Машина фельдфе́беля Хайнца Бэра, сентябрь 1940 года, Пиан
(
немного об асе)Сегодня, пожалуй, ни один моделист не упускает возможность отрицательно отозваться о качестве продукции компании ICM. Я же от такого шага воздержусь.
Данную модель я решил строить в качестве поддержки в GroupBuild -
конкурсе, закончившемся на днях.
Что же определило мой выбор?
Во-первых, до этого я не строил модели самолётов немецкого производства. Во-вторых, меня ограничивало время, и, имея возможность, я просмотрел содержимое нескольких коробок в магазине. Главное, на что я обращал внимание - количество деталей - искал модель попроще. В-третьих, окраска - хотелось что-то оригинальное. Да и внешне… тут ведь кок винта "дырявый" :-)
Оправдались ли мои ожидания? Давайте посмотрим. Я не буду здесь выкладывать все фото, сделанные по ходу стройки - всё есть в
моей теме.
Итак. Открыв коробку, посмотрев содержимое, я поставил себе цель: избежать применения шпатлёвки. Такое мне пока удаётся при сборке "японца" от этой же фирмы (Ki-27). Далее было решено - никаких извращений с кабиной пилота - обойдусь ремнями. Ведь у меня очень мало времени. А вот покраске и её достоверности попытаться уделить больше внимания.
Выбор прототипа был недолгим - им стала машина Хайнца Бэра (Heinz Bär, уж насколько я выучил немецкий, но уверен - его фамилия произносится именно так) - уж очень привлекательно смотрится жёлтый капот. Далее я связался с Мансуром Мустафиным (
modelist) (по подсказке Никиты Донцова (
avianikitoss)), который подтвердил верность схемы окраски у ICM. Также уточнил некоторые технические нюансы. Мансур подтвердил, что у Bf -109 по верху и низу фюзеляжа от кабины и до киля имеются продольные швы, которые на чертежах то пропадают, то появляются. К тому же их иногда не замечают по причине совпадения с осевой линией при виде в плане.В данной работе впервые попробовал использовать смывку как фильтр на внутренних поверхностях. Это дало интересный эффект в сочетании с осветлением базовой краски.
Воспроизводя тот самый продольный шов, изрядно перестарался - снял с деталей пластика больше нужного. Итог - шпаклёвка, но самую малость. (на втором фото видно, что осталось после зашкуривания)
Пожалуй, надо рассказать о стыкуемости. Она отличная, но не великолепная. За фонарь скажу позже.
Примеряя половины фюзеляжа, друг к другу, обратил внимание на небольшой изгиб и кручение в носовой части. Там же обнаружилось и несоответствие ширины моторного отсека с нижней деталью, являющейся крышкой (дет. А16) радиатора - она шире фюзеляжа. Исправил, пластиковой вставкой. Сам же фюзеляж склеивал поэтапно, начиная с хвоста. Таким образом, избежал изгиба, кручения и неточности стыковки в районе кабины и моторного отсека.
Кстати, "шайба" (дет. А26), в которую вставляется пропеллер, тоже подтверждает зауженность низа носовой части фюзеляжа.
Не вызвал претензий хвост. Руль направления и стабилизаторы встают на свои места превосходно при минимальной подгонке с использованием ножа. Единственное замечание к откосам. Сами они слегка коротковаты. Хотя и места их установки на фюзеляже заглублены. Легко исправилось кусочками пластика, утопленными в эти углубления.
По крыльям серьёзная претензия к задним кромкам. Они не то чтобы не острые, но имеют толщину от 0,5 до 0,8 мм. Это зеер шлехт. Как лечить? Заменой элеронов и закрылков, ибо они сделаны цельной деталью с верхними половинами крыльев. Сточить тут не получится - крайне сложно потом восстанавливать рельеф этих плоскостей. Я лишь слегка подточил углы и заусенцы (тем самым несколько скруглив заднюю кромку, что уже не так сильно бросается в глаза), которые показывают, что пресформу серьёзно повредили.
Стыковка крыльев с фюзеляжем просто изумительна! И в моём случае, не познавшая шпаклевания. Хотя признаюсь - один нюансик имелся в нижней части, там, где центроплан переходит в хвостовую балку.
Серьёзного ремонта требует винт. Точнее его ось. Она смещена примерно на 0,5 мм, что уже не позволяет свободно вставить винт на своё место без операционного вмешательства. Лечится срезанием оси, сверловкой детали А28, через деталь А26, которая выступает кондуктором. Дальше вклеиваем ось на новое место. Хотя винт можно установить на модель без оси на клей.
Фонарь. Его надо менять... Впечатление такое, что все три детали от разных моделей. Нет совпадений по размерам. Если передняя часть ещё относительно хорошо встаёт на модель, то заднюю надо наращивать по задней скошенной кромке почти на 0,6 мм. Средняя часть не лезет ни в какие ворота. Она и шире и не параллельны передний торец с задним. Поэтому я его изобразил открытым (уже в самом окончании работ). На этом так же настоял дружище Сергей (
ak_kedul) - так говорит, зрелищнее.
Окраска. Получил большое удовольствие от процесса - впервые использовал краски от Vallejo. Красил аэрографом. Лишь только капот и руль направления с коком винта окрашены в АКАН.
В плане соответствия оттенков краски полностью доверился производителю. Но про высветление краски не забывал.
Грунт от Тамии нанёс совсем немного, только чтоб дать краске сцепление с пластиком и уберечь себя от поднятия краски скотчем.
Потом слой глянца от Тамии. И вот мы подошли к больному вопросу - деки ICM. На
своей страничке ВКонтакте я уже показывал, как у меня пошёл процесс. И когда я добрался до свастики, коей нет в наборе, то "познал истину". Порывшись в запасниках, нашёл два листика с деками - один из набора Maquette (Bf -109 G-10), а второй от "Бегемот"
Первая… капец! Ещё на стадии размачивания картинка стала историей. Видать, время взяло своё.
"Бегемот" подарил мне незабываемое удовольствие от собирания паззла. Но качество деки на уровне. Правда для гарантии и "провисания" деки в расшивку, я её приварил спиртом.
Что имеем? В наборах ICM попадаются декали разных производителей. Откуда знаю? Деки в моём наборе по прочности превосходят даже "Бегемот". Чьи они? К тому же практически не требовали приварки. Хватало и продавливания зубочисткой и прокатывания ватной палочкой ещё не просохшей полностью деки. Для пущей же уверенности я перестраховался Тамиевским Марк Фитом. За всё время стройки, между прочим, я устал только именно от декалей - технички там прилично! И что радует, почти все надписи хорошо читаемы!
На этом же этапе пролил расшивку коричневым цветом, используя масло на разбавителе №4. Дальше слой "мата" от АКАН из "нитросерии". Хороший лак - даёт очень тонкий слой и убедительную матовую поверхность, быстро сохнет.
Фильтр.
Ранее уже было некоторое обсуждение по этому вопросу.
Приготовил смесь светло-серого цвета с лёгким голубоватым оттенком, опять же, используя масляные краски, и мягкой широкой кистью нанёс её на поверхность модели. На просушку для перестраховки отвёл день.
Потом попытался нанести на верхние поверхности крыльев коричнево-зелёный фильтр. Но во время этой операции предыдущий начал растворятся. Чтобы не наносить для предохранения ещё слой лака, тем самым, оттягивая окончание работ, решил совершить ход конём. Развёл жидко акриловую краску и испробовал такой вариант фильтра. Получилось. Таким образом, удалось вернуть верхним плоскостям крыльев нужный оттенок - светлый фильтр слишком высветлил и без того осветлённые краски камуфляжа.
Кстати. Светлый фильтр свёл на нет старания по проливке расшивки. Пришлось кое-где её восстанавливать.
На будущее сделал вывод: сначала фильтр - потом расшивка. Но опять же по ситуации. А возможно у меня просто-напросто была слишком жидкая краска для фильтра.
После просушки установил на место стойки шасси (тут ничего особого, лишь имитировал гидравлику из проволоки), приклеил колёса, вставил винт.
Финишный слой матового лака.
Натянул антенну из нити от бантика, покрасил её моими любимыми металликами от Humbrol, которыми, между прочим, покрашены стволы пулемётов.
С пигментами решил сначала не заморачиваться, но появлялось чувство незавершённости модели при её осмотре. Поэтому нанёс совсем чуть-чуть сажи за стволами и выхлопными патрубками, и немного "попылил" самолёт снизу.
На этом окончательно остановился, решив, что лучшее - враг хорошего.
И вот что получил на выходе.
В качестве итога.
1. Работать с данной моделью понравилось. Очень.
2. В ходе стройки симпатия к этой машине выросла в нечто большее, что скорректировало модельные планы на будущее.
3. Решительно буду строить и дальше модели от ICM. Тем более имею немалый их запас.
Выражаю благодарность за оказанную помощь и поддержку всем коллегам и друзьям.