Невыносимая легкость политического бытия

Jan 19, 2014 17:00

России в декабре пришлось очень плотно заниматься постсоветским пространством. Это беспокойное и разношерстное сообщество научилось тонко и точно бить в нервные узлы Москвы, чтобы вызывать желательные реакции.

Впереди всех были, разумеется, украинские братья. Тщательно пестуемый и властью и оппозицией Евромайдан если на кого и оказал влияние, то, скорее, на самих митингующих. Москва была нейтральна и холодна - не впервой, уже привыкли.

Тем не менее, Янукович получил денег. Меньше, чем хотел, но больше, чем мог ожидать. Россия в буквальном смысле спасла Киев от дефолта. Теперь важно понять - зачем?

Большим проектом Путина является Евразийский экономический союз. Сам Президент не хотел бы видеть в его названии слово «экономический». Проект вполне в тренде: расширение рынков, создание зон свободной торговли, беспрепятственное движение товаров, капитала и рабочей силы. Помимо основного тренда есть еще два измерения. Путин хотел бы говорить с Европой на равных. Для этого необходимо иметь собственный, достаточно весомый союз. К тому же, Путин хотел бы, чтобы с членами этого Союза внешние силы говорили через Москву, а не напрямую.
Пока не получается. Препятствием, как ни парадоксально, является вовсе не Европа, а Китай. Не секрет, что в строительстве Евразийского экономического союза Россия преимущественно опирается на страны Центральной Азии. А там у Китая, что называется, большие планы. Более того, Президент Украины Янукович поехал договариваться с Москвой после визита в Пекин, где не получил живых денег, но заложил китайцам часть Крыма.

Контрагенты Кремля - члены Таможенного союза Белоруссия и Казахстан - вовсе не горят желанием создавать на его основе политический союз. Экономический - пожалуйста. Но без обязательных решений наднациональных органов по поводу отношений с другими странами. Строже всех ведет себя Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Вообще-то именно он придумал Евразийский союз еще лет двадцать назад и первородство просто так не отдаст.

Не меньше проблем с неофитами. Киргизия выставила условия по приему: $200 миллионов и реконструкцию пограничной и таможенной инфраструктуры. Не получит. Армения получит 15 миллиардов рублей как бы на развитие железнодорожной сети и внутрироссийские цены на оружие (не говоря о газе). Таджикистан (который никуда пока не вступает) приобретет беспошлинные поставки нефтепродуктов. Белоруссия получила очередной кредит на 2 миллиарда долларов. Поддержка этой маленькой республики по разным оценкам обходится России от 7 до 12 миллиардов долларов в год.

Ценность принятия в Таможенный союз Киргизии и Армении, честно говоря, сомнительна. Слишком маленькие и слабые экономики. Нужно сказать, что даже если всё состоится, и Украина не будет «петлять» (по выражению ее собственных чиновников), то суммарный евразийский рынок составит 260 миллионов человек. Для импорта - хорошо. Для технологического прогресса - мало. Размер и вызывает сомнения.

Все знают, что Россия серьезно замедлилась в этом году. Рассматриваются какие угодно причины, приводятся сотни мнений и объяснений. Среди них вы не найдете ссылок только на два фактора: ВТО и Таможенный союз. Какое влияние оказали они на экономическое торможение России? Влияние есть, а ответа нет.

Теперь по вопросу, зачем дали денег Украине. Ответ очевиден: чтобы не пошла в Европу и не поменяла политическую систему, очень похожую на российскую. Тот же ответ по поводу позиции Армении, отказавшейся парафировать соглашение об ассоциации с ЕС буквально в последний момент. Так же будет решаться вопрос с Киргизией, если только Назарбаев не поставит жесткий блок.

Получается, что проект евразийской интеграции - чисто политический, мотивированный исключительно внутренними
желаниями и страхами Кремля, а потому чрезвычайно расходный для российской казны.
Зря это все. Не в Европе проблема, а в Китае.

компания "Неокон"
Previous post Next post
Up