Идея летает в воздухе

Jul 25, 2012 16:03

Недавно писал:

Инфляция эрудиции

Сегодня наткнулся:

Все мечтают иметь идеальную память, которая могла бы хранить сотни томов энциклопедий. В фантастических романах супергерои или андроиды блещут эрудицией, на ходу выдавая требуемые факты. Пока такое невозможно - нельзя как на «флешку» записывать и воспроизводить воспоминания, которые хранит мозг. Однако каждый, кто читает эту статью, пользуется еще более совершенным видом памяти - интернетом.

В конце 2011 года психологи из Колумбийского Университета экспериментально проверили влияние интернета на память человека. Оказалось, что люди лучше запоминают ключевые слова в «поисковике» или название папки в компьютере, чем саму суть информации. Т.е. в памяти современного человека остается лишь способ поиска нужных данных - сама информация их интересует только тогда, когда она нужна.

Таким образом, оказалось пророческой концепция транзактивной памяти, которую впервые озвучил около 30 лет назад гарвардский психолог Даниэл Вегнер. Новый тип памяти по сути является техногенной разновидностью коллективной социальной памяти. Последняя знакома и понятна: мы намного хуже запоминаем номера телефона, исторические факты и т.п., если рядом есть человек, отлично владеющий данной информацией, короче - проще спросить, чем самому ломать голову. Интернет выполняет аналогичную функцию, заменяя эрудированного собеседника.

Получается, что мы, сами того не заметив, радикально расширили возможности нашего мозга, пускай и посредством техники. При этом транзактивная интернет-память намного совершеннее «энциклопедии в голове», поскольку информация в глобальной сети постоянно обновляется. Таким образом, нет нужды постоянно «загружать» мозг тоннами ненужной информации - достаточно знать, как ее найти и иметь под рукой соответствующую точку доступа в сеть интернет. Вы скажете: «В чем смысл, ведь на экзамене запрещено пользоваться интернетом?» Да, нынешняя система образования в чем-то отстала от прогресса: ненужная зубрежка, бессмысленное повторение вслух фактов, вычитанных из учебника… Оценивают не потенциал человека в той или иной области, а его способность к запоминанию информации, которую в интернете можно найти за минуту. Тем не менее, в некоторых странах подход к обучению потихоньку пересматривается: основной упор стараются сделать на творческое осмысление существующих знаний, объединение знаний из различных областей в новую идею, умение находить общий язык с другими людьми для реализации сложных проектов и т.д.
Взято отсюда

antropology, creativity, Теория вещей

Previous post Next post
Up