересует только соответствие себе. Работа, которую они делают, должна приносить удовольствие прежде всего им. Если при этом возникнет резонанс со зрителем - прекрасно, но как побочный эффект, не более. Именно в таком отрицании окружающей среды и возникают настоящие произведения искусства, от которых иногда хочется повеситься, не то что удовольствие получить.
С «Леопардом» все-таки проще. Он не оптимистичен, ни в коем случае, но и не беспросветен. Он показывает смерть прекрасного, пышного мира, воссозданного с изумительной яркостью - но старый мир всегда умирает, и нам, похоронившим уже несколько их, должна быть абсолютно ясна неизбежность процесса. «Леопард» не приносит удовольствия, но заполняет душу - ту ее часть, которая создана для тоски и грусти. Висконти невыразимо сожалел о потере блистательного аристократизма Италии - и его сожаление столь сокрушительно, что зритель, не в силах этому противиться, начинает искать соответствие его тоске в своем жизненном опыте. И находит, а как же. Что нам, тосковать не о чем?
И все же, в целях самосохранения, я бы разбил просмотр на две части. Здоровее будете, честное слово!
Оценки
Общая - 8
Режиссура - 10
Сценарий - 7
Зрелищность - 8
Актерская игра - 8