Жизнь дороже Страха или Гуманитарное знание

Apr 08, 2023 11:50


Многие тысячелетия человечество накапливало гуманитарного знание: как в легендах, народных сказаниях, традициях и правилах, так и в систематически оформленных религиозных и религиозно-литературных произведениях (Ригведа, Махабхарата, Авеста, Илиада, Библия) и дошедших до нас философских трактатах Сократа, Гераклита, Аристотеля, Платона и других. Все эти труды заложили онтологию философского знания и стали канонической основой большинства современных религий от Востока до Запада. Эти знания стали основой нашего сегодняшнего мировоззрения, образа жизни и правил поведения в обществе.  При этом как народные знахари, так и религиозные проповедники и универсальные ученые (а раньше других не было) вплоть до сегодняшних дней оставались мистиками, отдавали дань неизвестному и объективно непознаваемому («я знаю что я ничего не знаю»), занимались алхимией, искали философский камень, верили в Бога, провидение и чудо. Гуманитарное знание необъятно, разнообразно, местами внутренне противоречиво и мало систематизировано. Для проникновения в него не хватит жизни, нужен продолжительный и плотный личный практический опыт включенности в активную созидательную и социальную жизнь, хорошие учителя, глубокое вовлеченность в религиозно-философскую традицию.



Глубокому проникновение в научно-техническое знание не более 500 лет, при этом оно развивалось по экспоненте и особенно плотные открытия пришлись на конец 19-го и первую половину 20-го века. Техническое знание достаточно плотно, компактно, достаточно четко формализировано в книгах (и электронных носителях), легко проверяемо  и относительно быстро и просто может быть изучено. Из здорового, в меру одаренного ученика можно воспитать квалифицированного инженера или начинающего ученого за 5 лет

Гуманитарное знание (знание о человеке и его жизни в целом) - это общее широкое знание обо всем. Техническое знание - узкоспециализированное, прикладное, служебное, решает конкретные краткосрочные утилитарные материальные задачи.

Можно иметь опыт общения с конкретной культурной группой людей, но чтобы основательно понимать как устроена человеческая психика и ценности и образ жизни всего человечества, а еще сложнее - проблемы своей собственной жизни, не хватит только своего личного опыта и времени одной жизни, нужно продолжительное воспитание, возможно в нескольких поколениях, в определённой культурной среде высокого уровня развития - наследственная аристократия, духовенство, ученые, инженеры, музыканты, художники. Это истоки формирования элиты общества - когда знание и мудрость с новыми поколениями постоянно накапливаются, а не рассеиваются и/или воссоздаются каждый раз с нуля.

А почему?

Потому что разум - это самая сложная эволюционная конструкция. У него гораздо больше степеней свободы чем у материи и энергии, которые движутся по детерминированным правилам (не всегда). Человек привязанный к техническим знаниям (знания по управлению энергией и материей) детерминирован вместе с ними, более того он прямолинейно переносит технические правила на гуманитарный мир (мир разумного и свободного человека) - и ошибается.

А технические правила - это всего лишь утилитарное использование инструментария для оптимальной реализации гуманитарного выбора, базовый из которых - выжить, а более высокие - развиться и/или размножиться.

А в гуманитарном мире все пути открыты: на уровне идей возможно движение в любом направлении, выбор любого поля деятельности и/или парадигмы / концепции развития внутри него.

Страх в этом смысле не только следствие незнания, но и следствие зажатости в кольцо ложно детерминированного выбора - западня и неволя ложно детерминированного ситуацией и прошлыми поступками человека - синоним несвободы, безысходности, паники от псевдо-неизбежного

Как говорят психологи, главным в решении проблем человеческой психики (когда она дает сбои) для каждого конкретного пациента является определение что важное и что не важное в его жизни, что важнее. Чтобы решить это надо идти к истокам. Истоки начинаются с Бытия и возникновения жизни.  А в жизни конкретного человека, прежде всего, важна его собственная жизнь, здоровье, сохранение жизни и здоровья. По сравнению с ними приходящие психологические неурядицы, ссоры с друзьями или коллегами, учебные или бизнес ошибки,  технические, коммерческие или спортивные провалы, беспокойство о своем статусе, материальной неустроенности или неизвестности будущего, техническая поломка машины или компьютера, материальная потеря денег или драгоценностей - просто чепуха.

Страх может быть привязан к какой-то неопределённости, или связан с риском возникновения какой-то конкретной опасности, но больше определяется беспокойством по поводу несущественных для человека вещей (предметов, оценок, ситуаций, ожиданий) и неизвестностью в целом.

Если страх не вызван угрозой жизни и здоровью, то остальные угрозы, а главное беспокойство связанное с ними, можно фильтровать и девальвировать вплоть до нуля. Страх можно рассеивать знанием. И даже в реально критической ситуации угрожающей выживанию индивиду страх не должен затмевать разум и замораживать дееспособность человека, которые напрямую определяют выживаемость индивида.

ИТОГО:

Утилитарные технические знания должны помогать человеку жить и познавать жизнь, расширять его гуманитарное знание - знание о человеке и для человека - как ему жить, для чего жить, зачем жить и/или решать его текущие преходящие специализированные проблемы.

Гуманитарное же знание определяет его мировоззрение, жизнь человека в целом, его образ жизни, его уровень развития, а потом и техническую или специализированную жизнеспособность.

Страх же - это и отсутствие знания (как готовность воспринимать вызов), беспокойство, неуверенность перед новой задачей - его можно преодолевать или знанием или поступком и/или работой - и/или ложная детерминированность гнетущей ситуацией и/или вызов ее преодолеть - это решается расширением степеней свободы: поиском нового знания, творчеством, выбором.

См. также:

Подвиг, Работа или Беспокойство https://john-thunders.livejournal.com/15035.html

Смысл жизни https://john-thunders.livejournal.com/25976.html

Йод Хе Вау Хе, ОМ, Аз Есмь https://john-thunders.livejournal.com/30365.html

Сила 2 https://john-thunders.livejournal.com/30022.html

Силы 1 https://john-thunders.livejournal.com/17394.html

Слабость ( https://john-thunders.livejournal.com/20049.html)

Жизнь ( https://john-thunders.livejournal.com/17412.html)

Чудо ( https://john-thunders.livejournal.com/19671.html)

Полная конспирация 2 ( https://john-thunders.livejournal.com/22294.html)

Полная конспирация 1 ( https://john-thunders.livejournal.com/19717.html)

К теории познания: Память или Понимание, Преобразование или Открытие ( https://john-thunders.livejournal.com/7990.html)

Мир - непредсказуемая игра "теней" или творчество, где все зависит от … Художника? ( https://john-thunders.livejournal.com/13834.html)

Дух, Вера, Любовь, Красота в Эволюции Бытия https://john-thunders.livejournal.com/8655.html

Красота без компромиссов ( https://john-thunders.livejournal.com/14528.html)

Вина, Карма, Судьба, Долг, Призвание, Общее дело vs Радость, Счастье, Смысл жизни ( https://john-thunders.livejournal.com/8881.html)

БОГ как бесконечное развитие ( https://john-thunders.livejournal.com/7103.html)

Previous post Next post
Up