Дело было в армии...

Feb 19, 2012 18:37

У моего друга Игоря Галкина тоже было детство. И в детстве своем он смотрел совсем другое кино. Но потом он пошел в армию, и посмотрел Тарковского. А потом посмотрел еще. И все...

Иваново детство (СССР, 1962)


Режиссер - Андрей Тарковский
В ролях - Николай Бурляев, В. Зубков, Евгений Жариков, С. Крылов, Николай Гринько, Дмитрий Милютенко, Валентина Малявина, И. Тарковская

Первый раз «Иваново детство» я посмотрел (это вообще был первый увиденный мною фильм Тарковского) в армии. Представляете, бойцы ждут чего-нибудь с веселой музычкой и голыми девками, а им - Тарковского!.. К середине фильма половина батальона находилась на затяжном перекуре. Мне не очень-то понравился этот фильм, но некоторые кадры и сцены меня тогда поразили и вынудили сидеть в зале до конца - ведро, падающее в колодце, сумасшедший старик, ищущий гвоздь в развалинах, умопомрачительная березовая роща… Во всяком случае, это разительно отличалось от того, что я смотрел дома. А дома вершиной кинематографа для меня были «Корона российской империи» и «Большие гонки».

За время моей тогдашней «культурной» изоляции в стране появилась сеть киноклубов. И вскоре после возвращения я увидел на афише одного из них название «Андрей Рублев»… Так что Тарковского я смотрел строго в хронологическом порядке, хотя и с изрядным опозданием - родился я после «Иванова детства». Вот после «Рублёва»-то я стал смотреть уже совершенно иное кино, нежели раньше. Хотя и сейчас люблю, хмыкая и ухмыляясь, пересмотреть и «Корону…», и «Комиссар полиции обвиняет», и фильмы с Бельмондо (А шо?! Бельмондо - это святое! Он - мой любимый актер, хоть вы тресните!..).

Полнометражный дебют Тарковского снят по рассказу Владимира Богомолова «Иван». Автор, вместе с Михаилом Папава, прописан в титрах и как соавтор сценария. На самом деле, как и во многих советских фильмах, мы имеем дело с небольшой подтасовкой. Богомоловский сценарий лежал на «Мосфильме» несколько лет, все время что-то заклинивало… И когда рукопись вручили дебютанту, Тарковский (по его словам) понял, что с этим работать невозможно. Вместе со своим корешем, Андреем Михалковым-Кончаловским, он в короткие сроки сценарий радикально видоизменил. Но из уважения к фронтовику-орденоносцу (Богомолов) и лауреату Государственной премии (Папава) в титрах сохранены фамилии авторов первого варианта. (А Кончаловский поучаствовал в фильме и как исполнитель третьестепенной роли, причитал что-то фамильным михалковским противноватым голоском.)

Теперь о том, почему этот фильм мне не нравится. Нет, не потому, что он ранний и «не очень зрелый». Я просто не люблю военные фильмы, не люблю и не смотрю. Впрочем, «Железный крест» или «Спасая рядового Райана» - запросто. Я даже получил эстетическое удовольствие, глядя как самоотверженные немцы делали дырки в головах наших лицемерных союзников в «Спасая рядового Райана». А вот «В бой идут одни старики» или «Они сражались за Родину» я смотреть НЕ МОГУ. Комок стоит в горле… Только поэтому и не смотрю.

Во-вторых, меня всегда коробил чрезмерный (до гротеска) антифашистский пафос «Иванова детства» (повторяю - ЧРЕЗМЕРНЫЙ). Хотя я отдаю себе отчет, что в 62-м году иначе поставить фильм было невозможно.
И, в-третьих, меня всегда раздражал актер Николай Бурляев. На примере «…Детства» прекрасно видно, что он еще с пубертатного периода был наглым и самовлюбленным продуктом Господним. (Даже удивительна его роль в «Военно-полевом романе»…)

Но отчасти будет уместен разговор и о некой незрелости фильма (снова повторюсь - «отчасти» и «некой»). Может Тарковский здесь и не при чем - все-таки дебют, все-таки 62-й, все-таки Богомолов… Но я не могу сформулировать это менее грубо, нежели: «Тарковский в эмбриональном состоянии»…

Хотя здесь уже есть то, что я считаю главным в Тарковском. Снова скажу грубо, но это очень точное словцо - ОТМОРОЖЕННОСТЬ. Можно корректно и интеллигентно - отрешенность.

Такого нет НИ У КОГО, даже у суперотмороженных Бергмана, Антониони и Вендерса. В «Ивановом детстве», впрочем, режиссер лишь чуть-чуть приподнялся над землей, буквально привстал на цыпочках. И затем с каждым фильмом он все больше и круче набирал высоту, все сильнее и сильнее проявляя свою надмирность. Это даже буквально, зримо отражено в его работах. Дебютный «Иваново детство» начинается с полета Ивана во сне. Дальше - отчаянный мужик на воздушном шаре в «Рублеве», а героини «Зеркала» и «Жертвоприношения» и вовсе парят, зависают в воздухе… Все это, впрочем, будет позже.

А «Иваново детство», как бы там ни было, лично для меня навсегда останется советским фильмом о войне, начиненном неожиданными сценами - кони, хрустящие яблоками, почетная грамота, укрепляемая на развалинах безумным стариком, умопомрачительные березы…

Оценки
Общая - 7
Сценарий - 8
Зрелищность - 8
Актерская игра - 7







советское кино, военное кино, элитарное кино от галкина

Previous post Next post
Up