Все эти вещи...

Sep 12, 2012 18:58

Фильмы, в которых ничего не происходит, как правило, сделаны режиссером для себя. Есть такая закономерность. Но иногда они могут еще и задеть посторонних. Вот мой друг Игорь Галкин, например, совершенно без ума от "Сталкера"...

Сталкер (СССР, 1979)


Режиссер и главный художник - Андрей Тарковский
Композитор - Эдуард Артемьев
В ролях - Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Алиса Фрейндлих, Наташа Абрамова

Советская власть не очень баловала любителей фантастического жанра. И когда в 1979-м году прошел слух, что на экраны выходит аж экранизация Стругацких, то в кинотеатрах начался ЛОМ. (Я не знаю временных и географических границ распространения этого жаргонизма и на всякий случай поясню - это от слова ЛОМИТЬСЯ или ЛОМАНУТЬСЯ куда-либо, произошедших, в свою очередь, от ВЛОМИТЬСЯ, НАПРОЛОМ…) Но ажиотаж схлынул буквально через два дня. Один мой знакомый «ломанулся» в первый же день и вечером счел необходимым предостеречь всех, кого смог. «Там, - говорит, - три мужика три часа куда-то идут. А вот пришли они туда, куда шли, или нет - я так, короче, и не понял». Ничего себе фантастика! Мне тогда было 16 лет, и я так, короче, на «Сталкера» не пошел. А когда посмотрел его впервые лет через 6, то понял, что знакомый изложил суть фильма вполне адекватно…

Со сценарием фильма, как всегда у Тарковского, были проблемы. Заявленные в титрах «Аркадий и Борис Стругацкие («По мотивам повести «Пикник на обочине»)» долгие годы потом возмущались то самоуправством худсовета, то неуважением к их труду режиссера, отрекались от показаний, сочиняли новые версии, и снова клялись на имени Яхве… Но меня, честно говоря, в данном случае совершенно не волнуют творческие и административные разборки тех времен. Потому что получившийся в конце концов фильм уже пару десятилетий входит в тройку моих самых любимых произведений киноискусства, которые я могу пересматривать бесконечное количество раз (хотя, разумеется, делаю это редко).


Стругацким, впрочем, не стоило винить Тарковского. После завершения съемок разыгралась настоящая, тут другое слово трудно подобрать, трагедия. Практически весь отснятый материал был безнадежно испорчен во время проявки пленки. Однако, самообладание Тарковского достойно восхищения. Он заявил, что хочет сделать фильм двухсерийным, выбил бюджет еще на одну серию и снял на него фильм продолжительностью в два с половиной часа! Вот это, я понимаю, творческий подвиг!

Именно этим, наверняка, обусловлен художественный минимализм «Сталкера», чьи выразительные средства скупы и скудны даже для такого творческого аскета как Тарковский.

От «Пикника на обочине» в фильме осталось только три слова: «сталкер», «мясорубка» и кличка «Дикобраз». Лично я высмотрел и почувствовал в фильме гораздо больше заимствований из другой книги тех же авторов - «За миллиард лет до конца света» (или как там?..) Но это субъективно… В 79-м мой знакомый, как я уже написал, вполне точно изложил суть дела - три мужика куда-то идут и сильно при этом нервничают.

Фильм слишком известен, и даже краткий его пересказ наверное излишен: Сталкер, Писатель, Ученый - Зона - Комната, где исполняются желания. (Написал и аж передернуло - «Властелин колец» какой-то получается…) Впрочем, любая конкретизация в отношении фильмов Тарковского выглядит, по меньшей мере, наивно. У него все и вся символично и многозначительно (или многозначно).

Сколько бы раз я не пересматривал «Сталкера», я всегда смотрю его БЕРЕЖНО, я все время боюсь что-то упустить, мне все время КАЖЕТСЯ, что раньше я все-таки что-то не досмотрел, недослышал… Весь фильм построен на очень тонкой эстетической игре оттенков цветов, звука, редких фраз, мимики, подбора и расположения случайных казалось бы предметов… И все это мерцает, переливается, шевелится, пульсирует в абсолютной сюжетной пустоте. Это наилучшим образом охарактеризовал сам Тарковский, фразой одного из героев - Писателя: «Все это какие-то неуловимые вещи…»

Да, я отдаю себе отчет в том, что ПУСТОТА может производить впечатление ГЛУБИНЫ; в том, что в «Сталкере», на самом деле, никакой глубины-то и нет - в отличие от ржавой бочки, в которую бросил камень тот же Писатель. Но мне это безразлично. Повторюсь снова - мне нет никакого дела до многолетней давности обид братьев Стругацких (тем более, до истерики Станислава Лема по поводу «Соляриса»). Меня эти фильмы ЗАВОРАЖИВАЮТ, гипнотизируют, околдовывают - и довольно того…

В который раз прибегну не к оценочным, а к образным сравнениям, к «неуловимым вещам»… Мне, например, безразлично - красива ли на самом деле женщина, которая начинает мне нравиться, или нет. Если я чувствую, что она меня околдовывает, завораживает - я счастлив и безмятежен…

Оценки
Общая - 10
Сценарий - 10
Зрелищность - 10 (говорю же, завораживает…)
Актерская игра - 10 (минус жеманство Кайдановского)






авторское кино, советское кино, элитарное кино от галкина

Previous post Next post
Up