Выдающийся балаган

Aug 11, 2012 13:34

Любить жизнь - уже хорошо, уже редкость. Уметь рассказать об этом так, чтобы жизнь полюбили другие - вовсе уникальное качество. Мой друг Игорь Галкин с восторгом рассматривает такого специалиста и один из его шедевров, блистающих, как новогодняя елка.

Французский канкан/ French cancan (Франция-Великобритания, 1955)


Режиссер и автор сценария - Жан Ренуар
В ролях - Жан Габен, Франсуаза Арну, Мария Феликс, Жан-Роже Коссимон, Джанни Эспозито, Валентина Тессье, Мишель Пикколи, Эдит Пиаф (cameo), Паташу

Я уже высказывал желание несколько расширить рамки этой рубрики. Со временем это стремление становится все сильнее. Например, я считаю пока неуместным писать здесь о Рене Клере, Клоде Лелюше, большинстве фильмов Джозефа Лоузи - а они стоят этого! Я не стану апеллировать к Сильверу, чтобы он менял мой бренд - просто будем иметь в виду, что после «Элитарное…» (это, кстати, вовсе не я некогда предложил) можно добавлять что-нибудь, вроде «… и прикольного» (нет, тогда придется обращать внимание на невменяемого Гиллиама), или «… и высококлассное» (тоже нет, тут придется отдавать дань уважения высокопрофессиональному занудству Франко Дзеффирели последних лет 25-ти)… В общем, пусть каждый сам для себя подставит нужное слово после «и …». А начнем мы с Ренуара периода «Ола-ла-ла!» (см. мою классификацию его фильмов в «Великой иллюзии»).

Вспомните один фрагмент из «Амели». «Стеклянный человек» выговаривает помощнику зеленщика: «Что ты заладил - принцесса Диана, принцесса Диана…» И, воздев руки в сторону картины: «РЕНУАР!!!»

Там говорилось о Renoir-papa, а я готов сделать такой же жест в отношении сына-кинорежиссера. (О котором до недавнего времени бессовестно не писал.)

…Многие из вас могли заметить, что в мире кино иногда происходят обескураживающие вещи. Сидят там себе, сидят, делают в год по 5-6 ремейков черно-белых детективов - и вдруг как с цепи срываются, начинают на грани истерики - кто раньше?! - штамповать похожие истории - то к годовщине либо открытия Америки, либо отрезания уха Ван Гогом, а то во как припрет сразу нескольким странам экранизировать «Опасные связи» Шадерля де Лакло.



«Французский канкан», по-видимому, из первых образцов подобных истерик… Я в те годы еще не родился, а даже если бы и родился, то это все равно произошло бы в СССР, где буржуйские «капсоревнования» вряд ли обсуждались бы на страницах «Правды» и «Огонька»…

Дело в том, что двумя годами раньше Джон Хьюстон снял нечто подобное, под названием «Мулен Руж». Опять же - приперло двум суперкинодержавам  в первой половине 50-х затосковать об эпохе респектабельных стриптизов. (Разве что где-то в тех годах прогрессивное с понтом человечество отмечало 65-летие открытия этого самого «Мулен Ружа».) Первыми были американцы (как на Луне, и вообще…) Не могла же Франция остаться без ответа…

Фильмы, понятное дело, сильно разнятся. Хьюстон снял минорную историю о нелепой истории любви Тулуз-Лотрека, чьей единственной отдушиной в жизни был «Мулен Руж». А вот о работе Ренуара столь однозначно сказать трудно. Потому что это отнюдь не «худ. фильм». А ФЕЙЕРВЕРК!..

Абсолютно ничего худого не хочу и не могу сказать о Хьюстоне и его фильме. (В 40-60-е это был мощный талант, который в следующие пару десятилетий перемололи голливудские примитив и слащавость.) Просто Ренуар в те годы безошибочно нашел выигрышный стиль - «о-ла-ла!», стиль фейерверка. Он (стиль) был невероятно игрив, воздушен, совершенно недиалектичен. Эжен Лабиш с кинокамерой, право…

Это история об идее «Мулен Ружа», строительстве оного и, наконец, премьере. Не все шло гладко, будем откровенны, не все…))))  А иначе что за волнующая история? А тут тебе интриги, банкротства, новые меценаты, служебные и неслужебные романы, девки юбки все время задирают, показывая молодые ляжки, песенки, потасовки a la Чарли Чаплин (под оркестр!) - прелестнейшее кино! Magnifique!

В те годы (я недавно читал в одной старой книге) кинокритики сильно опасались, что анахроничные взгляды и методы Ренуара сослужат плохую, тормозящую службу французскому кино (а был он редкий здоровячок и на покой никак не желал). Да! - пластика, яркие образы, буйство красок, прямолинейность характеров и фабулы - это хорошо. Но тем самым он тащит зрителя обратно в прошлое - в театр, в мир ярмарочных картинок и «волшебных фонарей». А мы, мол, должны наш новый киномир построить…

И Ренуар не просто затащил, но и, повернувшись, сказал: «Тьфу на вас!..»

Он снимал как дышал. В его фильмах нет ничего нарочитого, «сделанного», ничего - с усилием, с подгонкой. Сейчас вот смотришь Содерберга, и видишь где-то за экраном мальчика с задержками в умственном развитии, пытающемся складывать паззлы… Смотришь фон Триера, а видишь тролля, складывающего матерное слово (да еще и русское) из кубиков сухого льда…

А Ренуар словно выбежал из бани (русской же…) на морозец, выдохнул да зычно гаркнул: «За…бись!!!» Выдохнул - получился фильм! (И побежал обратно, к водке и распаренным ядреным девкам…)

Это в самом деле высококачественнейшая работа. И не просто работа суперпрофессионала, а то, что называют «от Бога»... (Смысл этого выражения в применении к кино я пытался сформулировать (пытался…) в отзывах на фильмы Карне и Бунюэля… Мне с грустью сейчас думается, что после смерти Стенли Кубрика такой феномен в кино больше невозможен. Спилберг, Скорсезе, Тарантино, всякие «Матрицы» и «Аватары» до того загадили почву, что рекреация, естественное воспроизведение уже исключено.)

Продолжу, однако, то, что собирался писать после слов «…от Бога». И, наконец, завершу. В те годы снималось невероятное количество такого кинопродукта. Но в силах ли мы вспомнить, назвать хоть что-нибудь сопоставимое, что-нибудь выдающееся в этом жанре, что-нибудь столь же феерическое? Я, кроме «Поющих под дождем», назвать не в силах…

Оценки

Общая - 9
Сценарий - 9
Зрелищность - 10
Актерская игра - 9







мюзикл, европейское кино, элитарное кино от галкина

Previous post Next post
Up