В данной статье автор, не претендуя на оригинальность, проводит последовательный анализ опыта решения транспортных проблем крупными мегаполисами мира и предлагает последовательность организационных мероприятий, позволяющих добиться кардинального улучшения транспортной ситуации в столице.
Существует множество версий и пониманий, из-за чего появляются пробки. В проблемах винят нерадивое ГАИ, невежливых водителей, плохие дорожные развязки и многое другое. Но при этом все согласны с утверждением, что в городе просто стало слишком много машин.
Давайте попробуем понять, что побуждает жителя столицы пересесть на автомобиль? В первую очередь, это стремление к комфорту и наличие материальных возможностей этот комфорт себе обеспечить. Основная масса жителей Москвы и Подмосковья так или иначе вынуждена использовать транспорт для того, чтобы добраться от места проживания к месту работы. И выбор способов очень не велик - пригородные поезда, метро и автомобиль. Из наземного транспорта относительно дееспособными остались только маршрутные такси, курсирующие до метро и обратно. При этом комфорт и безопасность общественный транспорт в сложившейся ситуации тотальной перегрузки обеспечить не может.
Кроме этого, есть понимание, что потенциал железнодорожно транспорта - пригородного и метро, практически исчерпан и с каждым годом ситуация будет становиться все хуже. В переходах между станциями метро в час пик образуются невиданные ранее пробки, пригородные электрички пассажиры вынуждены брать штурмом на каждой станции, на нижегородском направлении люди стали ездить на крышах вагонов, как в послевоенные годы. В таких условиях под сомнение ставится уже не комфорт, а физическая безопасность пассажиров. Из этого следует, что сегодня мало решать проблему автомобильных пробок, необходимо разгрузить ж/д транспорт, при этом предоставляя качественные транспортные услуги непрерывно возрастающему количеству пассажиров.
Автомобиль сейчас может предложить своему владельцу комфорт, но из-за пробок не может обеспечить скорость. Общественный транспорт, в частности метро, наоборот - обеспечивает скорость, но честно признаемся, в нечеловеческих условиях. Задача будет иметь решение, если удастся предложить людям что-то сбалансированное из того и другого. Опыт крупных мегаполисов западных стран, например Лондона, подсказывает, что такое решение есть и оно заключается в создании развитой системы наземного общественного транспорта с одновременным искусственным ограничением личного автотранспорта. Давайте посчитаем: в личном автомобиле обычно перемещается 1-2 человека, а в двухэтажном автобусе с удобством размещается 60 человек. В Москве этот потенциал сейчас не может использоваться, так как наземный общественный транспорт не обеспечивает нам ни скорости, ни комфорта. Путь от дома на работу не прогнозируется по времени и этот фактор окончательно лишает наземный общественный транспорт какой-либо конкурентоспособности. Как следствие вечерами в центре города мы видим парадоксальную картину - в пробках стоят практически пустые троллейбусы и автобусы.
Правильно поставленная задача содержит в себе намек на решение. Для того чтобы наземный транспорт снова начал выполнять свою функцию, необходимо гарантировать пассажирам доступность, скорость, предсказуемость и комфорт. Теперь, когда мы обозначили условия, на которых москвичи согласятся вновь использовать наземный транспорт, давайте посмотрим, как они могут быть исполнены.
В первую очередь необходимо создать условия к сокращению использования личного транспорта для перемещения по городу. Снова вернемся к опыту крупных мегаполисов. В Нью-Йорке, Лондоне, Риме, Женеве и других крупных городах автомобиль может быть припаркован только в местах для этого предназначенных. Практически всегда парковка является платной. И самое важное - парковка в неположенном месте неизбежно влечет за собой весьма внушительный штраф. Процедура выписывания штрафа предельно проста, она не предполагает общения с водителями и владельцами автомобилей, штраф выписывается на автомобиль, а в базе данных закрепляется за владельцем автомобиля. и оставляется под дворниками на лобовом стекле. Эти жесткие условия парковки приводят к тому, что автовладелец, планируя поездку утром на работу, вынужден принимать в расчет тот факт, что он уже не сможет припарковаться на тротуаре рядом с офисом, так как это он делал раньше. Доехав до места работы или встречи, ему придется потратить неопределенное количество времени на поиски свободного места для парковки, барражируя по окрестностям. Найдя свободное место, ему придется еще и заплатить за парковку, а днем выходить к машине и доплачивать, так как оплатить стоянку, т.е. аренду муниципальной земли, сразу за 8 часов будет нельзя. Любое другое решение - оставить машину на тротуаре или не оплатить парковку неизбежно должно наказываться серьезным штрафом. В этих условиях при наличии альтернативы в виде автобуса, следующего строго по расписанию, и разгруженного метро, наш автовладелец вполне может и должен будет предпочесть общественный транспорт. Именно этот принцип работает в крупнейших западных и азиатских мегаполисах. Например, в Нью-Йорке этот метод привел к тому, что использовать личный транспорт для того, чтобы добираться до работы на Манхэттене стало слишком дорого, неудобно и в целом бессмысленно, когда под рукой имеется развитая сеть общественного транспорта и такси.
Давайте посмотрим, какие конкретно шаги могут привести нас к указанной цели:
1. На плане города необходимо обозначить все разрешенные для парковки места. Размечены должны быть даже парковочные места во дворах, особенно центре города.
2. Потребуется создать городскую структуру, которая будет в непрерывном режиме контролировать соответствие парковочных мест согласованному плану, а также обсуживать парковочные автоматы.
3. Потребует решения вопрос о том, какая служба должна будет заниматься выписыванием штрафов за неправильную парковку. Совершенно не обязательно, что этим должно заниматься ГАИ, эта функция может быть передана муниципальным службам, либо даже привлекаемым организациям. Сумму штрафа должны определять городские власти, недопустимо, чтобы размер штрафа определялся на федеральном уровне (в регионах высокие штрафы будут необоснованными). Процедуры выписки штрафа и его оплата должны быть максимально упрощены. В то же время, во избежание злоупотреблений, необходимо производить фотографирование неправильно припаркованного автомобиля (2 фотографии - гос. номер и автомобиль с привязкой к местности). Обжалование штрафов также должно проводиться по упрощенной процедуре путем предъявления цифровых фотографий и протокола. В соответствии с принятыми решениями, потребуются вносить изменения как в федеральное, так и в местное законодательство.
4. Спроектировать и заказать парковочные автоматы. Они должны предоставлять возможность приема оплаты наличными деньгами и платежными картами. Имеет смысл предусмотреть ограничения продолжительности парковки, к примеру не следует принимать оплату за один раз более, чем на 6 часов. Эффективность одного парковочного места на торговой улице будет намного выше, если за день им воспользуется 8-10 автомобилей по часу, а не один с 9 до 18.
Одновременно с этой подготовительной работой, необходимо привести в надлежащее состояние наземный общественный транспорт:
5. Большинство маршрутов городских автобусов и троллейбусов было проложено 30-40 лет назад. За это время город полностью изменил свое лицо. Появилось ТТК, в магистраль превратился МКАД, выросло множество новых плотно заселённых районов. В нашем распоряжении статистика перемещений автомобилей и неограниченные вычислительные ресурсы современных компьютеров. Необходимо полностью пересчитать маршруты с учетом реальных потребностей пассажиров. Выстроить четкие расписания, предусматривающие стыковки разных маршрутов, апробировать на математических моделях в условиях различной загруженности дорожной сети города.
6. По примеру того же Лондона или Праги крайне желательно оснастить остановки электронным табло с реальной информацией о расписании движения транспорта по маршрутам. Точность расписания - ключевой элемент всей системы общественного транспорта деловой столицы страны.
7. Обеспечить в дневное время интервалы между автобусами не более 5-6 минут. В час пик 4-5 минут.
8.
Начать переоснащение парка автобусов и троллейбусов. Опыт Сингапура и Гонконга рекомендует двухэтажные автобусы на 80 сидячих мест. Транспорт должен быть комфортным, безопасным и экологичным.
9. Убрать турникеты, так как они увеличивают время стоянки и замедляют скорость движения по маршруту (очень важный показатель).
10. Изменить систему оплаты проезда. Пассажир не должен платить три цены за проезд из-за необходимости двух пересадок - это в первую очередь проблема несовершенства транспортной системы, а не пассажира. Можно применять принятую во многих европейских странах систему с оплатой времени движения на городском транспорте. Стоит обратить внимание на опыт внедрения в Лондоне платежной системы Oyster.
Ужесточение правил парковки должен совпасть с завершением реинжиниринга наземной транспортной системы с точностью до дня. Разумно этот переход произвести летом в период снижения транспортной нагрузки. Успех проекта, который может быть реализован за год-два, будет гарантирован опытом зарубежных мегаполисов. При реализации проекта, крайне важно избежать перегибов, не создать предпосылок для коррупции. После того, как система будет выстроена, ее ждет сложный переходный период. Потребуются жесткий контроль исполнения заданных правил, и одновременно с этим усилия СМИ для объяснения населению преимуществ использования общественного транспорта.
Безусловно, потребуется и ручная «тонкая настройка» системы. В первую очередь потребуется создание перехватывающих муниципальных парковок. Где-то будет целесообразным организовать выделенные полосы для наземного транспорта, где-то модифицировать транспортные развязки.
Воплощение в жизнь такого проекта - серьезнейшая организационная задача, которая может быть реализована только руководством города при всесторонней поддержке на федеральном уровне. Однако и эффекты от этой работы могут быть получены весьма серьезные:
Будет реализован недооцененный потенциал пассажирских перевозок наземным транспортом. Комфорт и скорость общественного транспорта и личного будет сбалансирован, что позволит улучшить общую транспортную ситуацию. За счет сокращения единиц транспортных средств улучшится экологическая обстановка в городе. Ужесточение правил парковки приведет к увеличению пропускной способности дорожной сети города, сделает город чище и удобнее для жизни. Смогут нормально функционировать специальные службы - скорая помощь, пожарная служба, милиция.