Оригинал взят у
haile_rastafari в
СИНЬХАЙСКИЙ СЦЕНАРИЙ. (часть 1) Цикл "РУБИКОН".
«Мы придумали революцию, но не сумели ею управлять» (с).
/Петер Вайс, «Марат/Сад» /
Доброго времени суток, уважаемые коллеги и соратники.
Возмутитель международного спокойствия Уго Чавес незадолго до смерти сокрушался о том, что вся венесуэльская революция держится на нём одном. И что, если он не успеет создать по-настоящему революционную партию до того, как онкология окончательно возьмёт над ним верх, то революция эта рассыплется «яко вовсе не бывши». Хотя, по словам наблюдателей, команданте Уго скромничал и эффективную революционную партию он всё-таки создал. Что ж, дай Бог. Но вот только в главном-то он прав: без того, что я бы назвал «партией революционного субъекта», революция из чёткого, пусть и жестокого, но вполне осмысленного процесса превращается в разъярённого мустанга без наездника, который только и может крушить всё вокруг. И либо, рано или поздно, кто-нибудь её оседлает, либо она просто уничтожит и государство, и народ. Это жестоко, но это правда. Ведь в ходе любой истинной революции высвобождаются невероятные силы и невероятные энергии. Это сродни ядерной реакции, которая выходит из-под контроля.
Но что же такое эта самая «партия революционного субъекта»? Это совершенно не обязательно партия в буквальном смысле слова. Ею может быть и классическая партия с жёсткой оргструктурой (как большевики в России). Ею может быть и широкая коалиция патриотических сил (как Индийский Национальный Конгресс и Африканский Национальный Конгресс). Ею может быть даже Церковь (как случилось, скажем, в Доминиканской Республике периода войны за независимость от Гаити). Форма может быть любой, но содержание одно: это организация достаточной силы и эффективности, наиболее полно реализующая интересы революционного субъекта, крепко объединённая общими целями и верностью общей идее, обладающая достаточной мобилизационной, организационной и идеологической мощью. Революционным же субъектом будущей Русской Революции является активно нарождающийся русский этнокласс. Вот его интересы и должна наиболее полно реализовывать такая организация достаточной силы и мощи. С моей точки зрения, из-за стремительности развития событий таковой вряд ли будет являться одна партия, как было в 1917 году. Просто потому, что организация-одиночка к моменту начало активной фазы Русской Революции набрать достаточный вес элементарно не успеет. А значит, людей у неё будет банально не хватать на такой широкий охват, даже если ей удастся выстроить достаточный уровень дисциплины. Значит такой «партией революционного субъекта» должна стать широкая коалиция русских патриотов, причём, как правого, так и левого толка, объединённая не по чисто идеологическому, а по более глубинному, ценностному принципу (как было в Индии и в ЮАР). Более подробно я описывал это в
третьей главе книги «РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. Идеология победы». Саккумулировать достаточную мощь получится только таким образом. Причём, сделать это нужно ДО того, как произойдёт революционный взрыв. Потом может быть элементарно поздно - у всех участников «большой игры» будут уже совершенно иные помыслы.
Ну, а если всё-таки этого не произойдёт, что тогда? Какой в этом случае сценарий развития событий будут вынуждены перенести Россия и русский народ? Об этом мы с вами сейчас и поговорим. И снова нашим орудием в этом разговоре будет историческая аналогия. Такое ведь уже происходило. Только не в России.
Справедливости ради замечу, что сто лет назад от того сценария, который мы сегодня будем рассматривать, Россию отделял буквально один шаг: Февральская революция начинала развиваться именно по нему - полное отсутствие какой-либо вменяемой движущей силы уже начинало делать своё дело, погружая страну в абсолютный хаос. Однако же, в итоге она по нему не пошла. А значит, сравнение с 1917 годом здесь будет неуместно. Но не только по этой причине такое сравнение было бы некорректным. Дело в том, что сама ситуация в нынешней РФ во многом отличается от ситуации в предреволюционной Российской Империи. Отличается слишком сильно, для того, чтобы их сравнивать. Но была страна, положение дел в которой походило на наше нынешнее куда больше. А, порою, даже вплоть до мелких деталей. Это цинский Китай. Да коллеги, именно он. И мы сегодня подробно рассмотрим это сходство. А стало быть, и у Русской Революции есть все шансы походить, скорее, на Синьхайскую революция 1911 года, нежели повторить наш собственный опыт вековой давности. Хотя, скажу вам честно: не дай Бог. Более того, я считаю, что мы обязаны сделать всё для того, чтобы избежать синьхайского сценария для России.
Некоторые соратники могут возмутиться тому, что я сравниваю русских с китайцами. Отвечу им одно: поумерьте свою гордыню, братья. Потому, что Китай - это, на минуточку, одна из древнейших цивилизаций, с уникальной культурой и огромной историей. Что, кстати, очень роднит его с Россией, даже не смотря на абсолютную некомплиментарность русских и китайцев. Но этим сходство отнюдь не ограничивается. Базовыми элементами его являются следующие:
I. Сказать, что уровень коррупции в предреволюционном цинском Китае был огромным, значит не сказать ничего. Он был просто чудовищным. Продавалось и покупалось всё. Государственный аппарат был полностью и абсолютно разложен, не имел понятия ни о каком патриотизме и исповедовал только собственные интересы. Хоть как-то его сдерживал только страх перед гневом императорского двора. Который, впрочем, карал не за преступления, а, скорее, за нелояльность, на всё прочее глядя сквозь пальцы. Шло активнейшее разграбление страны иностранными государствами (включая и нашу Россию). Ярчайшим примером служит то, что за взятку местному чиновнику ушлые представители русского Императора фактически смогли получить целую Маньчжурию и город Харбин. Кроме того, цинское правительство предпринимало колоссальные «национальные проекты», которые, теоретически, должны были приносить пользу, но практически становились почвой для немыслимого воровства и распила средств, просто добивавшего экономику. Пример: постройка Хугуанских железных дорог, которые мыслились, как большое благо для инфраструктуры страны, но из-за коррупции легли на неё таким непосильным ярмом, что это даже привело к восстанию. Лично мне это, отчего-то, сильно напоминает пресловутую «Сочинскую олимпиаду», а так же только надвигающийся чемпионат мира по футболу 2018 года, который вполне может её затмить. А знаете, каким образом выходило из положения гениальное цинское правительство? Брало кредиты у «международных организаций». На очень знакомых нам условиях и под очень знакомый нам процент. И всё это сочеталось с крайней степенью бесправия простого народа. Тут вообще добавить нечего.
II. Империя Цин была этнической Химерой. Правда, в отличие от той юной Химеры, которую сейчас
возводят власти РФ, цинская Химера была старой и заслуженной. Власть в цинском Китае принадлежала небольшому, но крайне агрессивному национальному меньшинству - маньчжурам. И это меньшинство, по всем законам Химеры, всячески подавляло и угнетало этнических китайцев (ханьцев). Население Поднебесной вполне определённо делилось по национальному признаку. Причём, делилось на первый и третий сорт. К примеру, любой полицейский мог взять и обезглавить ханьского прохожего просто так, в демонстрационных целях (такие случаи фиксировались британскими миссионерами). А чего церемониться, они же ханьцы? Быдло серое, безответное. И это в сочетании с тем, что как раз тогда ханьцы переживали период бурного национального пробуждения. В результате чего Синьхайская революция носила ярко выраженный национально-освободительный характер.
III. В связи со всем перечисленным Синьхайская революция походила на грядущую Русскую Революцию ещё и характером неразрешимых противоречий, её породивших. Сочетание национального и классового угнетения делало её и национальной, и социалистической одновременно. Кстати говоря, именно непонимание этого факта, в конечном итоге, весьма печально сказалось на судьбе очень многих китайских революционных сообществ, включая и партию «Гоминьдан».
Ну, так что, коллеги, вы по-прежнему не находите сходства? Но это только предыстория. Так сказать, прелюдия. О самой же Синьхайской революции и о том, каким образом этот сценарий может реализоваться в России, я буду вам рассказывать в лицах.
Персона №1.
Императрица ЦЫ СИ.
Многолетняя фактическая правительница цинского Китая и одна из самых отвратительных фигур в его истории. Некоторые историки, правда, утверждают, что она была не так плоха и её сделали чем-то вроде «козла отпущения» за все накопившиеся проблемы. Но таких единицы. Подавляющее же большинство экспертов и материкового Китая, и Тайваня сходятся в том, что именно её правление подкосило Империю Цин.
У власти она стояла достаточно долго, придя к ней в результате подковёрного дворцового переворота. При абсолютной бездарности, недальновидности и убогости в качестве государственного деятеля она отличалась такими качествами, как удивительная цепкость, звериное чутьё, непревзойдённость в интригах и коварство. А при этом ещё невероятная жадность, властолюбие и дикое самодурство провинциального барина. Она уничтожала всех, кто мог хотя бы потенциально угрожать её власти. Да, собственная власть - это единственное, что её по-настоящему заботило. И в итоге вокруг неё (а значит и на политическом Олимпе цинского Китая) остались только две категории деятелей: бездарные лизоблюды и ловкие интриганы. О благе государства из них не думал никто. Да она этого и не требовала. Личная преданность ей - вот всё, что нужно было от чиновников.
В результате коррупция, и так являвшаяся для Китая чем-то вроде древней традиции, выросла до масштабов, абсолютно несовместимых с жизнью страны. Знаете, кого она мне напоминает? Бориса Николаевича Ельцина. А ведь сходство-то действительно разительное. Тем более с учётом того, что рычаги власти при Цы Си были полностью захвачены жадной и коррумпированной семьёй этой бывшей императорской наложницы. Да уж, действительно, ничто в этом мире не ново.
При них обоих страна действительно была доведена до ручки. А те, кто пришёл вслед за ними, не смогли и, главное, не захотели изменить что-либо всерьёз.
Кстати, о них…
Персона №2.
Великий князь ЧУНЬ.
Так же известный как Айсиньгёро Цзайфэн. Регент Империи.
Его малолетний сын
Пу И был посажен на трон Поднебесной по воле умиравшей Цы Си. Что лишний раз доказывает её крайнюю бездарность и бесконечное самодурство. В той ситуации, в какую уже тогда скатывалась страна, сажать на трон ребёнка было просто чудовищной глупостью и безответственностью. Но китайский Борис Николаевич в юбке остался верен себе и на смертном одре.
Что можно сказать о принце Чуне? Я бы сказал, что представлял он из себя несколько улучшенный вариант Путина. Не в плане таланта, а в плане искренности. По моему мнению, он на самом деле пытался хоть что-то изменить в умиравшем цинском Китае. Объявлял о каких-то громких инициативах, крупных проектах, раздавал обещания. Но в итоге при нём выходило всё так же, как при Владимире Владимировиче: менять что-либо принципиально Чунь не желал. Он искренне верил, что Империю Цин может спасти и косметический ремонт. При этом метался между разными бюрократическими кланами, одаривая то тех, то других. Он так же, как и Путин, был выдвиженцем «семьи», и точно так же очень быстро стал ею ненавидим за свои попытки перераспределения сил во власти. Вокруг него даже сгруппировались некие «патриотически настроенные» чиновники.
Вот только всё это было абсолютно тщетно. Потому, что любая серьёзная инициатива, начатая им, подвергалась тотальному саботажу всесильной цинской бюрократии. И это при том, что инициативы его были, воистину, косметическими. Принц Чунь был плотью от плоти той системы, во главе которой стоял. Он был точно таким же цинским чиновником, как и все остальные. А к чему такие представители системной бюрократии склонны меньше всего? К изменению системы. Им это просто не нужно. Им и так хорошо живётся. В их мирке всё нормально. И какой-либо дальновидностью они тоже не отличались никогда. Кто-то очень метко про них заметил, что даже сидя на дрезине, несущейся в пропасть, они не сделают ничего, чтоб это предотвратить, а будут заняты только делёжкой власти и денег, будут вылукивать свои мелкие, сиюминутные выгоды. Они просто не умеют мыслить иными категориями. И весь отпущенный ему срок у власти (чуть менее трёх лет) принц Чунь занимался именно этим. А вместе с ним и весь цинский режим.
Между тем неразрешимые противоречия в Китае продолжали копиться, пока 10 октября 1911 года не
полыхнули адским пламенем в казармах сапёрного батальона города Учан.
И как всегда началось всё с сущей мелочи. Надо сказать, что порядки в китайской армии той поры несколько отличались от нынешних. Если у наших солдат принято сдавать оружие в оружейную комнату, то у китайцев было принято сдавать только боеприпасы, а с винтовками солдаты не расставались. И в тот вечер проверяющий сержант недоглядел. Банально зевнул и позволил солдату пронести в казарму один патрон. Всего один. Единственный патрон, решивший всё. Сначала солдаты застрелили и обезоружили дежурного офицера, потом захватили арсенал, потом к ним примкнуло несколько пехотных полков и артиллерийский дивизион. А уже к утру 12 октября в руках восставших было всё трёхградье Ухань, административный центр ключевой провинции Хубэй. Беспорядки в цинской армии не были новостью. Но в этот раз произошло неожиданное: внезапно к восставшим начали примыкать толпы народа. Ухань была промышленным центром оружейного и порохового производства, так что с вооружением этих добровольцев никаких проблем не возникло. И из искры возгорелось пламя…
После этого революцию было уже не остановить. И тут на сцену вышли те, кто и должен был стать той самой партией революционного субъекта.
Персона № 3.
СУНЬ ЯТСЕН.
Первый лидер Синьхайской революции, посмертно получивший титул «Отец нации».
Суня можно назвать, своего рода, китайским нацдемом умеренного толка. Он был сторонникам «европейского выбора», президентской и парламентской формы правления, выборной демократии западного образца и прочих подобных прелестей. Кроме того, он отнюдь не возражал против «предоставления большей автономии провинциям». В общем, в наличии у него был полный джентльменский набор соответствующей революционной фракции.
1 января 1912 года он был избран первым президентом Китая и в должности этой пробыл всего 4 месяца, до 1 апреля того же года. Почему так недолго? Ведь он, по сути, был общепризнанным лидером, уважаемым в народе и нашедшим подходы к финансовым воротилам Европы. Ответ прост: не удержал власть. И причины этого как раз в том, с чего началась эта статья.
Его партия «
Союз Возрождения Китая», сознанная в 1894 году, по сути была идеологическим пустым местом. Не смотря на неплохую «уличную активность», она не апеллировала к широким народным массам, а только к неким избранным. Но, главное: она не имела никакого представления о том, что же она будет строить после революции. Фактически СВК руководствовался таким знакомым и до боли близким нам идеологическим клише: «Сначала свергнем, а там посмотрим» (тм).
Даже когда в 1905 году он, объединившись с ещё несколькими партиями, создал организацию «
Тунмэнхой», то и тогда ясности в этом вопросе не наступило. Всё продолжало сводиться к лозунгу: «Свергнем проклятый цинский режим, выгоним маньчжурских чурок и заживём как в Европе!».
Классический образчик сакраментального: «За всё хорошее против всего плохого» (тм).
Всё это сдабривалось таким же стандартном набором лозунгов о земле, борьбе с коррупцией и создании «китайского национального государства». Я сейчас нисколько не шучу, коллеги. Я практически цитирую. Сами по себе эти лозунги прекрасны, тем более с моей националистической точки зрения. Но вот только это было всё. В буквальном смысле всё. Более ничего «Тунмэнхой» не предлагал. Маловато для колоссального государства, вам не кажется? Но вопрос-то в другом: могли ли они предложить нечто большее? А вот это вряд ли.
Флаг "Тунмэнхой", первое знамя Синьхайской революции.
Ведь «Тунмэнхой», по сути, был той самой сборной солянкой, произвольным набором разношерстных политических организаций, исповедовавших принципиально разные ценности. А значит и программа его могла быть только: а) рамочной, b) размытой, с) невнятной, d) абсолютно бестолковой. Если уж быть до конца откровенным, «Тунмэнхой» просто не знал, что делать дальше. Единственное, что удерживало вмести всю эту пёструю публику - желание свергнуть династию Цин. Да ещё былинная китайская дисциплина. Которая, кстати, является причиной того, почему в России даже такой «Тунмэнхой» создать будет весьма проблематично. Ведь при наличии одних лишь примитивных заклинаний, но без опоры на истинные ценности, такая организация здесь не просуществует и года. Но вернёмся к Китаю.
Пока существовал революционный запал, пока в республиканскую армию сбегались десятки тысяч добровольцев (что позволило буквально за месяц захватить половину страны - весь южный Китай), пока была простая и понятная цель - до тех пор всё это ухитрялось даже работать эффективно.
Но тут старая системная бюрократия нанесла неожиданный удар в спину режиму.
Персона №4.
Вдовствующая императрица ЛУН ЮЙ.
Тётка Императора Пу И. Регент Империи.
В декабре 1911 года тихий и бескровный дворцовый переворот отстранил от власти принца Чуня. На его место села Лун Юй - тётка малолетнего Императора. Ограниченная и на 100% управляемая женщина средних лет. Именно её и желала видеть на посту регента та самая группировка китайской системной бюрократии, которую я назвал бы «семьёй».
Делёж денег и власти на летящей в пропасть дрезине продолжился по всем законам жанра. Все несколько недель своего правления императрица-регентша беспомощно и безучастно взирала на этот судорожный, спазматический делёж и распил. В этот момент истинным правителем цинской части Китая стал другой человек. Фигура, безусловно, знаковая. И зловещая. Так как именно она служит главным предупреждением для нас.
Часть вторая:
http://haile-rastafari.livejournal.com/80251.html Группа "В контакте" -
http://vk.com/russkoe_gosudarstvoГруппа на "facebook" -
http://www.facebook.com/groups/RussRevo/