Плагиат - это нехорошо. Но есть такие плагиаторы, которые умеют инкрустировать украденное до неузнаваемости, придав ему свое, авторское звучание. Мой друг Игорь Галкин изучает один из примеров благородного мошенничества в исполнении Тенгиза Абуладзе.
Лурджа Магданы (СССР, 1955)
Режиссеры - Тенгиз Абуладзе, Резо Чхеидзе
В ролях - Дудухана Церодзе, А. Кванталиани, М. Борашвили, Л. Моисцрапишвили, Н. Чиквинидзе, К. Саканделидзе, А. Васадзе, Александр Омиадзе
Абуладзе, с моей точки зрения (и эту точку зрения ничто не поколеблет), относится к числу тех редких талантов, которые, будучи подражателями по сути (психологически-конституционной сути), тем не менее умудряются создавать достойнейшие произведения. Это очень редкое явление в сфере искусств. И потому заслуживает внимания.
Если (как я считаю) «Мольба» напоминает Пазолини, а «Древо желания» большими фрагментами - Феллини, то «Лурджа Магданы» - это несомненный перепев раннего неореализма. Мне почему-то этот фильм напомнил «Трагическую охоту» (1947) Джузеппе де Сантиса, хотя между ними очень мало общего. Да плюс еще Куросаву 50-х. В течение нескольких дней, вместе с «Лурджей…», я пересматривал старые работы Акира-сан - и поразился идентичности этих старых улочек, стен из толстых стеблей, луж, согбенных, ковыляющих фигур. Более ничего общего (как и с неореализмом), а смотришь словно вторую серию. Вроде бы просто «картинка» сходная, но еще и какой-то фантом затхлости, зябкости, придавленности одолевает, все пять чувств одинаково реагируют во время этих фильмов.
Не знаю, кто из режиссерского дуэта «Лурджы…» за что отвечал и на чем настаивал, но этот тандем считался в советском кино уже устоявшимся, вроде Наумова и Алова. (Ранее грузинские режиссеры сняли два документальных фильма.) И когда в этом же году Абуладзе самостоятельно поставил документальный же «Дмитрий Аракишвили», все удивленно спрашивали: «А где же Чхеидзе?», на что Абуладзе неизменно отвечал нечто вроде: «Каждый из нас почувствовал себя самостоятельным».
Абуладзе, мне кажется, был «носом», «обонялищем» этой пары. Он чутко улавливал все новейшие, прогрессивные веяния киноискусства, что и делало их работы весьма заметными.
Самостоятельность Абуладзе проявилась уже в этой работе, которая несет в себе очень много черточек, позже ставших маркерами его фирменного стиля…
Пока я не увидел фильм (и не прочитал ни единой рецензии на него - и до сих пор, кстати, не единой не отыскал), я все гадал, что же такое ЛУРДЖА и что такое МАГДАНЫ. Даже предполагал неправильные ударения. И с облегчением вздохнул, узнав, что Лурджа (ударение на первый слог) - имя ослика, а Магдана (на второй) - имя несчастной бедной вдовы, у которой на руках трое детей. Других облегчений, кроме филологического, больше не было.
Хотя фильм идет всего 67 минут, смотреть его рекомендую только людям с очень крепкими нервами или людям совершенно равнодушным. Здесь даже более эмоционально, более надрывно, чем в фильмах неореалистов показаны нужда, непосильный труд, слезы, несправедливость. Здесь более контрастно показаны пришибленные бедняки и надменные презрительные буржуа. Правда, у итальянцев «голубая кровь» обычно с красивыми физиономиями, а в советском кино кровопийцы практически всегда обладают гротескной, отталкивающей внешностью.
Вот именно такой зажиточный торговец углем почти до смерти запостил и загонял одного из своих осликов. А когда тот упал почти бездыханным, велел работнику просто сбросить скотинку в овраг. Работник не стал этого делать… Деревенская семья выходила Лурджу, но счастье бедняков, обретших неожиданного помощника и любимца, естественно, не могло быть долгим.
Конечно, это 55-й год, это соцреализм с его несколько шаржированными образами злодеев, с его гипертрофированной символикой (например, молнии и раскаты грома в тот момент, когда обижают бедняка). Но все это второстепенно. Если даже вопреки всей этой патетике и мхатовским вычурным диалогам вас не охватит тоска и чувство злобы, значит вы, действительно, человек безнадежный.
Оценка
Общая - 7
Сценарий - 8
Зрелищность - 7
Актерская игра - 8