Для кого-то в "Коротких встречах" главное - то, что есть Высоцкий. Для моего друга Игоря Галкина Высоцкий - дело десятое. Главное для него - то, что это Кира Муратова. О чем он и пишет в своей изящной, по обыкновению, рецензии...
Короткие встречи (СССР, 1967)
![](http://cccp-film.ru/images/korotkie-vstrechi-1967/4d05242bd0fe9.jpg)
Режиссер - Кира Муратова
В ролях - Кира Муратова, Владимир Высоцкий, Нина Русланова, Лидия Базильская, О. Викланд, А. Глазырин, В. Исаков, Т. Мидная
Первый фильм, снятый классиком самостоятельно, без изнуряющих споров (это я юродствую и фантазирую) с мужем и соавтором двух предыдущих фильмов, ныне знаменитым Александром Муратовым.
Но применять расхожий термин шоу-бизнеса «in begining» мне сейчас не хочется. Из «Коротких встреч» никак не просматривается не то что «Второстепенные люди», но даже и «Долгие проводы» (1971).
Разве может показаться, будто мнимо обнаружен росток неиссякаемых муратовских повторов слов, фраз, монологов. (Если в последующих фильмах эта особенность носит психопатологический окрас, то здесь, в некотором роде, сатирический. Общественно-издевательский. Героиня, скажем, должна подготовить доклад для совещания. Но сознание сопротивляется казенному, не по своему желанию тексту, и героиня минут пять обреченно твердит: «Дорогие товарищи… Дор. товарищи…»)
Уточню, это - уже вполне муратовский фильм. Но это фильм, в котором еще нет фирменных особенностей Муратовой. Как можно уже было заметить, я люблю сочинять собственные киноведческие термины и составлять собственную историю кинематографа. Вот форму подачи материала и идей из фильмов, подобных этому, я бы назвал «задумчивым кино».И оно совсем не редко встречалось в те времена (плюс-минус 10 лет от года выхода «Встреч»).Так снимал француз Эрик Ромер, швед Ингмар Бергман, американец Орсон Уэллс, и даже итальянец-комедиограф Дино Ризи периодически изящно «задумывался» посреди своей карьеры непревзойденного весельчака.
Это похоже на то, как творческий человек ищет «чем бы себя занять» в периоды усталости от основной работы. Вытаскивает какой-нибудь ящик, полный порыжевшего от времени барахла, высыпает все на пол и принимается ковыряться в этой груде сувенирного и канцелярского мусора. Что-то комкает, что-то откладывает далеко в сторону, а что-то укладывает в организованные груды перед собой. И вдруг нечто начинает складываться в творческой голове, прорисовываться - если и не сюжет, то хотя бы пока маломощная историйка…
В «Коротких встречах» две женщины ДУМАЮТ об одном и том же мужике. Воспоминания у них, разумеется, разные. Но это и хорошо. Из разнородных, разнокалиберных фрагментов выкладывается мозаика жизни кого-то третьего. Того, кто в самом действии отсутствует. Хотя его проекцию мы видим, и постепенно узнаем его норов, особенности и биографию. Короче, объясню по-современному (иногда это очень удобно): в oн-лайне героя нет, поэтому часто приходится открывать в новых окнах ссылки и архив…
А чего? Действительно удобно, кратко и емко… А заодно начинает объяснять - почему этот, совершенно безобидный фильм на долгие годы был помещен в спецхран, на пресловутую «полку». Но подробнее на эту тему - чуть ниже…
Я, вообще-то, не могу сейчас смотреть советские фильмы той поры. Я все это ПОМНЮ. Моя мама тогда была во многом похожа на Муратову, а молодые соседки, сюсюкавшие со мной, чем-то и в чем-то похожи на Русланову. Мой отец руководил точно такими же стройками, но в его домах всегда шла вода (я лично проверял - не из въедливости, конечно, а чем же еще заниматься пацану на стройке?). Я помню эти шали, чернильные ручки, первые боббинные магнитофоны, ассортимент продуктов, над которым иронизировал герой Высоцкого. У меня комок стоит в горле… Я после такого фильма могу уйти в запой.
Это было легендарное время споров «физиков» и «лириков». В смысле - «кто более для истории ценен». Так что Высоцкий со своей гитарой оказался весьма кстати… Сейчас, ретроспективно, меня многое раздражает в эстетике той эпохи: дурацкие прически, примитивный юмор спивающихся итээровцев, плесневый налет диссидентщины на всем и вся… Но это не имеет никакого отношения к природе фильмов Муратовой - разве что к их неизбежному фону, вроде как полосы оставшиеся от свежеокрашенной лавочки на плаще. А сама Кира Георгиевна - женщина экзистенциальная… Я где-то уже писал, но сейчас снова повторю: у нее разные разъемы с окружающим миром!!!
Тогда почему, все-таки, тихий «Короткие встречи» на многие годы лег на полку? Да наверное просто с перепугу!
Из всех запрещенных в советское время фильмов (а их, вопреки демократическим воплям, считанные единицы) я лично отправил бы на свалку только развязную «Интервенцию». А остальные «прикрыли» явно с перепугу перед первыми же признаками нестандартности. Что позволено Бергману, туда Одесская киностудия не лезь! Муратова «недиалектически» опередила неспешное советское время на пару съездов КПСС. Рваное, неклассицистское повествование. Изображение и диалог «живут» каждый своей отдельной жизнью. У нее даже титры с выкрутасами: в начале - «Нина Русланова», чуть позже «Л. Базильская, …», а под конец вообще народ без имени - «Иванова, Медвинский, Немоляева». Ну да, советская Светлана Немоляева, а будто какая-то Арлетти в фильме какого-то Гремийона… (И Высоцкий некстати «блатные» песни запел именно в этот период…)
В общем, много модернизма для советского кинопродукта 1967 года оказалось. А других причин для запрета, которые стоит принять во внимание, я представить не в силах.
Оценки
Общая - 8
Сценарий - 9
Зрелищность - 5
Актерская игра - 8