С Павлом не во всем можно согласиться. К примеру, когда он говорит о достоинствах советского человека. Был ли коллективизм - очень большой вопрос. Яростно подавляя любые проявления индивидуализма (в первую очередь у Русских), коммунисты вместе с тем не допускали никаких форм самоорганизации населения - они признавали лишь формы организации, полностью подчиненные и подконтрольные им. Кстати, и с общиной покончили именено они - в годы коллективизации. Так что никаким "общинником" советский человек не был и не мого быть - во всяком случае, с 1930-х гг.(колхоз - это отнюдь не община). Ну и их коллективизм, в итоге, оказался в значительной мере фальшивым, чисто казенным, показным, не выдержавшим испытаения временем. Да и два других положительных качества присутствовали у советских граждан Русской национальности лишь до определенного времени - в 70х, а тем более в 80х годах их уже не было и в помине. Пресловутый феномен "совка", увы, в принципе был несовместим с этими достоинствами. Не стоит путать суровые реалии жизни и казенную мифологию; мы, те кто помнит последние десятилетия советской эпохи, и тогда чувствовали пропасть между тем, что декларировалось, и тем, что было на деле.
Да и два других положительных качества присутствовали у советских граждан Русской национальности лишь до определенного времени - в 70х, а тем более в 80х годах их уже не было и в помине. Пресловутый феномен "совка", увы, в принципе был несовместим с этими достоинствами. Не стоит путать суровые реалии жизни и казенную мифологию; мы, те кто помнит последние десятилетия советской эпохи, и тогда чувствовали пропасть между тем, что декларировалось, и тем, что было на деле.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment